Тира Соколовская - Тайные архивы русских масонов

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тайные архивы русских масонов"
Описание и краткое содержание "Тайные архивы русских масонов" читать бесплатно онлайн.
«Ложа Орла Российского», «Ложа Соединенных Славян», «Ложа Изиды», «Ложа Озириса к Пламенеющей Звезде»… Что скрывается за этими звучными названиями масонских организаций России? Древняя мудрость или притязания на политическую власть? Чтобы ответить на эти вопросы, лучше всего обратиться к первоисточникам и к документам. Именно так поступают авторы этой книги — и Тира Оттовна Соколовская, работавшая столетие назад, и Дарья Дмитриевна Лотарева, благодаря которой сейчас увидели свет эти уникальные памятники русской эзотерической культуры.
В ритуалах, где приводится обращение к новопринятому со словами «рыцарь» или «джентльмен», сами составители этих ритуалов делают в выносках примечание, что с этими словами должно обращаться и к людям «подлого» состояния. В ложах существовал обычай всем масонам носить круглые шляпы: «шляпа означала свободу, а где свобода, там и нравственное равенство». Новопринятый брат обходил всех братьев и получал от них братский поцелуй, знак братской любви. В песнях масонов к новопринятому вспоминается такое лобзание:
Утомленный брат грозою,
наслаждайся тишиною,
страх из сердца изведи,
к нам в объятия приди.
В песне к посетителям также упоминается этот троекратный братский поцелуй:
Мы с восторгом вас приемлем,
троекратно вас объемлем.
Поклявшемуся брату открывали тайну символов и при этом внушали, что «иероглифы франкмасонов заслуживают особенного внимания, зрелое рассуждение и вольность вкуса видна в них в преимущественной степени пред прочими человеческими иероглифами»[148].
Изображавшийся на масонском ковре двух низших степеней «мозаиковый пол» символизировал, между прочим, «переменчивый и неизвестный ход жизни и разнообразные внешние отношения людей, которые по рождению и могиле все равны». Линейка и отвес, являвшиеся масонскими клейнодами, символизировали равенство состояний. «Все мы нищи рождаемся, — излагалось в катехизисе второй степени[149], — все, не исключительно от самого царским венцом увенчанного, даже до последнего человека, милостынею питающегося, потому никто без помощи другого жить не может. Следовательно, и обязаны все во всю нашу жизнь взаимно служить друг другу; сие служение и дает нам право называться братьями, составляющими единый род». Циркуль и наугольник употреблялись как символы, напоминавшие о необходимости управлять своими действиями. Угломер, по масонскому объяснению, был символом «справедливости, с которою мы соразмеряем свои поступки, следовательно, нравственности, т. е. делания добра». Циркуль служил также символом общественности. Двадцатичетырехдюймовый масштаб знаменовал решение посвятить все мгновения жизни начатому делу. Молоток — символ молчания, повиновения и совести. Молоток был принадлежностью мастера; по молотку же было у обоих сюрвельянов (надзирателей), повторявших распоряжения мастера как председателя масонских заседаний. Молоток служил символом власти, «которую имеет убеждение над человеческим духом». По другим объяснениям, наугольник означал совесть, а молоток — веру; «молоток также есть образ внешнего нашего действования; ум должен искать, воля — желать, деяния — стучать, ибо когда ум, воля и действия составляют границу, раздатель премудрости дарует: уму — свет, воле и действиям — благословение» [150]. Лопаточка употреблялась как бы на тот случай, «когда потщится сердце человеческое от нашествия пороков оградить, яко стеною, помазанною ею, и погрешности ближнего снисходительно прикрыть ею». Вообще же рабочие инструменты знаменовали святость труда.
Молоток, наугольник и циркуль почитались важнейшими символами. Эти три символических столба, убеждение, нравственность и общественность, были подпорами масонского храма. По масонскому определению, убеждение называется мудростью, нравственность — крепостью (в добре), общественность — красотою. «Мудрость руководит нашими постройками, крепость их основывает, а красота украшает. Без мудрости, крепости и красоты не может быть гуманности: мудрость — в познании высочайшей цели жизни, крепость — в обладании страстями, красота — во внутренней гармонии души, внутреннем мире и внутренней радости и в гармонии отношений к людям. Столб мудрости представляет собою мастер на востоке, столб силы — старший надзиратель на западе, столб красоты — младший надзиратель на юге»[151].
Масонский идеал звал к самоусовершенствованию. Символом низшей масонской степени был «дикий камень», т. е. грубый булыжный камень. Масоны должны были трудиться над обработкою этого дикого камня. По этому поводу в масонской песне пелось:
Ах, великое есть дело,
самого себя познать,
для души отвергнуть тело,
Иисусу подражать,
отесать свой камень дикий
и уметь сей труд великий
во смиренье совершать.
У степени товарища был символом камень отесанный, «кубический». Кубический камень был заострен кверху и изображал стремление к нравственному совершенству. Товарищ-масон должен был возвышаться к духовным умозрениям и удовольствиям и тем постепенно освобождаться от грубостей вещества.
Символом мастерской степени была чертежная доска, знаменовавшая обязанность мастера никогда не отступать от начертанного плана; мастер-масон должен был работать планомерно и следовать настойчиво раз начертанному плану.
Дикий и кубический камни и чертежная доска назывались неподвижными клейнодами.
На ковре ученика и товарища изображались две колонны — сила и постоянство, создание и уничтожение, жизнь и смерть, свет и мрак. На ковре товарища было еще сверх того семь ступеней: по ним должен был проходить искавший света, чем он символически отрекался от семи грехов, испрашивал семь даров Духа Святого и давал обещание «прилежать» к семи наукам[152]. На ковре пятой степени шотландских мастеров были представлены раздробленные ступени, изъяснявшие, что «суеверие, предрассудки и вероломство должны исчезнуть при свете истины, когда храм существенной веры в духе и сердце вашем воздвигнется». Иногда на коврах изображались перчатки[153] и запоны; перчатки — в знак чистоты нравов, запоны — в знак постоянства и чистосердечия брата.
Символические масонские иероглифы помимо изображения их на ковре часто обращались в украшения и отличительные знаки для различных масонских степеней и должностей. Целый ряд символических фигур знаменовал веру в Бога, в Спасителя мира, в бессмертие души: ветвь акации означала возрождение, воскрешение; роза — вечную жизнь за гробом и радость жизни на земле; гроб, череп и кости — презрение к смерти; пеликан, кормящий кровью птенцов, — Спасителя мира, пламенеющая звезда — Бога или душу всего мира; кольца — вечность; крест почитался символом святости и величия страдания.
Кроме самих фигур, которых в их символике было множество (недаром свой язык в ложах масоны называют иероглифическим) и из которых здесь приведены лишь важнейшие, символом являлся и цвет, присваиваемый какой-либо степени или системе. Так, цветами символического иоанновского масонства были — золотой, лазоревый и белый, означавшие чистейшие цели, возвышенность и нравственность задач. Цвет пурпура, зеленый, черный и белый отличал шотландское масонство: черный и белый цвета означали траур по исчезновению из мира света и истины; красный — кровь, которую должны без сожаления проливать масоны в борьбе за свет, а также царственность каменщическо-го искусства; зеленый — надежду на достижение земного эдема.
В ритуале и символах масонов раскрывалась вся существенность масонской организации: тайна, безусловное единение всех членов братства, неразрывная связь каждого отдельного члена со всем обществом, наказуемость предателей, защита обществом отдельного брата, широкая пропаганда масонских идей и борьба за масонские идеалы.
Действительно, рассмотрение некоторых масонских ритуалов и символов вполне подтверждает высказанное положение.
На ковре изображалась рама. Ее присутствие масоны объясняли тем, что она, включая в себя сокровенные фигуры, ограждает масонские тайны от чужого взора. «На сем едином месте великий Строитель мира не определил нам быть в обществе заключенными и неизвестными, но когда насилие, хитрость и злость преодолели, то чистосердие стало погрешностью, молчаливость— добродетелью и соединение против насилия — необходимостью»[154]. В некоторых ложах произносился тост за сердце, которое скрывает, и язык, который никогда не рассказывает.
В ознаменование того, что каждый отдельный масон представлял звено масонского братства, а союз масонов составлял неразрывную цепь, масонский ритуал предписывал в известные моменты производства масонских работ, т. е. во время заседаний лож, образовывать «масонскую цепь»[155]. Для образования цепи масоны брали друг друга за руки так, что стоявший вправо брал левую руку своего соседа правой рукой, а стоявший влево брал левой рукой правую руку своего соседа. В масонских песнях пелось про цепь:
Неразрушима в век пребуди цепь священна,
или
Как руки тесно мы все цепию сплетем,
да тако и сердца любовью съединятся,
чтоб мы в одной любви отраду все нашли,
чтоб ей могли питаться!
или, наконец,
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тайные архивы русских масонов"
Книги похожие на "Тайные архивы русских масонов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Тира Соколовская - Тайные архивы русских масонов"
Отзывы читателей о книге "Тайные архивы русских масонов", комментарии и мнения людей о произведении.