» » » » Коллектив Мохова - Интернет и идеологические движения в России


Авторские права

Коллектив Мохова - Интернет и идеологические движения в России

Здесь можно скачать бесплатно "Коллектив Мохова - Интернет и идеологические движения в России" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая старинная литература, издательство Новое литературное обозрение, год 0101. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Коллектив Мохова - Интернет и идеологические движения в России
Рейтинг:
Название:
Интернет и идеологические движения в России
Издательство:
Новое литературное обозрение
Год:
0101
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Интернет и идеологические движения в России"

Описание и краткое содержание "Интернет и идеологические движения в России" читать бесплатно онлайн.








Основным — конституирующим — «другим», или врагом, в дискурсе либералов выступает обобщенный образ российского политического режима — авторитарного, репрессивного, антимодернизационного. Удивительно, но советское для российских либералов не является непосредственным объектом критики. Для дистанцирования от левого сообщества, главным образом от просоветски ориентированных течений, либералы не выработали уникальных дискурсивных конструкций. Тем не менее в этих целях используются фигура Сталина и образ сталинского режима как режима тоталитарного. С одной стороны, это позволяет либералам провести границу между своим сообществом и левыми, а с другой, сравнение двух тоталитарных режимов — сталинского и гитлеровского — дискредитирует всех противников либеральных принципов организации общества и государства.

Отличительной особенностью российского либерального движения является его антироссийский дискурс, который способен, как будет показано ниже, становиться центральным — в определенное время и в особых политических условиях. Значительные социальные слои этого общества в представлении российских либералов приобретают образ «ваты» — образ объекта конструирования со стороны медийной пропаганды и непросвещенных масс, впадающих в коллективное помешательство.

Все указанные выше характеристики позволяют сделать первый вывод: консолидация либерального сообщества Рунета носит преимущественно негативный характер.

Политические цели либерального сообщества

Негативная направленность либерального дискурса и его критическая составляющая по отношению к современному положению дел в России соседствуют со слабой выраженностью политических целей. Обнаружены только четыре (во множестве их семантических вариаций) устойчивых индикатора, служащих выражением либеральных политических ценностей и требований: «европейский путь», «демократия», «правовое государство», «за честные выборы» (лозунг 2012 г., во многом утративший свою популярность два года спустя).

Во-первых, очевидно, что все эти элементы связаны друг с другом и зачастую дискурсивно подменяют друг друга. Во-вторых, очень многие традиционные ценности либеральной идеологии, в связи с довольно скупой артикуляцией политического идеала, выражены лишь имплицитно; они просто не оказываются в фокусе внимания и идеологической проработки. Это касается, например, основополагающих ценностей индивидуализма (в его противоположность холизму) и личной свободы, на которых базируются концепции прав человека, ограниченного государства и правопорядка. В отличие от западных обществ, в среде российских либералов отсутствуют осмысленные рассуждения о свободе как о принципе организации жизни людей, их взаимоотношений между собой и с верховной властью. Помимо этого, очень мало говорится о необходимости защиты прав человека и об эмансипации притесняемых групп населения. Практически не ставится под сомнение идея о необходимости вмешательства государства в экономическую жизнь; вместо этого в фокус внимания попадают лишь вопросы борьбы с коррупцией и обеспечения транспарентности действий политиков и чиновников. И это при том, что либеральная доктрина не легла в основу политического строительства в постсоветской России, а элементарные конституционные права граждан нарушаются или недолжным образом защищены269.

Это ведет к тому, что позитивный, конструктивный проект социального (пере)устройства в дискурсе либерального интернет-сообщества выражен слабо. Фактически он огранивается самыми общими требованиями модернизации российского общества и политической системы по образцу развитых стран. Основанием для такого рода требований служат поверхностные сравнения стран Европы и США с российской ситуацией.

Характеристика исследованных либеральных сообществ

В рамках изучения либерального дискурса, «живущего» в пространстве социальных медиа, мы предприняли попытку выделить наиболее популярные, взаимосвязанные и устойчивые тематики обсуждений российских либералов и характерные черты содержания их коммуникации на материале трех популярных сообществ либеральной направленности «ВКонтакте»270:

• «Эхо Москвы», http://vk.com/echomsk;

• «Свободные новости. Народ против жуликов и воров» (далее — «Свободные новости»), http://vk.com/narod_protiv;

• «Республиканская партия России — Партия народной свободы» (далее — «РПР–ПАРНАС»)271, http://vk.com/parnasparty.

Все три сообщества являются открытыми, среди их участников и подписчиков преобладают лица мужского пола. Во всех из них более 50 % участников составляют молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет. Первая группа, согласно ее описанию, является «клубом фанатов, любителей и слушателей радиостанции Эхо Москвы, а также всех тех, кто поддерживает “Эхо” и его либеральную политику». При этом администраторы сообщества замечают, что данная площадка «не является официальным представительством» одноименной радиостанции и «существует исключительно на инициативных началах пользователей данной социальной сети».

Как и сообщество «Эхо Москвы», публичная страница «Свободные новости» является площадкой, независимой от партий или каких-либо политических движений. В отличие от первой группы, здесь можно встретить публикации только от имени сообщества. Это означает, что в данном сообществе существует не только система предварительного цензурирования, но и деперсонификация прошедших редакторский фильтр сообщений. Тем не менее эта практика отнюдь не абсолютна: в большинстве случаев к сообщениям прилагаются ссылки на иные сообщества «ВКонтакте», записи в ЖЖ и на Фейсбуке или информационно-аналитические порталы.

Наконец, сообщество «РПР–ПАРНАС» отличается от остальных прежде всего своей открытой аффилиацией с одноименной политической силой: администраторы описывают сообщество как «сообщество сторонников Республиканской партии России — Партии народной свободы». Соответственно, в сообществе присутствует специфический контент, посвященный деятельности данной партии и ее лидеров как в российской столице, так и в регионах. Данное обстоятельство стало важным для выбора этого сообщества в качестве третьей площадки, анализ дискурса которой способен сказать больше о некоторых особенностях риторики либерального сообщества Рунета. В данном сообществе сообщения, как правило, публикуются от имени сообщества, однако в выборке за 2012 г. можно встретить и тексты за авторством его членов. Важно также отметить, что инициаторами публикации многих сообщений от имени сообщества являются гражданские активисты Партии народной свободы; однако сообщений за их авторством в 2014 г. значительно меньше, чем два года назад.

Идеология — главная тема и цель интернет-активности. Особенности идеологической составляющей либерального дискурса

Как и в иных идеологических сообществах Рунета, российские либералы используют площадки Сети, в том числе «ВКонтакте», в целях производства идеологического контента. Результаты анализа сообщений в трех сообществах ясно свидетельствуют: либеральный дискурс по своему составу является идеологизированным, при этом в не меньшей степени, чем дискурсы провластного сообщества конформистов, левых и националистов. Это говорит о том, что идеология стала для либералов, как и для их идеолого-политических соперников, главной составляющей и наиболее важным назначением интернет-активности. Либерально ориентированные сообщества «ВКонтакте» представляют собой дискурсивные площадки, задача которых — консолидировать сторонников определенных идеологических воззрений. Инструментами для этого служит групповое позиционирование по линии выражения симпатий и антипатий, то есть позитивная и негативная самоидентификация относительно тех или иных событий, трактуемых и оцениваемых через призму либеральных взглядов и ценностей. Остальные формы интернет-коммуникации — информирование и организация внутри сообщества — оказываются значительно менее востребованными.

В динамике, если в 2012 г. объем идеологического контента в дискурсе либералов (52 %) был сопоставим с аналогичными значениями у националистов (55 %) и сторонников российской власти (51 %), тогда как у левых уровень дискурсивной идеологизации был несколько выше (64 %), то к 2014 г. либералы оказываются самыми заинтересованными в производстве идеологических по своему содержанию сообщений, оценок и мнений — 88 % (71 % у националистов, 77 % у провластных конформистов, 66 % у левых).

В пропорциональном отношении идеологические антипатии и негативные оценки общественно-политических событий откровенно доминируют над количеством актов выражения симпатий и положительных оценок. В этом проявляется одна из ключевых черт российского либерального сообщества, представленного в Интернете, — негативная направленность его высокоидеологизированного дискурса. Либералы более всего склонны обращать внимание на негативные тенденции и вырабатывать соответствующий образ соперников, к которым относятся, как упоминалось выше, в первую очередь представители и сторонники политического режима В. Путина, а также русские националисты. В динамике роль идеологической составляющей дискурса российских либералов становится еще более значительной: доля антипатий и негативных оценок в 2014 г. во всех трех либеральных сообществах увеличилась с 46 % до 73 % от общего контента. Одновременно с этим, по сравнению с 2012 г., почти в три раза выросла доля сообщений, выражающих позитивную самоидентификацию либералов — с 5 % до 15 %. И в этом смысле, несмотря на беспрецедентно высокий уровень идеологического негатива в дискурсе либералов по состоянию на весну 2014 г., наблюдается и некоторая внутренняя динамика по развитию позитивного либерального идеологического контента. Это в конечном счете может работать на создание собственно либеральной (а не антипутинской, антироссийской или антинационалистической) идентичности: пропорция преобладания идеологических антипатий над выражением симпатий уменьшилась с 8,69 % до 4,74 %.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Интернет и идеологические движения в России"

Книги похожие на "Интернет и идеологические движения в России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив Мохова

Коллектив Мохова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Коллектив Мохова - Интернет и идеологические движения в России"

Отзывы читателей о книге "Интернет и идеологические движения в России", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.