Маргарита Сабашникова - Зеленая Змея
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Зеленая Змея"
Описание и краткое содержание "Зеленая Змея" читать бесплатно онлайн.
Сабашникова (Волошина) Маргарита Васильевна (1882–1973). Одна из первых русских учениц Рудольфа Штейнера. Дочь богатого русского промышленника В.М. Сабашникова. Жена поэта М.А. Волошина. Талантливая художница. Строительница Первого Гетеанума. С 1922 г. жила в эмиграции большей частью в Штуттгарте. Автор книги "Зеленая змея".
Маргарита Сабашникова родилась в Москве в купеческой семье. Детство провела за границей, много путешествовала по России. Занималась живописью и иконописью. В 1905 г. познакомилась с Р. Штейнером и стала убежденной приверженицей антропософии. В 1906 г. вышла замуж за М. Волошина, вместе с ним переехала в Петербург и поселилась на «Башне» Вяч. Иванова. Сложные отношения с Л. Зиновьевой-Аннибал и Вяч. Ивановым, за которого после смерти Лидии Сабашникова надеялась выйти замуж, привели в конечном счете к разрыву брачных уз с М. Волошиным, что не мешало бывшим супругам поддерживать приятельские отношения. В период Первой мировой войны Сабашникова жила в Швейцарии, принимала участие в постройке Гетеанума в Дорнахе. После Февральской революции вернулась в Россию, откуда уехала в Германию в конце 1922 г. В эмиграции Сабашникова занималась религиозной и светской живописью. Ей принадлежит книга воспоминаний (1954). Стихи Сабашниковой, написанные под влиянием увлечения Вяч. Ивановым и его теорией дионисийства, были опубликованы в альманахе «Цветник Ор. Кошница первая» (1907). В 1913 г. вышла книга Сабашниковой «Святой Серафим», представляющая популярное изложение биографии знаменитого русского святого, деяния которого послужили основой для поэмы М. Волошина «Святой Серафим».
Конфуций (Кун-фуцзы, ок. 551–479 до н. э.) — первоучитель одной из трех (наряду с даосизмом и буддизмом) ветвей древнекитайской культуры.
Конфуцианские сочинения начали входить в круг чтения русской интеллигенции с 80-х годов прошлого века благодаря переводам востоковедов и изложению китайской мудрости Львом Толстым.
…важный период в развитии ребенка… — О Периодах в развитии ребенка можно прочитать в брошюре Р. Штейнера "Воспитание ребенка с точки зрения науки о духе" (см. прим. к с. 274).
С. 40…встречаются Дионис и Аполлон. — Аполлон (Водитель Муз) — в древнегреческой мифологии Солнечный бог, бог Света и Музыки, божественное начало духовной гармонии мироздания, выражающейся, например, в ритмическом, упорядоченном движении звезд. Во внутреннем мире человека эта сила являлась в прозрачной ясности мышления, гармонически следующего истинным законам Вселенной.
Дионис (сын Божественного отца Зевса и смертной матери Семелы) — божественное начало, излившееся в мир и предстающее человеку в многообразии природы как единство, растерзанное на части. Дионис — страдающий Бог. Эту силу древние видели, например, в стихийных, неритмичных явлениях природы (в землетрясениях, бурях, капризном ходе погоды). Во внутренней жизни они переживали эту силу Диониса в струящихся в крови импульсах воли, в страстном стремлении души, в произволе собственного Я. Символически Дионис связывался с виноградной лозой.
Кризис, переживаемый ребенком в возрасте 9-10 лет, о котором говорит М. в. Сабашникова, описан, например, в лекции Рудольфа Штейнера "Два течения в Непрерывном развитии человека, которые нужно иметь в виду в воспитании" (14 марта 1913 г.; Поли. изд. труд., N 150).
* Ссылки на Полное издание трудов Р. Штейнера (Rudolf Steiner Gesamtausgabe) даются согласно: Bibliographische Ubersicht: Das literarische und kьnstlerische Werk von Rudolf Steiner. Dornach/Schweiz, 1984.
С. 42. Наполеон I, Бонапарт (1759–1821) — французский император в 1804–1814 и 1815 гг.
С. 43. …вдова немецкого поэта Гервега. — Гервег, Георг (1817–1875). Его жена — Эмма Зигмунд.
Гарибальди, Джузеппе (1807–1882), Мадзини, Джузеппе (1805–1872), Орсини, Феличе (1819–1859) — народные герои Италии, борцы за национальное освобождение от иноземного господства и за объединение раздробленной Италии; противники всякого духовного принуждения.
…о Герцене и его жене. — Герцен Александр Иванович (1812–1870).
Здесь имеется в виду первая жена Герцена — Наталья Александровна, урожд. Захарьина (1817–1852).
Люцифер (лат. Lucifer) — Светоносец, Денница, Утренняя Заря. Образ Люцифера в антропософии мало походит на хрестоматийные представления о "князе тьмы". Антропософское (духовнонаучное) понимание темы зла включает много аспектов. Приведем выдержки из лекции д-ра Г. Унгера "Противоборствующие силы в эволюции": "В лекции "Духовная наука и понимание жизни" (девятой из цикла лекций "Карма материализма"* Рудольф Штейнер говорит следующее: "Разговор просто о "духе" может быть заблуждением" так как есть духовные существа правильного развития, а есть также духовные силы, противодействующие ему: Люциферические существа, которые уводят человека вверх и прочь от Земли, и Ариманические существа, которые нападают на интеллект " хотят пресечь связь человеческого сознания с духовным миром. Настоящая трагедия нашего времени в том, что человек не знает об этих влияниях и не знает, как отличать их друг от друга".
* 9 лекций; Берлин, 31 июля — 25 сентября 1917 г.; Поли. изд. труд., № 176.
Духовная наука подчеркивает, что жизнь может проясниться, лишь когда мы смотрим на нее с точки зрения троичности, в которой один элемент есть состояние равновесия, а два другие — противоположные крайности, между которыми точка равновесия постоянно колеблется, как маятник.
Доктор Штейнер описывает, как существу Христа противостоят: с одной стороны — Люцифер — "Искуситель", а с другой — Ариман — "Дух Лжи", иногда называемый Мефистофелем. Вся моральная жизнь есть борьба за равновесие между влияниями Люцифера и Аримана. Это Люцифер побуждает нас неправильно судить о своей внутренней жизни, заблуждаться в себе и относительно себя — например, когда мы облекаем свои грубые эгоистические побуждения покровом бескорыстия. Вообще, все, что есть люциферического в человеке, проявляет себя в чувствах и страстях. Влияние Люцифера преобладало в греко-римский или четвертый послеатлантический период культуры*. В наше время сильнейшим становится влияние Аримана.
* О семи послеатлантических эпохах см. в прим. к с. 206.
И тот и другой толкают нас по неверному пути: Люцифер, как уже было сказано, во внутренней жизни, Ариман же в основном через впечатления, которые мы получаем от внешнего мира. Ариман соблазняет человека рассматривать все свое окружение как материальное, так что человек не видит за материальным миром его истинных, духовных основ. Власть этого противоборствующего существа, если можно так сказать, правомерна там, где он действует, уравновешивая творческие импульсы Богов, — для создания области нейтральных сил, в которой человек может сосредоточивать определенную независимость от Богов и достигать духовной свободы.
Но под влиянием склеротизирующих, односторонне развивающих рассудок влияний человек испытывает искушение сосредоточиться только на чувственном мире — и потерять интерес к сверхчувственному. Современный человек склонен ограничить свою жизнь чисто материальной, внешней ее стороной. Он отрицает существование духовного мира или говорит, что познать его невозможно в рамках человеческого сознания". <….>
"О влияниях Люцифера и Аримана можно сказать много. Человек, попавший к ним в зависимость, теряет одновременно то, что помогало ему в развитии. Поскольку это существа, а не просто неодушевленные силы, действия их сложны. Здесь можно очертить их лишь приблизительно.
Мы не можем избежать когтей Люцифера и Аримана. Мы должны признать со спокойствием и мужеством, что оба эти существа необходимы для мировой эволюции и развития человека. Было бы ошибкой думать, что можно сохранить безопасное расстояние между собой и этими силами. Они есть части и участники человеческого духовного прогресса. Задача заключается в том, чтобы удержать их на должном месте.
Чтобы проникнуть в суть происхождения и развития человека, а также в события современности, мы должны уяснить относительно этих препятствующих сил и их вмешательства в наше развитие даже большее. Мы должны полностью осознавать, что человеческое существо колеблется между силами Люцифера и Аримана.
Как же нам быть в таком случае с воздействиями, которые оказывают на нас противоборствующие силы? Самый полный ответ: помощь в борьбе за равновесие на пути к разумеемой нами цели человек получает только через Христа.
Предварительные ступени включают в себя моральное самовоспитание и знакомство с духовным взглядом на мир". <…>
"Высшее искусство жизни, — говорил Рудольф Штейнер, — есть умение удерживать Люцифера и Аримана в должном равновесии". (Глава из критического очерка Г. Унгера "Летающие тарелки. Физический и духовный аспекты". Нью-Йорк, 1971; неизд. перев. с англ. Б. Н. Старостина).
Тема "Люциферического начала" — одна из важнейших в книге. См. главы: "Говорит эпоха" (кн. 1), "Коктебель" (кн. 3), "Мистерия Слова" и "Стены исчезают" (кн. 5, особенно с. 240–242), и др.
С. 45. Дегреф, Гильйом (1842–1924) — бельгийский социально-экономический мыслитель; один из основателей социологии. Профессор социологии и философии в Брюсселе.
Шевалье, Шарль-Луи (1804–1859) — французский физик; автор многих усовершенствований в физических приборах, особенно в микроскопах.
С. 46. …проверяя по "Бедекеру"… — "Бедекеры" — популярные путеводители и музейные каталоги, печатавшиеся на многих европейских языках, носящие имя Карла Бедекера (1801–1859), их первого составителя и основателя издававшей их фирмы.
Мемлинг, Ганс (1430–1495) — живописец, последний представитель старонидерландской школы. Работал и умер в Брюгге.
Рембрандт, Харменс ван Рейн (1606–1669).
Леонардо да Винчи (1452–1519). Рафаэль, Санти (1483–1520).
Савонарола, Джироламо (1452–1498) — флорентийский реформатор, доминиканец, пламенный проповедник и обличитель пороков своего времени. Вначале был любимцем народа, впоследствии объявлен еретиком и повешен, а труп его сожжен на костре.
Гримм, Герман (1828–1901) — сын издателя сказок В. Гримма, профессор истории искусств Берлинского университета, поэт и писатель. Его книга "Жизнь Рафаэля" выдержала множество изданий, на русск. языке не выходила.
Гете, Иоганн Вольфганг (1749–1832).
С. 47. Иванов Александр Андреевич (1806–1858) — русский живописец. Более 20 лет прожил в Риме, прославился картиной "Явление Христа народу".
…миниатюрист Риццони… — Риццони Александр Антонович (1836–1902), как его называли в России, был очень популярен среди русских меценатов и по делам продажи своих работ часто бывал в Москве и Петербурге. Он очень восхищался Александрой Алексеевной и даже делал ей предложение; несмотря на ее отказ, продолжал дружить со всем семейством Андреевых. (М.Н.Ж.)
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Зеленая Змея"
Книги похожие на "Зеленая Змея" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Маргарита Сабашникова - Зеленая Змея"
Отзывы читателей о книге "Зеленая Змея", комментарии и мнения людей о произведении.