Маргарита Сабашникова - Зеленая Змея
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Зеленая Змея"
Описание и краткое содержание "Зеленая Змея" читать бесплатно онлайн.
Сабашникова (Волошина) Маргарита Васильевна (1882–1973). Одна из первых русских учениц Рудольфа Штейнера. Дочь богатого русского промышленника В.М. Сабашникова. Жена поэта М.А. Волошина. Талантливая художница. Строительница Первого Гетеанума. С 1922 г. жила в эмиграции большей частью в Штуттгарте. Автор книги "Зеленая змея".
Маргарита Сабашникова родилась в Москве в купеческой семье. Детство провела за границей, много путешествовала по России. Занималась живописью и иконописью. В 1905 г. познакомилась с Р. Штейнером и стала убежденной приверженицей антропософии. В 1906 г. вышла замуж за М. Волошина, вместе с ним переехала в Петербург и поселилась на «Башне» Вяч. Иванова. Сложные отношения с Л. Зиновьевой-Аннибал и Вяч. Ивановым, за которого после смерти Лидии Сабашникова надеялась выйти замуж, привели в конечном счете к разрыву брачных уз с М. Волошиным, что не мешало бывшим супругам поддерживать приятельские отношения. В период Первой мировой войны Сабашникова жила в Швейцарии, принимала участие в постройке Гетеанума в Дорнахе. После Февральской революции вернулась в Россию, откуда уехала в Германию в конце 1922 г. В эмиграции Сабашникова занималась религиозной и светской живописью. Ей принадлежит книга воспоминаний (1954). Стихи Сабашниковой, написанные под влиянием увлечения Вяч. Ивановым и его теорией дионисийства, были опубликованы в альманахе «Цветник Ор. Кошница первая» (1907). В 1913 г. вышла книга Сабашниковой «Святой Серафим», представляющая популярное изложение биографии знаменитого русского святого, деяния которого послужили основой для поэмы М. Волошина «Святой Серафим».
См. книги: Штейнер Р. Мой жизненный путь (Поли. изд. труд., № 28); Белый А. Воспоминания о Штейнере. Париж, 1982; Погибни О. Рудольф Штейнер и антропософское движение (в кн.: Штейнер Р. Из области духовнонаучных исследований. Лекции и циклы лекций, прочитанные в период от 1910 по 1924. Пер. О.Погибина, т. 1. Дорнах, Швейцария, 1967), Риттельмейер Ф. Жизненная встреча с Рудольфом Штейнером. М. — Обнинск, 1991.
Впереди меня в большой зале сидели две дамы… — Мария Сивере (см. о ней прим. к с. 131) и Ита Вегман.
Ита Вегман (1876–1943) — родилась на острове Ява в голландской семье. Закончила школу в Голландии и снова вернулась на Яву, где познакомилась с теософией. После возвращения в Европу И. Вегман встречается в Берлине с Р. Штейнером и с 1905 г. становится его ученицей. Получила медицинское образование в Цюрихе. Основательница антропософского клинико-терапевтического движения (с центром в Арлесхейме); с 1923 г. член Совета (Vorstand'a) Всеобщего антропософского общества. Написала в соавторстве с Р. Штейнером книгу "Основы для расширения искусства врачевания согласно духовному знанию" (Дорнах, 1925; Поли. изд. труд., № 27; на русск. языке не издавалась).
С. 129…о воспитании… Элен Келлер ее гениальной учительницей… — Об Элен Келлер и ее учительнице Анне Сулливан см. в книге Каролины фон Гейдебранд "О душевной сущности ребенка" (М., 1991, с. 70–74).
Содержание… первой лекции… — Первой лекцией Р. Штейнера, прослушанной М. В. Сабашниковой, была публичная лекция "Преодоление материализма с новых точек зрения" (9 сентября 1905, Цюрих).
С. 131…фрейлейн Сиверс… — В своей книге, написанной по-немецки, Маргарита Васильевна всюду называет ее на немецкий лад: фрейлейн Мария Сивере, позднее — Мария Штейнер. При переводе на русский переводчик счел уместным называть ее русским именем — Мария Яковлевна. Так ее называли все русские антропософы, как лично с ней знакомые, так и знавшие ее по рассказам. (М.Н.Ж.)
Мария Штейнер-Сиверс (1867, Влоцлавск Варшавской губ. — 1948, Беатенберг, Швейцария). Окончила гимназию в Петербурге. Участвовала в "хождении в народ". Получила научное образование в Сорбонне, изучала искусство декламации в Парижской консерватории. Благодаря встрече с Э. Шюре в 1900 г. обратилась к занятиям теософией и на лекции в Теософской библиотеке в Берлине встретилась с Р. Штейнером. После нескольких его лекций о мистериях древности Мария Сивере поставила перед ним вопрос — нельзя ли сообщать такую мудрость в форме, более отвечающей европейской духовной жизни, и принимая во внимание импульс Христа (1901). С этого времени она становится ближайшей сотрудницей Р. Штейнера и в 1902 г. основывает вместе с ним Немецкую секцию Теософского общества. В 1913 г. — одна из основателей и член Совета (Vorstand'a) Антропософского общества; в 1923 г. — член Совета Всеобщего Антропософского общества и глава Секции искусства слова и музыкального искусства" "Свободной высшей: школе науки о духе" (Гётеа-нум). В 1908 г. — основательница и организатор "Философско-Антропософского издательства", а в дальнейшем — "Попечительства о наследии Рудольфа Штейнера"; вдохновительница и руководитель работы по развитию антропософских искусств: эвритмии, формообразования речи, сценического искусства (в т. ч. как участница постановок драм-мистерий). С 24 декабря 1914 г. — жена Рудольфа Штейнера. См. о ней: Marie Steiner-von Sivers. Ein Leben fьr die Antroposophle. Eine biographische Dokumentation… dargestellt von H. Wiesbergen. Dornach / Schweiz, 1989; Smit J. Reinheit und Verjьngungskraft der Seele. - Mitteilungen aus der Antropotophischen Arbeiten Deutschland. 172,1990, Ь.
C. 132…Базель. Доктор Штейнер… лекции. — В Базеле Р. Штейнер прочитал две лекции 13 и 14 сентября 1905 г. Тема лекции от 13 сентября — "Преодоление материализма".
…о… Марии Сиверс, дочери балтийского аристократа… — Отец Марии Сиверс — Яков Сиверс (1813–1882), генерал-лейтенант. Род восходит к выходцу из Дании Петру Сиверсу (1674–1740), поступившему на русскую службу в 1704 г. и получившему впоследствии адмиральский чин. О нем имеется запись в генеалогической книге балтийского рыцарства.
…от квартиры на Мотцштрассе… — Мотцштрассе, 17.
…фрейлейн Шолль и фрау фон Бредов. — Матильда Шолль (1869–1941) и Евгения фон Бредов. См. о них: Белый А. Воспоминания о Штейнере.
С. 133. "Прекрасная душа"… — Один из идеальных женских образов в романе И. В. Гете "Годы учения Вильгельма Мейстёра".
…"круг Зодиака"" как позднее в шутку называли этот круг лиц… — Игра слов: "круг Зодиака" — "Tierkreis" — при букв, переводе с немецкого означает также "звериный круг".
…фрау фон Мольтке… — Элиза, урожд. Мольтке-Гуитфельд (1859–1932). О ее муже см. прим. кс.71.
Софи Штинде и… графиня Калькрейт… — София Штинде (1853–1915), Паулина Калькрейт (1856–1929) — см. о них также: Белый А. Воспоминания о Штейнере.
…автора известного романа "Семейство Бухгольц"… — Штинде, Юлиус (1841–1900). На русском языке роман выходил неоднократно. Первое изд.: Москва, 1866 (в приложении к "Русскому Вестнику").
Фридрих II, Великий (1712–1786) — Прусский король с 1740 г.
…графиня Калькрейт" дочь известного пейзажиста… — Отец графини Калькрейт — граф Леопольд Карл Вальтер Калькрейт (1855–1928).
С. 135. Кропоткин… "Взаимопомощь в мире животных". — Кропоткин Петр Алексеевич (1842–1921), князь; географ, исследователь Восточной Азии; теоретик русского и международного анархизма. В русском издании его книга называется "Взаимная помощь, как фактор эволюции" (Спб., 1907; 1 изд.).
Макс… приехал в Берлин… Волошин находился в Берлине с 19 по 29 октября (1-11 ноября) 1905 г.
Штейнер взял на себя руководство Германской секцией Теософского общества с условием… — Вторым условием Р. Штейнера было сотрудничество Марии Сиверс. См. также прим. к с. 128.
С. 136…лекции в Архитектенхаусе… — В Берлине в Архитектенхаусе (от нем. "Architectenhaus" — Дом архитектора) с 5 октября 1905 г. по 3 мая 1906 г. Р. Штейнером был прочитан цикл из 22 лекций под названием "Мировые загадки и антропософия". (Полн. изд. труд., № 54).
Либкнехт, Вильгельм (1862–1900) — деятель немецкого демократического и рабочего движения, один из основателей и вождей германской с.-д. партии, оратор и публицист.
…Нет, мне надо в Париж… — Сабашникова уехала в Париж 7/20 ноября 1905 г.
Книга 3
С. 137, Каляев Иван Платонович (1877–1905) — член боевой организации партии социалистов-революционеров, участвовал в покушении на министра внутренних дел В. К. Плеве (1904). За убийство вел. кн. Сергея Александровича (4 февраля 1905 г.) казнен через повешение в Шлиссельбургской крепости. В письме на имя министра юстиции Каляев писал, что считает "долгом своей политической совести отказаться от помилования". О нем рассказывает Б. Савинков в своих "Воспоминаниях террориста". См.: Савинков Б. Избранное. М., 1990.
Натансон Марк Андреевич (1850–1919) — революционер-народник, один из основателей "Земли и воли", организатор и глава партии "Народное право", член ЦК партии социалистов-революционеров.
Великая княгиня Елизавета — Елизавета Федоровна, принцесса гессен-дармш-тадтская (1864–1918). С1884 года в замужестве с вел. кн. Сергеем Александровичем. Вдова с 1905 г. Мученически погибла в Алапайске вместе с другими членами семьи Романовых. Тело ее перевезено впоследствии в Иерусалим и покоится в церкви Марии Магдалины. Причислена к лику святых Русской зарубежной православной церковью, а также Архиерейским собором Русской православной церкви (1992 г.).
С. 138…мое решение выйти замуж за Макса. — По рассказам, передаваемым потомками семьи Бальмонт, этой идее горячо сочувствовала Е. А. Бальмонт, дружившая с Волошиным и искавшая способа помочь любимой племяннице, стремившейся избавиться от родительской опеки. Перед взором Екатерины Бальмонт стояли примеры вольнолюбивых "нигилисток" предыдущего поколения, которым заключение брака (иногда фиктивного) помогало выйти из круга тяготивших их традиционных условностей, окунуться в гущу жизни или получить образование за границей (С. В. Ковалевская, М. А. Бокова-Сеченова, А. В.Жаклар-Круковская, В. Н. Фигнер и другие). Об этих благородных и мятежных натурах говорили в семье Андреевых (см. прим. к §. 17 к словам: "Своих родителей…"). Картину жизни участниц женского движения 60-х годов можно найти в книге С. В. Ковалевской "Воспоминания и письма" (М., 1951).
В апреле я уехала в Москву… — Согласно "Хронологической канве" В. П. Купченко, Сабашникова выехала в Москву в конце февраля — начале марта 1906 г. (Волошин М. Лики творчества).
…церковное венчание… — Состоялось в Москве 12 апреля 1906 г. в церкви святого Власия в Большом Власьевском переулке. 15 апреля супруги Волошины выехали в Париж.
…Теософский конгресс — Проходил в Париже с 3 по 6 июня 1906 г. Речь Р. Штейнера на этом конгрессе "Theosophie in Deutschland vor hundert Jahren" (Paris 4. Juni 1906) напечатана впервые в английском переводе в книге: "Transactions of the third Annual Congress of the Federation of European Sections of the Theosophical Society" (London, 1907). Тогда же напечатана в русском переводе А. Каменской под заглавием "Теософия в Германии в конце XVIII и в начале XIX века" ("Труды первого Всероссийского Съезда спиритуалистов в Москве 20–27 октября 1906 года". М.у 1907). По-немецки речь полностью издана в 1963 г. (Поли. изд. труд., № 35, Дорнах, 1965).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Зеленая Змея"
Книги похожие на "Зеленая Змея" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Маргарита Сабашникова - Зеленая Змея"
Отзывы читателей о книге "Зеленая Змея", комментарии и мнения людей о произведении.