Пантелеймон Кулиш - История воссоединения Руси. Том 1

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История воссоединения Руси. Том 1"
Описание и краткое содержание "История воссоединения Руси. Том 1" читать бесплатно онлайн.
К этому желчному и острому на язык писателю лучше всего подходит определение: свой среди чужих, чужой среди своих. С одной стороны – ярый казакофил и собиратель народного фольклора. С другой – его же беспощаднейший критик, назвавший всех кобзарей скопом «п’яними і темними», а их творчество – «п’яницькою бреходурнопеєю про людожерів-казаків».
П.А. Кулиш (1819-1897) остается фаворитом "української національної ідеології”, многочисленные творцы которой охотно цитируют его ранние произведения, переполненные антирусскими выпадами. Как и другие представители первой волны украинофильства, он начал свою деятельность в 1840-е годы с этнографических и литературных изысков, сделавших его "апостолом нац-вiдродження”. В тогдашних произведениях Кулиш, по словам советской энциклопедии, "идеализировал гетманско-казацкую верхушку”. Мифологизированная и поэтизированная украинская история начала ХIХ в. произвела на молодого учителя слишком сильное впечатление. Но более глубокое изучение предмета со временем привело его к радикальной смене взглядов. Неоднократно побывав в 1850-1880-е годы в Галиции, Кулиш наглядно убедился в том, что враждебные силы превращают Червонную Русь в оплот украинства-антирусизма. Борьбе с этими разрушительными тенденциями Кулиш посвятил конец своей жизни. Отныне Кулиш не видел ничего прогрессивного в запорожском казачестве, которое воспевал в молодости. Теперь казаки для него – просто бандиты и убийцы. Ни о каком государстве они не мечтали. Их идеалом было выпить и пограбить. Единственной же прогрессивной силой на Украине, покончившей и с татарскими набегами, и с ляшским засильем, вчерашний казакофил признает Российскую империю. В своих монографиях "История воссоединения Руси” (1874-77) и "Отпадение Малороссии от Польши” (1890) Кулиш убедительно показывает разлагающее влияние запорожской вольницы, этих "диких по-восточному представителей охлократии” – на судьбы Отчизны.
Кулиш, развернув широкое историческое полотно, представил казачество в таком свете, что оно ни под какие сравнения с европейскими институтами и общественными явлениями не подходит. Ни светская, ни церковная власть, ни общественный почин не причастны к образованию таких колоний, как Запорожье. Всякая попытка приписать им миссию защитников православия против ислама и католичества разбивается об исторические источники. Данные, приведенные П. Кулишем, исключают всякие сомнения на этот счет.
Оба Хмельницких, отец и сын, а после них Петр Дорошенко, признавали себя подданными султана турецкого - главы Ислама. С крымскими же татарами, этими "врагами креста Христова", казаки не столько воевали, сколько сотрудничали и вкупе ходили на польские и на московские украины.
На Кулиша сердились за такое развенчание, но опорочить его аргументацию и собранный им документальный материал не могли. Нет ничего удивительного, что с такими мыслями даже в независимой Украине Кулиш остается полузапретным автором. «Черная рада» включена в школьную программу. Но уже предисловие к ней, где автор говорит о политическом ничтожестве гетманов, ученикам не показывают. Что же касается исторических сочинений Кулиша, то их попросту боятся издавать.
Обращение к нему и по сей день обязательно для всякого, кто хочет понять истинную сущность казачества.
Искаженные в рукописи или в печати названия городов и сел восстановлены мною по карте, но сомнительные оставлены без перемены.
В той же рукописи Михаила-Сервация Вишневецкого означены следующие ключи Вишневецких в последнее их время.
1) Старый Вишнёвець и 16 сел.
Квачивка, Окнины-Велики, Окнины-Мали, Горынка, Кушлин, Подгайчики, Янкивци, Кодзаивка, Вербиця, Маниив, Котюжинци, Хведькове. Чайчинци, Гришкове, Кривчики, Раковець.
2) Новый Вишнёвець и 23 села.
Лозы, Бодаки, Коханивка, Гнидова, Вербовици, Шепеливка, Лопушна, Пахина, Коннячивка, Голубици, Билка, Битечка, Раковець, Раковець-другий, Мишкивци, Поляны, Кунакивци, Бутынь, Млиновци, Баготы, Дзвиняч, Залисье.
3) Черный - Остров.
Гружовиця, Мартынивка, Вийтовци, Педосы, Захаривци, Осташки.
4) Чехивци и 30 сел.
Соболивка, Гнилиця, Мялова, Кослючки-Мали, Гнилиця-Вища, Голотки, Кошляки-Велики, Москативка, Ваджулив, Билозирка-Вища, Билозирка-Нижча, Янкивци, Шибенна, Щаснивка, Пальчинци, Почапинци, Иванькивци, Гавратин, Гельченци, Медешивка; Колисець, Гавриловка, Свинна, Собкивци, Якимовци, Смойливка, Ловкивци, Купиль, Голатки-пид-Купелем, Махивци або Чорнява.
5) Даниловщина и 12 сел.
Сниривка, Передимирка, Бурсакивци, Нападивка, Гнилорудка, Бадка, Заглотци, Куковци-Велики, Синявци, Жуковци, Ондриивка, Борщиивка.
6) Комарно и 22 села.
Хлопы, Герман, Бучки, Татаринив, Андриянив, Лувчици-Церковни, Лувчици-Дольни, Свинюша, Чумивци, Поричи, Буни, Зарковичи, Якимчици, Клицко, Колодруги, Брежець, Подвысоке, Новосилка, Саско, Ромны, Поверхов, Литовка.
7) Новый Дольск и 18 сел.
Любешив, Уриничи, Берчици, Червище, Ляхвици, Пнивка, Вулька-Любешивська, Зализниця, Деревок, Горки, Быхов, Одрыжин, Вулька-Одрыжинська, Лубяш, Старый-Дольск, Шлепан, Хоциш, Боляндичи.
8) Каролин и 4 села.
Писочна, Хведоры, Косляковичи, Пинковичи.
Названия одних ключей, без означения сел.
9) Дубровиця, 10) Столин, 11) Хомск, 12) Ополье, 13) Телехан, 14) Межирич, 15) Вильковишки, 16) Брагин.
Владения Вишневецких в Литве, по той же рукописи:
17) Дзильва и 7 сел:
Радзивоншки, Войшнаров, Ользев, Пальчев, Папьеня, Ворошилов, Ищольня.
18) Можейков-Великий и 5 сел.
Дзикушки, Лебёдка, Манинишки, Шуменилишки, Гайковщина.
В правобережной Украине:
19) Володарка и 18 сел.
Березна, Косивка, Будешло, Гайворонивка, Петрашивка, Сквирка, Салеривка, Токаривка.
20) Гдашив и 8 сел.
Юркивци, Дзяринци, Билич, Крубштивка, Бондари, Цитковци, Лоивци, Носивци.
21) Борщивка и 12 сел.
Курлянци; Вабенки, Каленна, Варисивка, Голохвасты, Свирна, Сахнивка, Ставичка, Лавенки, Шорниливци, Капустинци, Мармоливка.
22) Торчиця
23) Дзюнкив - при этих ключах села не означены.
24) Антонив и 13 сел.
Терешки, Биливка, Семенивка, Гудченки, Лавришки, Лучники, Выробиивка, Начачивка, Щербинивка, Донаивка, Шабиивка, Семишивка, Токаривка.
25) Монастырище
26) Таганча - села не означены
8
Хартахай, Историч. Судьбы Крымских Татар.
9
Гиря в украинском языке значит стриженая голова. Гирей будет значить горявый. Следовало бы говорить гирий; однако ж мы имеем двойную форму в подобном слове: мурий и мурей, человек маврского происхождения, или мурый, смуглый.
10
Хаджи значит богомолец.
11
Тогда же и "городище" Тягинь, впоследствии цель наездов казацких, было "оправлено" Менгли-Гиреем, не смотря на протест Александра Казимировича, который называл Тягинь своею "отчиною".
12
После разбития войска "римского короля" Фердинанда, Изабелла принесла сына в пелёнках в шатёр султана. Мать и сын были отосланы в замок Липу.
13
Bar, arx munutissima... in ipso aditu Scythiae excitata.
14
Как обширна была область подобных разъездов и каковы были географические сведения о южно-русских землях в то время, можно видеть из рассказа Папроцкого, который, как видно, имел под рукою дневные записки русского пана Юрия Язловецкого, совершившего разъезд, для преследования татар, из Подолии на Киев и т. д., в 1571 году.
"На моём веку (говорит Папроцкий, Herby Pycerssua Polskiego, Krakow, 1584) был Юрий Язловецкий воеводою русским и гетманом коронным. Ни один гетман не водил так много людей и так далеко против неприятелей. А было это в 1571 году. Сведав о множестве татар, которые шли из Московщины с великою добычею, боялся он, чтобы они не причинили вреда и отечеству, и пошел против них с людьми до самого Киева. Двинулся он с места мая 16. Сперва прибыл в Межибож 22 числа, а в Хмельник 28-го. Там польская граница оканчивалась в трех милях, — не то чтобы владение королевства Польского, а только Короны, — у Дубровы Слободищенской и в одной миле от Хмельника. На пути в Белую-Церковь вот какие урочища: Кожухова Дуброва, Слободище местечко, Хворостенка, Вчорашне, Вива река, Рогозно, Под-Дорогами-Гай, где заседают татары, подстерегая сольников (чумаков с солью) со всех сторон, и наши также, кто кого опередит; Камяница река, Раставица река, где убит Струсь, славный муж. В Белую-Церковь пришли 3-го июня и шли туда следующими урочищами: прежде всего Перепетовы-Курганы, Михалкова Дуброва, Колицянка, Стугна, Борщиевка, Вита, Городище, Киев. А от Хмельника до Киева подольских миль 47. Этот город Киев имеет возле себя реки Днепр, Псёл, Оринин, Триполь, Тясмин, Росаву, Припеть, Мошну, Рось. Выехали из Киева 18 июня; пошли в поля на Ингулец и на Великий Ингул; с поджиданьем шли следующими урочищами: прежде всего Настаска, Стугна, Ганкова, Ольшаница, Красная-Речка, Каяльник, Ресава, и у ней шлях татарский, впадает в Рось, Острик, Бурган, где сторожит киевская стража, Явлодова-Долина, Красный-Риг, Баераки, Боятынка, Медвежьи-Головы, Prohi narosy, (Пороги-на-Роси?), Городище, Корсунь, Олышанка, Ольшаница, Шахаров-Курган, Громошибне, Perenothe Лебединске, Шлях-Татарский-Великий, три Ташлыки, Лебедин, в котором оставили обоз, и перебравшись пошли в поля. Шли следующими урочищами: на Ясмин, Голый-Борок, Лес Нерубаек, Тясмин-Верхний, Козенки, Чорный-Лес от Лебедова, Ингульцы, trzy Laznie (Три-Бани); Ингул встал у Болтовскаго-Лесу; через байраки 2 мили; Бочки от него 2 мили. Оттуда повернули к Черкасам, переправились через Тясмин; Чигирин, 16 миль. Там же новьй замок, который зовут Рытый-Городок. Черкасы основал какой-то Остафий. Забившись так далеко с великим уроном рыцарства, дали уйти неприятелю za folga szpiegow. Вернулись, ничего не сделавши, в Канев, 7 миль. Шли таким путем: Мошна, через которую переправились вплавь, Чортова-Могила, Шкаратул, Остаповы-Колодязи, Радиманов-Переяслав, Городище; Treboszny (Три Башни?). Пришли в Канев 11 июля; до Белой-Церкви 12 миль; от Bez baierakow 7 дней пути до Семи-Байраков. Оттуда 7 дней ходьбы пути до Пещаного-Броду, а оттуда недалеко до Буковых-Байраков. Осматривали остроги важнейшие на реке Днепре, Базавлук, в 35 милях от Черкас; Белозёрский, 47 миль от Черкас; Хортица, 40 миль. Пришли в Пиков, город Филона Кмиты Чорнобыльского, воеводы смоленского и пр., июля 14. Оттуда в Хмельник, в Винницу того же месяца 20, в Бар 24. Потом каждый отправился домой."
15
По Бильскому и Стрыйковскому, король Сигизмунд I заплатил татарам jurgielt (в размере 15.000 злотых) первый раз в 1511 году, с условием, чтоб они, в числе 30.000, ежегодно воевали против его врагов, только бы не против турков. Татары называли этот jurgielt харачем (данью), и, вместо подчиненности польскому королю, в следующем же, 1512 году, вторглись в его владения. Хотя князь Константин Иванович Острожский разбил многочисленную орду у Вишневца над речкою Горынью, но тем не менее Сигизмунд I продолжал платить татарам дань. Он давал им ежегодно, 1-го ноября, 400 поставов сукна, по рассчету на 13.000 червонцев, да 2.000 червонцев наличными деньгами. Старовольский ("Tada na Zniesienie Tatarow") называет упоминки татарам рабскою данью: "Ten iurgielt co mu na szable albo na kozuchy daiemy, nic inszego nie iest, ieno slicznym tytulem pokryte poddanstwo, ktorego npominaia sie od nas, iak pewnego czynszu od poddanych".
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История воссоединения Руси. Том 1"
Книги похожие на "История воссоединения Руси. Том 1" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Пантелеймон Кулиш - История воссоединения Руси. Том 1"
Отзывы читателей о книге "История воссоединения Руси. Том 1", комментарии и мнения людей о произведении.