Анатолий Бахтин - Ковчег Завета. От Синая до Пруссии

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Ковчег Завета. От Синая до Пруссии"
Описание и краткое содержание "Ковчег Завета. От Синая до Пруссии" читать бесплатно онлайн.
На основании анализа исторических источников и документальных свидетельств автор прослеживает историю величайшей святыни – библейского Ковчега Завета.
26 июня крестоносцы двинулись от Никеи на юго-восток. Этот поход через внутренние области Малой Азии был полон лишений и невзгод, однако 1 июля в сражении недалеко от Дарелея крестоносцы разбили объединенные силы сельджуков. Эта победа предрешила дальнейший ход войны в Малой Азии. Через Иконию крестоносцы двинулись к югу. Близ Ираклии Боэмунд Тарентский нанес еще одно поражение сельджукским эмирам. В сентябре главные силы крестоносцев направились через Кесарию, пытаясь выйти к Марашу. Другая часть круто повернула на юг, к Киликийским воротам. В октябре 1097 г. отряды крестоносцев соединились в Мараше. Бодуэн Булонский провел в городе только два дня и отправился со своим отрядом в Эдессу. Опираясь на поддержку армянских владетелей, он вытеснил войска эмира Самосатского и овладел двумя важными крепостями – Равенданом и Тель-Баширом, а 6 февраля 1098 г. въехал в большой и богатый город Эдессу. Став властителем города, он расширил свои владения и положил начало первому государству крестоносцев на Востоке – графству Эдесскому. Тем временем главные силы крестоносцев вторглись в Сирию и 21 октября 1097 г. подошли к Антиохии. Правителем этого древнего города являлся эмир Яги-Сиан. Город был хорошо укреплен, и его осада затянулась.
В это время предводители крестоносцев, воспользовавшись противоречиями между сельджуками и фатимидским Египтом, попытались использовать ситуацию в своих интересах и вступили в переговоры с халифом Египта. Прибывший в марте 1098 г. в лагерь крестоносцев представитель халифа, визирь аль-Афдала, выдвинул неприемлемые для христиан условия. Он предложил раздел Сирии и Палестины, при котором Иерусалим оставался бы за Египтом. Но переговоры на этом не были прекращены и продолжились в Каире.
Осада Антиохии затягивалась, нехватка продуктов питания затрудняла ведение военных действий. Но предательство сельджукского коменданта Фируза[122], руководившего обороной трех башен городской стены[123], решило судьбу города, и в ночь со 2 на 3 июня он был захвачен.
Турки смогли удержаться только в цитадели, находящейся в южной части города. Таким образом, после почти восьмимесячной осады столица Сирии была взята. Спустя три-четыре дня к Антиохии подошла большая армия Кербоги, эмира Мосульского, и крестоносцы сами попали в положение осажденных. Было решено дать эмиру бой. Выступив против мусульман, крестоносцы в решительном сражении разгромили их и обратили в бегство.
После победы Христово воинство еще на полгода задержалось под Антиохией. Они закрепляли за собой соседние с городом территории и создавали базу для дальнейшего похода на Иерусалим. Была укреплена Киликия, а также города Тель-Башир и Равендан. Роберт Нормандский захватил Латакию, но был вынужден передать ее византийскому императору.
После долгих пререканий на совете руководителей похода между Боэмундом Тарентским и Раймундом Тулузским (де Сен-Жиллем) решено было отдать Антиохию Боэмунду. Так в конце 1098 г. было основано второе крупное владение крестоносцев на востоке – княжество Антиохийское.
Наконец 13 января 1099 г. отряды крестоносцев направились к главной цели похода – Иерусалиму.
Политическая ситуация в Палестине была очень благоприятной для этого наступления. В среде турецких правителей отсутствовало внутреннее единство, эмиры находились в бесконечных раздорах. Даже перед лицом наступающего с севера врага они не смогли организовать совместный отпор.
Арабские эмиры прибрежных городов больше опасались турок, чем крестоносцев, в которых они видели потенциальных союзников. Воспользовавшись поражением Кербоги, Египет послал свои войска в Палестину и в августе 1098 г. захватил Иерусалим.
Обойдя стороной большие прибрежные города, крестоносцы от Арсуфа взяли направление на Иерусалим. По пути они овладели Вифлеемом, где родился Иисус Христос, и на рассвете 7 июня подошли к Иерусалиму.
Египетский комендант города Ифтикар-ад-Даул успел тщательно подготовиться к обороне. Чтобы избежать предательства, он изгнал из Иерусалима жителей-христиан. Он укрепил стены и даже восстановил древнеримские оборонительные сооружения; наполнил городские водохранилища водой и привел в негодность колодцы за чертой города. Был также засыпан источник, питающий знаменитый ручей Кедрон. Небольшой египетский гарнизон численностью не более тысячи человек, а также часть горожан-мусульман, присоединившихся к гарнизону, были готовы к отражению штурма. Они надеялись продержаться до подхода подкрепления из Египта.
С 12 июня начались атаки Иерусалима, но все они закончились безрезультатно. С ходу взять город не удалось. Крестоносцы были вынуждены приступить к планомерной осаде. В этом им помогли генуэзцы и англичане. Высадившись в Яффе, они поставляли материалы для сооружения осадных машин и башен. Через месяц, 13–14 июля, с применением огромных осадных башен был предпринят общий штурм города. Одной башней руководил Готфрид Бульонский, другой – Раймунд Тулузский. Двухдневный штурм закончился безрезультатно. Только 15 июля, в пятницу, когда приступ достиг наивысшего ожесточения, атакующим крестоносцам удалось ворваться в Иерусалим. Взятие города завершилось массовым избиением жителей. В мечети аль-Акса, построенной халифом Омаром на месте храма Соломона, крестоносцы вырезали не менее десяти тысяч человек[124].
Сионский орден
С завоеванием Иерусалима официальная цель крестового похода была достигнута. Так и не дождавшись сообщения о взятии Иерусалима, скончался папа Урбан II (29 июля 1099 г.), не оставив никаких распоряжений относительно будущего устройства Святой земли. Между руководителями похода возникли серьезные разногласия. На собравшемся 22 июля совете светских и церковных предводителей страсти достигли такой остроты, что сложившаяся ситуация могла перерасти в междоусобную войну. Основных претендентов на пост главы нового государственного образования было двое: герцог Готфрид Бульонский и граф Раймунд Тулузский. Избежать столкновений между крестоносцами все-таки удалось: граф Раймунд неожиданно снял свою кандидатуру, и королем Иерусалимским был избран Готфрид. Как же это произошло?
Позже стало известно, что сразу после взятия Святого града помимо официального совета князей и высших иерархов церкви состоялся еще один, тайный, конклав, на котором было принято решение об избрании королем Готфрида Бульонского. История не смогла точно установить всех его участников, но спустя три четверти века Вильгельм Тирский утверждал, что руководил этим конклавом некий епископ из Калабрии[125]. Конклав проходил на горе Сион, в бывшем граде Давида, где на месте развалин древней (вероятно, IV в.) византийской базилики Готфрид поспешил основать аббатство. Об этом говорится в большом количестве хроник и рассказов современников. По сообщениям летописца 1172 г., это аббатство представляло собой величественное здание, которое было прекрасно укреплено башнями и стенами с бойницами, и называлось оно аббатство Богоматери на горе Сион (Нотр-Дам-дю-Мон-де-Сион). В документах также есть намек на таинственную Сионскую общину, а точнее орден Сиона. В тексте уточняется, что этот орден был создан Готфридом Бульонским[126]. Об ордене трое английских исследователей написали книгу «Священная загадка», где подробно описана история и цели ордена[127].
Как полагают, этот орден существовал уже в 1070 г., за двадцать девять лет до Первого крестового похода. В этом году несколько монахов из Калабрии, с юга Италии, прибыли в окрестности Арденнского леса, который входил в состав владений Готфрида Бульонского. Руководил ими некий Урсус. Как полагают некоторые историки, это имя связано с родом Меровингов. Родная тетка и приемная мать Готфрида Бульонского, Матильда Тосканская, герцогиня Лотарингская, оказала покровительство калабрийским монахам и даровала им земли в Орвале близ Стенэ, где почти 500 лет назад был убит Дагобер II[128]. На этой земле они построили свое аббатство, но в 1108 г. исчезли[129] – вероятно, перебрались в Иерусалим. Среди них, как полагают, был и наставник Готфрида, один из проповедников Первого крестового похода.
Заняв место в Иерусалиме, это совершенно автономное общество, принявшее имя горы, объединилось в орден, имевший двойное имя – Святой Марии на горе Сион и Святого Духа[130]. Другой историк в 1698 г. высказывается более определенно: «…и так как дали ему главным местом приют, построенный на горе Сион в Иерусалиме, посвященный Божьей Матери, это дало право называть рыцарей: орден Богоматери Сиона»[131]. Это свидетельствует еще и о том, что в рядах ордена находились не только монахи, но и люди светские. Этот тайный орден называют еще Сионской общиной.
Насколько могущественным был этот орден, доказывает то, что, если верить английским исследователям, в его власти было даровать королевский трон в Иерусалиме. Таинственные и влиятельные избиратели, несмотря на требования графа Раймона Тулузского, заставили его отказаться от претензий на трон и передали власть его сопернику Готфриду Бульонскому, который скромно принял титул «защитник Гроба Господня».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Ковчег Завета. От Синая до Пруссии"
Книги похожие на "Ковчег Завета. От Синая до Пруссии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анатолий Бахтин - Ковчег Завета. От Синая до Пруссии"
Отзывы читателей о книге "Ковчег Завета. От Синая до Пруссии", комментарии и мнения людей о произведении.