Ольга Бредникова - Микроурбанизм. Город в деталях

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Микроурбанизм. Город в деталях"
Описание и краткое содержание "Микроурбанизм. Город в деталях" читать бесплатно онлайн.
Эта книга посвящена современному городу и вдохновлена им. Под общей обложкой собрана богатая мозаика исследовательских подходов и сюжетов, пытающихся ухватить изменчивость, множественность и неоднозначность городской жизни. Это разнообразие объединяет микроурбанизм – подход, предлагающий «близкий взгляд» на город: возможность разглядеть его через мелочи и детали. С их помощью раскрывается насыщенная повседневность города и привлекается внимание к его главным действующим лицам – обывателям, которые своими повседневными действиями, чувствами, настроением создают город, его значимые места и маршруты. Наряду с привычными, но еще не вполне знакомыми персонажами – пассажирами общественного транспорта, участниками свадебных процессий и вездесущими туристами, книга представляет читателю и относительно новых участников жизни города – открывателей заброшенных пространств, слушателей плеера, граффити-райтеров, продавцов и покупателей блошиных рынков и многих других. Насыщенный эмоциями и динамичный город создается живым языком исследователя.
242
Безусловно, и туристические, и свадебные фотографии, оседающие в домашних архивах, – это результат более или менее тщательного отбора. Отличие, на мой взгляд, в том, что у свадьбы не всегда есть время на создание большого количества снимков, из которых можно выбирать, и паре, в отличие от туристов, нужны “особенные” фотографии, без недочетов.
243
Фотографы относятся с подозрением к представителям местной свадебной инфраструктуры, наделяя их номинациями вроде “мафия”, “маргиналы”, “комичные персонажи” и проч. Фотографы, сосредотачивая внимание на паре, считают всех остальных в кадре лишними, мешающими профессиональной работе. Некоторые из “бизнесменов” действительно пытаются вмешиваться в работу фотографа, например, владельцы голубей могут пытаться “ставить” пару в кадре, мотивируя это тем, что только им известно, как могут повести себя птицы. Подобные действия воспринимаются фотографами как бесцеремонное вторжение на их профессиональную территорию. Добавлю здесь же, что участники неформального свадебного бизнеса являются активными создателями “параллельного” города, о котором не подозревают ни молодожены, ни другие гуляющие. Например, в контролируемом и просматриваемом историческом центре построено несколько голубятен, где содержатся птицы для свадебной аренды.
244
Например, современная государственная политика индонезийских властей нацелена на превращение свадебной церемонии адат в событие, привлекающее туристов, по крайней мере местных, которым демонстрируется “пан-индонезийский идеал” семьи. См.: Schrauwers A. Op. cit. P. 855, 865.
245
Замечу здесь, что на фоне “своего” лимузина обычно фотографируется и пара, также популярны фото внутри автомобиля.
246
Особенности повседневного проявления эмоций в российских городах становятся особенно заметными после поездок за границу, в частности в Европу, где улыбка на улице, в общественных местах является признаком дистанцированного вежливого общения. Этот контраст отмечают многие мои коллеги, которые, работая в нескольких институтах, живут то в России, то в Европе.
247
Кроме того, эмоции структурированы темпорально – в выходные или событийные дни их диапазон может быть шире и разнообразнее в связи с особыми активностями, к которым относятся и свадьбы. Согласно культурно-нормативному подходу, любой социальный контекст вызывает ожидания тех видов эмоций, которые должно переживать и выражать в видимой или публичной сфере. Например, нормы демонстрации эмоций на похоронах, свадьбах или интервью при приеме на работу социально определены и ограничены. Исходя из этой перспективы, эмоции социально сконструированы, демонстрируемы и управляемы в контексте различных социальных ролей, членств, идентичностей или других категорий, значимых для индивида. См.: Lawler E., Thye Sh. Bringing Emotions into Social Exchange Theory // Annual Review of Sociology. 1999. Vol. 25. P. 222, 224. Об “эмоциональном менеджменте” – управлении эмоциями в соответствии с контекстом – также пишет Арли Хохшилд в своем известном исследовании работы стюардесс: Hochshild A. The Managed Heart. Berkeley: The University of California Press, 1983.
248
Lawler E., Thye Sh. Bringing Emotions into Social Exchange Theory. P. 218.
249
Андрей Возьянов замечает, что жители мегаполиса постоянно изменяют аудиальное пространство вокруг себя, модифицируя акустическую ситуацию, неизбежно внося вклад в конструирование звуковой реальности города и вступая во взаимодействие друг с другом по поводу звуков и режимов слышимости. Степень звуковой насыщенности зависит от конкретики места, времени или специфики практик поведения людей, вовлеченных в производство городских звуков. См.: Возьянов А. Винил в большом городе: между звуком и зрелищем // Романов П., Ярская-Смирнова Е. (ред). Визуальная антропология: городские карты памяти. М.: ООО “Вариант”, ЦСПГИ, 2009. С. 262, 263.
250
О городской перформативности как о способе преодоления анонимности, изоляции и бессобытийности жизни в мегаполисе см., например: Blum A. The Imaginative Structure of the City. Quebec: McGill-Qween’s University Press, 2003; Makenam P. Performing the City // Theatre Research International. 2005. Vol. 30. № 2. P. 150–160.
251
Амин Э., Трифт Н. Указ. соч.
252
Vergunst J. Op. cit. P. 387.
253
Ibid. P. 380.
254
Потоки и открытые пространства испещрены множеством правил, конвенций, институтов контроля и регулирования, в связи с чем город следует рассматривать как институционализированную практику, систематизированную сеть в повседневной городской среде. См.: Амин Э., Трифт Н. Указ. соч.
255
Однажды я наблюдала ситуацию, когда милиционеры разгоняли людей, сидящих на газоне у Медного всадника. Это одна из излюбленных площадок для свадебных фотосессий, и в это время на газоне как раз фотографировалась пара. Тем не менее представители власти, попросив уйти других гуляющих, не стали выдворять свадьбу. Действительно, ведь свадьба – это не митинг, не демонстрация и не флеш-моб. Это продуманное и экономически затратное ритуализированное действо, от которого не ждут неожиданностей. Сценарий свадебной прогулки всем известен. Свадебная процессия не вызывает подозрений, ее нахождение в публичных местах легитимно и прочитываемо.
256
На стрелке Васильевского острова выставлен милицейский пост, призванный оградить памятники от молодоженов // Газета. СПб. от 2.12.2008. Доступно по адресу: www.gazeta.spb.ru/96845 – 0/.
257
Телеканал “Россия 1”. Программа “Вести-Петербург” от 26.07.2012.
258
Форум “Ах, эта свадьба!” на сайте: www.littleone.ru.
259
Там же.
260
Хотя свадебные пары находятся в постоянном поиске нехоженых маршрутов и мест, всегда есть риск, что, став известными, места станут и более посещаемыми.
261
Форум “Ах, эта свадьба!” на сайте: www.littleone.ru.
262
Edensor T. Performing Tourism, Staging Tourism. (Re)producing Tourist Space and Practice // Tourist Studies. 2001. Vol. 1. № 1. P. 71. Эденсор приводит примеры сопротивления туристов штампам мест. Туристы сами могут быть исполнителями перформансов разного рода: 1) управляемых (осуществляемых в соответствии с брошюрами и гидами); 2) ориентированных на производство идентичности (поездки в определенном стиле, например “дикарями”, пеший туризм и проч.); 3) нон-конформистских: а) ироничных, циничных, “посттуристских” (различные стебные проделки туристов, запечатленные (фото)камерой); б) сопротивляющихся (туристские действия, нарушающие порядок проведения экскурсии или правила поведения в том или ином месте); в) импровизационных (туризм в нетуристских местах); г) непроизвольных (поведение туристов в непредвиденных ситуациях). Ibid. P. 73–78.
263
На современных свадьбах можно наблюдать вкусовые различия в духе Бурдье. Например, одна из фотографов рассказывала историю своих знакомых, которые отправились на прогулку на “копейке” с беременной невестой за рулем. В архиве коллеги одного из моих информантов-фотографов есть снимок, сделанный на свадебной прогулке: посреди проезжей части стоит раскладушка, на которой расположилась пара в пижамах. В другом, частном разговоре мне рассказывали о паре, которая явилась в ЗАГС в костюмах для дайвинга – совместного увлечения жениха и невесты.
264
Между тем свадебные фотографы отмечают, что свадебная индустрия в принципе тяготеет к застывшим моделям. Например, еще недавно неформальная свадьба в кедах позиционировалась как признак индивидуальности и раскованности пары. Через какие-то несколько месяцев “свадьба в кедах” стала очередным штампом. По-видимому, ритуальная природа свадеб такова, что любые свежие идеи быстро выходят в тираж. Этому способствуют и интернет-технологии.
265
Оже М. Указ. соч.
266
Там же.
267
Я благодарна Анне Желниной за эту идею.
268
Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. С. 285.
269
О потреблении знаков см.: Бодрийяр Ж. Система вещей / Пер. с фр. С. Зенкин. М.: Рудомино, 1999. С. 212–218.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Микроурбанизм. Город в деталях"
Книги похожие на "Микроурбанизм. Город в деталях" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ольга Бредникова - Микроурбанизм. Город в деталях"
Отзывы читателей о книге "Микроурбанизм. Город в деталях", комментарии и мнения людей о произведении.