Маргарита Сабашникова - Зеленая Змея
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Зеленая Змея"
Описание и краткое содержание "Зеленая Змея" читать бесплатно онлайн.
Сабашникова (Волошина) Маргарита Васильевна (1882–1973). Одна из первых русских учениц Рудольфа Штейнера. Дочь богатого русского промышленника В.М. Сабашникова. Жена поэта М.А. Волошина. Талантливая художница. Строительница Первого Гетеанума. С 1922 г. жила в эмиграции большей частью в Штуттгарте. Автор книги "Зеленая змея".
Маргарита Сабашникова родилась в Москве в купеческой семье. Детство провела за границей, много путешествовала по России. Занималась живописью и иконописью. В 1905 г. познакомилась с Р. Штейнером и стала убежденной приверженицей антропософии. В 1906 г. вышла замуж за М. Волошина, вместе с ним переехала в Петербург и поселилась на «Башне» Вяч. Иванова. Сложные отношения с Л. Зиновьевой-Аннибал и Вяч. Ивановым, за которого после смерти Лидии Сабашникова надеялась выйти замуж, привели в конечном счете к разрыву брачных уз с М. Волошиным, что не мешало бывшим супругам поддерживать приятельские отношения. В период Первой мировой войны Сабашникова жила в Швейцарии, принимала участие в постройке Гетеанума в Дорнахе. После Февральской революции вернулась в Россию, откуда уехала в Германию в конце 1922 г. В эмиграции Сабашникова занималась религиозной и светской живописью. Ей принадлежит книга воспоминаний (1954). Стихи Сабашниковой, написанные под влиянием увлечения Вяч. Ивановым и его теорией дионисийства, были опубликованы в альманахе «Цветник Ор. Кошница первая» (1907). В 1913 г. вышла книга Сабашниковой «Святой Серафим», представляющая популярное изложение биографии знаменитого русского святого, деяния которого послужили основой для поэмы М. Волошина «Святой Серафим».
…миниатюрист Риццони… — Риццони Александр Антонович (1836–1902), как его называли в России, был очень популярен среди русских меценатов и по делам продажи своих работ часто бывал в Москве и Петербурге. Он очень восхищался Александрой Алексеевной и даже делал ей предложение; несмотря на ее отказ, продолжал дружить со всем семейством Андреевых. (М.Н.Ж.)
Лев ХШ (граф Джоакино Печчи; 1810–1903) — папа римский с 1878 г. Став папой после ликвидации папского государства и принятия догмата о непогрешимости папы, создал новую модель функций папы, заложил основы современной католической социальной доктрины, инициировал реставрацию философии Фомы Аквин-ского в качестве основы католического богословия.
С. 48, Микеланджело, Буонаротти (1475–1564).
Фирвальдштетское озеро — Находится в Швейцарии.
…видение пророка Исайи. — Книга Пророка Исайи, VI.
С. 49…слушали Вагнеровского "Тангейзера". — Опера Рихарда Вагнера (1813–1883); написана в 1845 г.
С. 50"…здание пожарной части… — Пожарное депо на Пречистенке размещалось в бывш. доме Ермоловой.
…"Институт благородных девиц", учрежденный еще императрицей Екатериной. — Помещавшийся на Пречистенке (в бывш. доме князя Шаховского) "Александро-Мариинский кавалерственнои дамы Чертовой Институт" для девочек-сирот из семей военных был учрежден значительно позднее царствования Екатерины II; принадлежал к числу закрытых учебных заведений "Ведомства учреждений Императрицы Марии". Ныне это здание на углу пер. Сеченова и Пречистенки принадлежит Военному ведомству.
Руссо, Жан-Жак (1712–1778).
С. 51…к клиникам на Девичьем поле. — В 1880-х годах на Девичьем поле был выстроен Университетский клинический городок, ныне -1-й Медицинский институт им. И. М. Сеченова и его клиника (бывш. Б. Царицынская, ныне — Б. Пироговская ул.).
Бакунин Михаил Александрович (1814–1876). 9 Тургенев Иван Сергеевич (1818–1883).
…Лев Толстой. Дом его… — Толстые жили в р-не Девичьего поля, в Б. Хамовническом пер., д. 21 — ± теперь Музей-усадьба Л. Н. Толстого (ул. Л. Толстого, 21).
…возвышались… стены… Новодевичьего монастыря… — Новодевичий женский монастырь был основан в 1524 г. по велению Василия III в честь взятия Смоленска.
…храм Христа Спасителя… — Храм был построен в 1839-80 гг. по проекту архитектора К. А. Тона на месте Алексеевского монастыря на левом берегу Москвы-реки (где находится сейчас бассейн "Москва"). Уничтожен в 1931 г.
С. 52" Пракситель — древнегреческий скульптор (прим. 365–335 до н. э.), представитель ново-аттической школы пластики. "Гермес" — единственное произведение Праксителя, сохранившееся в подлиннике до наших дней. Статуя найдена в Олимпии, среди руин храма Геры. Работа относится к 330 г. до н. э.
… портрета папы Юлия II Веласкеса. — Портрет папы римского Юлия II (1443–1513) — известная картина Рафаэля. Велаcкес (Диего Родригес де Сильва; 1599–1660) написал портрет папы Иннокентия X (1574–1655).
C. 53. …Послания… Апостольские послания — общее название книг Нового
Завета, по преданию написанных некоторыми из апостолов: 2 Послания — апостолом Петром, 1 — ал. Иаковым, 1 — ап. Иудой, 3 — ап. Иоанном и 14 — ап. Павлом.
С 54…"Рустем и Зораб", "Наль и Дамаянти"… — "Рустем и Зораб" — отрывок из иранского эпоса Фирдоуси "Шахчнаме"; "Наль и Дамаянти" — сказание из древнеиндийского эпоса "Махабхарата" (кн. Ш). Оба вышеупомянутых произведения читались в доме Сабашниковых, по-видимому, в переводах В. А. Жуковского, пользовавшихся в то время широкой известностью и много раз переиздававшихся.
С 55…адвокат князь Александр Иванович Урусов… (1843–1900) — был знаменит как своим ораторским искусством, так и либеральным направлением своей деятельности. Его выступления на политических процессах сопровождались успехом и вызывали сенсацию. Его огромную эрудицию, тонкий вкус и оригинальность суждений отмечают все его знавшие. В доме Андреевых он бывал постоянно, в некоторые периоды — ежедневно, когда, например, читал у них своих любимых французских авторов, пропагандируя Флобера, Бодлера и других. Но вместе с тем он говорил Наталии Михайловне — матери: "Мы учимся у Вас русскому языку, как Пушкин учился у Арины Родионовны". Он очень дружил со старшей сестрой, Александрой Алексеевной, их сближали литературные интересы. Но младшей — Катей-он сильно увлекся. И, несмотря на разницу лет (ей было 20, ему — 48), вызвал сильное ответное чувство. Конечно, для него это была только вспышка, одно из бесчисленных увлечений, для нее же — первая любовь. Но таковы были яркость и богатство души этого человека, что, несмотря на все горести, выпавшие на ее долю, она всю жизнь сохраняла благодарную память о пережитом. "Самый умный, интересный и обаятельный человек, которого я когда-либо знала, — пишет о нем она. — Находила я это, когда мне было двадцать два года и повторяю это теперь, по прошествии пятидесяти восьми лет, когда мне восемьдесят". (Андреева-Бальмонт Е. А. Князь Александр Иванович Урусов, с. I. Машинопись из архива Н. Л. Киселевой; отрывки из воспоминаний об Урусове хранятся в Отделе рукописей ГБЛ; ф. 374.2.3.). "Он действительно "показал мне все великолепие мира". Его влияние на меня было огромно, он совершенно перевернул мое миросозерцание, или, вернее, он дал мне его. Если бы не было Урусова в моей жизни, я была бы другой, может быть, не так любила бы искусство, литературу, поэзию, может быть, прошла мимо Бальмонта, мимо своего счастья". ("Семья Андреевых", ч. 2, с. 145 а). Все воспоминаниях есть удивительно художественный, тонко поэтический рассказ об этом романе. Но художественная правда такова, что помимо ее воли за блистательным обликом этого удивительного человека, под обаянием которого она остается, просвечивает его внутренняя холодность" Суть его натуры — эстетизм. Не "жар души", а только блеск. Тогда как она вся — волнение живой души. А он выдал себя, сказав (в письме к Александре): "все увлечения мои были коллекционированием эмоций или этюдов". ("Князь Александр Иванович Урусов", с. 47). Да, это был прирожденный коллекционер, недаром так впечатляли посетителей его коллекции, о которых пишет и Маргарита Васильевна: "реликвии его дружбы со знаменитыми артистками, коллекции их фотографий и писем, программы, газетные отзывы, засушенные цветы, перчатки, ленточки и т. п.". — Целый паноптикум! Музейные экспонаты — очень хорошо, интересно, увлекательно даже. Беда только, если среди них оказывается живая душа — как бабочка на булавке! Счастье, что Екатерина Алексеевна, сама слишком богатая и сильная душа, вырвалась из сачка этого "коллекционера", может быть, немного и помяв свои крылышки но живая и невредимая душой! (М.Н.Ж.)
Об Урусове см.: Князь А. И. Урусов. Статьи его. Письма его. Воспоминания о нем З т. (в 2-х книгах), М., 1907; Волошин М. Князь Урусов. — Лики творчества. Л., 1988*.
Дузе, Элеонора (1859–1924) — итальянская драматическая актриса.
Флобер, Постав (1821–1880) — французский писатель.
Бодлер, Шарль (1821–1867) — французский поэт.
Дурнов Модест Александрович (1868–1928) — архитектор, художник, поэт, друг Брюсова.
С. 56…Общество любителей русской словесности… — Существовало при Московском университете с 1811 по 1930 год и объединяло главным образом профессоров и представителей академического литературоведения.
С. 57. Лебедев — По-видимому, Вас. Ал. Лебедев, товарищ Василия Алексеевича Андреева по Университету. Ранее он преподавал русскую словесность молоденькой Кате Андреевой.
Ксенофонт Афинский (434–359 до н. э.) — греческий историк, ученик Сократа. 1 Цезарь, Гай Юлий (100-44 до н. э.).
Тацит, Публий Корнелий (ок. 54-ок. 120) — римский историк.
Данте, Алигьери (1265–1321).
Боккаччо, Джованни (1313–1375) — итальянский поэт, новеллист и гуманист.
…Надежда Ивановна Авенариус, осталась… дочка… — Девочка, о которой пишет Сабашникова, — Надежда Николаевна Авенариус, в замужестве Нотгафт. Умерла в начале 1950-х годов в Англии. См. о ней: Жемчужникова М. Н. Воспоминания о Московском Антропософском Обществе (1917-23гт.). — "Минувшее", N26, Atheneum, Paris. 1988, с. 10.
С. 58…выезжаем к…зданию Румянцевского музея… — Это здание в стиле русского классицизма было построено архитектором В. И. Баженовым по заказу богатого помещика Г. Б. Пашкова в 80-е годы XVIII века. В 1812 г. дом сгорел и его восстанавливал архитектор О. Бове. В 1839 г. Пашков дом приобрела казна для нужд Университета. В середине прошлого века в нем разместилась библиотека и редчайшие коллекции графа Румянцева. С1921 г. Пашков дом принадлежит Государственной публичной библиотеке; с 1925 г. — Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина (ГБЛ); с 1992 г. — Российская Государственная библиотека (РГБ). Далее в примечаниях оставлено старое наименование библиотеки — ГБЛ.
Федоров Николай Федорович (1828–1903). В нем. оригинале М. В. Сабашникова ошибочно именует Федорова не Николаем, а Федором. В данном издании исправление внесено в сам текст перевода.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Зеленая Змея"
Книги похожие на "Зеленая Змея" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Маргарита Сабашникова - Зеленая Змея"
Отзывы читателей о книге "Зеленая Змея", комментарии и мнения людей о произведении.