» » » » Тира Соколовская - Тайные архивы русских масонов


Авторские права

Тира Соколовская - Тайные архивы русских масонов

Здесь можно скачать бесплатно "Тира Соколовская - Тайные архивы русских масонов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Вече, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Тира Соколовская - Тайные архивы русских масонов
Рейтинг:
Название:
Тайные архивы русских масонов
Издательство:
Вече
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-5-9533-1856-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Тайные архивы русских масонов"

Описание и краткое содержание "Тайные архивы русских масонов" читать бесплатно онлайн.



«Ложа Орла Российского», «Ложа Соединенных Славян», «Ложа Изиды», «Ложа Озириса к Пламенеющей Звезде»… Что скрывается за этими звучными названиями масонских организаций России? Древняя мудрость или притязания на политическую власть? Чтобы ответить на эти вопросы, лучше всего обратиться к первоисточникам и к документам. Именно так поступают авторы этой книги — и Тира Оттовна Соколовская, работавшая столетие назад, и Дарья Дмитриевна Лотарева, благодаря которой сейчас увидели свет эти уникальные памятники русской эзотерической культуры.






Организация русских вольных каменщиков привлекла внимание историков, литературоведов и библиофилов еще в середине XIX века. Для изучения ее деятельности требовалось прежде всего собрать документы, печатные и рукописные книги, ритуальные предметы, которые не были общедоступными. В то же время сохранилось достаточное количество реликвий, так как членами лож в России побывали за весь период существования несколько тысяч человек [77]. Большой интерес к масонским редкостям проявляли во второй половине XIX — начале XX веков коллекционеры различного рода «древностей», а также научные общества. В этот период сложились собрания Д.Г. Бурылина, П.И. Щукина, Ф.М. Плюшкина, Г.А. Брокара, И.И. Толстого, В.П. Федоровича, Ф.О. Врублевского, Т.О. Соколовской и других. Наряду с письменными документами и изобразительными материалами в коллекциях имелись знаки лож, должностей и степеней, ленты, запоны (передники), молотки, мечи, посуда, шкатулки, часы, замки, перстни. Эти предметы демонстрировались общественности. Например, в Витебске в 1871 г. на художественно-археологической выставке экспонировались масонские дипломы из собрания М.Ф. Кусцинского и знаки из коллекции известного нумизмата Н.Р. Щулепникова [52. С. 24]. (Последний получил их, вероятно, от Р.С. Щулепникова, капитана флота, который в 1817–1818 гг. был надзирателем ложи Елизаветы к добродетели и Великим Казначеем Великой Провинциальной ложи [55. С. 212].) Располагавшее масонскими рукописями, книгами и предметами Императорское Общество любителей древней письменности выставило знаки в своем музее [31].

Приведем краткие сведения о тех коллекциях, по материалам которых создан наш справочник.

Иваново-Вознесенский купец Дмитрий Георгиевич Бурылин собирал редкости по всему миру. В Каталоге выставки древностей и редкостей, устроенной владельцем в 1903 г., значатся русский, китайский, японский, европейский отделы. В европейском отделе демонстрировалось собрание масонских вещей, а именно «рама с масонскими орденами и знаками до 90 штук»; витрина с лентами, фартуками, знаками (30 штук); отдельная витрина с масонскими знаками (20 штук). Практически все они были иностранного происхождения, русских знаков было немного [20. С. 26, 41, 44, 45]. В 1912 г. собиратель приобретает еще около 930 масонских предметов [40. Л. 3]. Есть сведения также, что в 1913 г. Д.Г. Бурылин владел примерно четырьмя сотнями книг «известных масонов и о масонстве» и двадцатью пятью масонскими дипломами [50. С. 14–15]. Собрание было хорошо известно, им пользовались при организации различных выставок. Например, были представлены знаки из русского отдела на выставку «Ломоносов и елизаветинское время», устроенную в Санкт-Петербурге в 1912 г. [12]. Их каталог был составлен исследовательницей русского масонства Т.О. Соколовской [58] (в нем она приводила не только описания вещей, но и толкования их функций и символики). Затем, также в 1912 г., часть предметов была представлена на выставке в память войны 1812 года в Москве [13. С. 283, 284, 285; 25. С. 33].

Д.Г. Бурылин много занимался своим детищем, разбирал и изучал коллекции, на основе которых он создал музей, выстроив для него специальное здание. После революции, однако, владелец был отстранен от заведывания. В 1920 г. принадлежавшие ему редкости были обследованы сотрудниками Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины при Наркомпросе, изъявшими среди прочего и собрание масонских печатей [14]. Все Орденские реликвии были оценены в два миллиона долларов [75. С. 23]. Впоследствии одна их часть попала в Государственный Эрмитаж, другая — в Музей истории религии и атеизма (ныне Государственный музей истории религии). По материалам последнего, С.М. Некрасовым были опубликованы описания нескольких предметов, в том числе знаков лож, должностей, степеней, запонов, посуды, платов [35]. Коллекция неоднократно фотографировалась, частично снимки публиковались, а некоторые из них попали в знаменитый музей П.И. Щукина (ныне хранятся в Отделе металлов Государственного исторического музея).

Петр Иванович Щукин, также купеческого звания, основал свой музей в 1893 г. [46. С. 45]. Он писал: «Я поставил себе задачею собирать не только русские предметы, но также восточные и западные, и, собирая последние, нагляднее показать, какое влияние имели Восток и Запад на русскую культуру. Собранные таким образом коллекции служат не только научным, но и учебно-образовательным целям» [37. С. 280]. В его музее размещались библиотека, картинная галерея, собрания тканей, серебра, предметов церковного обихода, фарфора, оружия, мебели, бытовых предметов [24. С. 7], небольшой мини-кабинет, подборка рукописей и автографов [22. С. 1]. К сожалению, сведения о многочисленных масонских вещах, принадлежавших П.И. Щукину, опубликованы не были. Частичное представление о них можно получить по изданию «Масонство в его прошлом и настоящем» [29], в котором воспроизводятся предметы обихода вольных каменщиков из его коллекции.

20 мая 1905 г. П.И. Щукин передал здание музея и все имеющиеся в нем собрания в Исторический музей г. Москвы (ныне Российский Государственный Исторический музей) [24. С. 7]. Впоследствии масонская коллекция музея постоянно пополнялась. В начале XX века туда передавали обрядовую утварь В.П. Соловьев, А.П. Клачков, Г.А. Брокар, AM. Кудрякова [8. С. I]. Примерно в то же время поступили знаки и вещи, хранившиеся в комплексе с орденскими рукописями в Румянцевском музее (куда они передавались при посредничестве С.В. Ешевско-го еще с 1863 г.) [48. С. 72]. Некоторые предметы были куплены на торгу. Инвентарь, поступивший в Исторический музей до 1915 г., был описан В.И. Викентьевым [8]. После революции масонские вещи получали из Музейного фонда, а это позволяет предположить, что их изымали из городских и загородных дворянских усадеб [23. С. 37–52].

Еще во время следствия над декабристами особое внимание уделялось их участию в работе организации вольных каменщиков. Подтверждающие членство в ложах предметы и бумаги поступали в Тайный следственный комитет, затем были переданы в Государственный архив, а после 1917 г. — в Архив Октябрьской революции (ныне Государственный архив Российской Федерации). Оттуда они разошлись по музейным хранилищам, впоследствии часть попала в Отдел металлов Государственного Исторического музея [16. С. 329]. В 1946 г. туда была передана очередная партия знаков из Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина (бывш. Румянцевский музей, ныне Российская Государственная библиотека) [48. С. 74].

В конце XIX — начале XX веков реликвии вольных каменщиков попадали в частные провинциальные и губернские музеи, связанные с деятельностью Ученых архивных комиссий. Например, в музее П.И. Щукина хранилась фотография масонских лент, запонов и знаков из собрания Е.Н. Скаржинской (ОМ ГИМ Мас 407) — почетного члена Полтавской ученой архивной губернской комиссии. Она организовала музей в своем имении Круглик недалеко от г. Лубны. Судя по надписи на фотографии, вещи поступили туда из собрания киевского торговца Э. Дуба. После 1905 г. более 20 тысяч экспонатов были переданы владелицей в собственность полтавского земства [71. С. 7].

Еще одно «прогремевшее» крупное собрание масонских предметов принадлежало Федору Михайловичу Плюшкину, «по профессии торговцу, известному археологу и владельцу музея древностей в Пскове». Он, как и многие другие, собирал старинные картины, миниатюры, гравюры, рукописи, старопечатные книги, предметы старинного быта и культуры, оружие, монеты [72. С. 1147–1148]. Его музей, благодаря публикациям в газете «Новое время», был широко известен. В 1911 г. «по поручению этнографического отдела Русского музея Императора Александра III» его обследовали специалисты. В качестве эксперта по масонской коллекции выступала Т.О. Соколовская. Она отмечала, что Орденских рукописей в музее было немного, зато имелись передники, розенкрейцерские (т. е. высших степеней) перевязи, знаки лож, ковер с эмблемами, табакерки, перстни и другие вещи [32. С. 1061–1062]. В настоящее время коллекция Ф.М. Плюшкина распределена по отделам Государственного Русского музея в Петербурге.

В 1914–1915 гг. в издательстве «Задруга» в Москве вышли первые два тома роскошно оформленной книги «Масонство в его прошлом и настоящем» под редакцией С.П. Мельгунова и Н.П. Сидорова (третий том был выпущен в 1921 г.). В проспекте издания говорилось: «Каждая масонская ложа имела свое наименование, свои отличительные признаки, свои вещественные знаки. Перед читателями эти своеобразные, полные таинственной занимательности памятники пройдут в многочисленных иллюстрациях, которыми будет снабжено издание. Большинство этих вещественных знаков масонского ритуала, символистических картин и пр. будут воспроизведены с подлинников, хранящихся в наших общественных хранилищах и частных коллекциях» [30]. Издатели и авторы сдержали свое обещание: цветные и черно-белые иллюстрации имеются почти на каждой странице. Как правило, под фотографиями указано собрание, в которое входил предмет. В числе других участников вещи предоставили виленский собиратель Ф.О. Врублевский (у него имелась значительная коллекция знаков польских масонских лож [41. Лл. 1–2]) и витебский коллекционер Вячеслав Петрович Федорович.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Тайные архивы русских масонов"

Книги похожие на "Тайные архивы русских масонов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Тира Соколовская

Тира Соколовская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Тира Соколовская - Тайные архивы русских масонов"

Отзывы читателей о книге "Тайные архивы русских масонов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.