» » » » Нуриддин Керемов - Путешествия Бакуви


Авторские права

Нуриддин Керемов - Путешествия Бакуви

Здесь можно скачать бесплатно "Нуриддин Керемов - Путешествия Бакуви" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Мысль, год 1982. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Нуриддин Керемов - Путешествия Бакуви
Рейтинг:
Название:
Путешествия Бакуви
Издательство:
Мысль
Жанр:
Год:
1982
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Путешествия Бакуви"

Описание и краткое содержание "Путешествия Бакуви" читать бесплатно онлайн.



Книга заслуженного деятеля науки профессора Н. К. Керемова «Путешествия Бакуви» посвящена жизни и деятельности выдающегося азербайджанского путешественника и географа XV века. Она начинается с рассказа о времени, в котором жил и творил Бакуви, о его окружении, о наиболее известных его предшественниках. Большая часть книги содержит популярное изложение главного труда Бакуви. В нем описывается территория от Китая на востоке до Андалусии на западе и от Ирландии и Балтики на севере до африканских стран на юге. Особый интерес представляют строки, рассказывающие о Средней Азии и Кавказе. Книга рассчитана на массового читателя.






Нуреддин Керемович Керемов

Путешествия Бакуви

Глава I

Предшественники



Азербайджан за свою многовековую историю не только впитал знания, известные другим народам Востока, но и немало способствовал расширению этих знаний. Он дал человечеству многих выдающихся деятелей науки и культуры, внесших огромный вклад в познание окружающего мира, в его восприятие. И едва ли не ведущую роль в этом играли путешественники и географы. Именно благодаря им, а также арабским географам и путешественникам были получены в средние века достоверные для того времени описания природы стран Кавказа и Средней Азии, Среднего и Ближнего Востока, Индии и Северной Африки, хозяйственной деятельности и культуры народов этих стран. Рукописи этих мудрых и отважных людей, запечатлевшие наблюдения, сделанные в дальних странствиях, хранят крупнейшие библиотеки мира. Их тщательно изучают ученые разных специальностей: географы и историки, этнографы и астрономы, медики и филологи.

Среди талантливых средневековых деятелей науки и культуры Азербайджана видное место занимает Абд ар-Рашид ибн Салих ибн Нури ал-Бакуви, человек разносторонне одаренный, обладавший энциклопедическими знаниями Он был путешественником, географом, климатологом, космографом. Для того чтобы лучше понять какой вклад внес Бакуви в познание мира, что нового он дал науке, необходимо знать, что могло быть известно ему, каковы были тогда представления о стране, в которой он жил, и о соседних странах, каков был уровень научных знаний того времени. Поэтому, прежде чем перейти к рассказу о Бакуви, упомянем некоторых его предшественников и современников, чьи сочинения — научные изыскания, путевые заметки, дневники — легли в сокровищницу мировой культуры и, несомненно, оказали немалое влияние на формирование научных интересов Бакуви.

Тут же следует отметить, что в медресе (мусульманская религиозная школа) помимо предметов духовного характера изучали языки — арабский и фарси. Знание этих языков открывало возможность для широкого знакомства не только с трудами ученых, писателей и поэтов Востока, но и с богатым творческим наследием Древней Греции, переведенным на арабский язык. А в медресе в те времена получали начальное образование большинство представителей азербайджанской интеллигенции. В их числе был и Бакуви. Им были хорошо знакомы произведения Абу Таммама, Абу Нуваса, Ибн Хани, Рудаки, Дакики, Ансари, Фирдоуси, Омара Хайяма, Гургани, Асади Туси, Ват-вата, Фараби, Ибн Сины, Ибн Русте, древнегреческих философов Аристотеля, Платона и др. Список этот можно значительно расширить. Здесь мы остановимся на деятелях науки и культуры, известных своими путешествиями, и тех, чьи труды обогатили Бакуви знаниями из области естественных наук.

«В эпоху раннего средневековья, в VII–IX вв., азербайджанский народ сделал немало для развития средневековой культуры, в частности культуры мусульманского Востока. В этот период плеяда видных ученых Азербайджана блистала такими именами, как Хафиз Ази-оглы, Абдул Азиз Гасан-оглы, Мекки Ахмед-оглы, Абдулла Абдул Мелик-оглы и многие другие. Они пользовались известностью не только у себя на родине — в Азербайджане, но и далеко за его пределами, в странах всего мусульманского Востока»[1] — так пишет об этой эпохе академик Г. Гусейнов. С одного из названных им имен и начнем вести разговор.

В IX в. в г. Барда — одном из древнейших городов Азербайджана, расположенном на Карабахской низменности в низовьях р. Тертерчай, родился Мекки ибн Ахмед ал-Бардаи — ученый и писатель, много путешествовавший по Ближнему и Среднему Востоку. Образование он получил в Багдаде. В своих многочисленных сочинениях он рассказывал о всех крупных городах, которые посетил.

Среди путешественников-географов, живших в X в., можно назвать Абубекра Бардаи, Абуазиза Бардаи, Мухаммеда Марагаи, Омара Ардабили и др. Следует упомянуть также знаменитого арабского географа и путешественника Абулкасима ибн Хаукаля. В его трудах можно почерпнуть данные об Азербайджане X в., он же первым составил карту Азербайджана и сообщил об этом: «Я помещаю карту Азербайджана, изображая на ней горы, дороги и пресные реки, как Араке и Кура»[2].

К X–XI вв. относится первый значительный литературный памятник азербайджанского народа — эпос о деде Коркуте — «Китаби деде Коркут» («Книга деда Коркута»). Эпос этот состоит из вступления и двенадцати сказаний (песен) каждое из которых имеет самостоятельный характер Песни «Книги» содержат одно из самых первых упоминаний названий городов, крепостей, рек и озер Азербайджана и близлежащих местностей[3].

Известны два списка оригинала «Китаби деде Коркут»: один находится в Дрездене, другой — в Ватикане. В России и за рубежом изучением эпоса занимались виднейшие востоковеды. Много нового внесли в изучение эпоса и азербайджанские ученые Г. Араслы и М. Г. Тахмасиб[4]..

Из русских ученых о «Китаби деде Коркут», впервые в 1894 г. сообщил академик В. В. Бартольд, он тогда опубликовал русский перевод сказания «Об удалом Домруле»[5]. В дальнейшем он опубликовал также другие сказания, а «после смерти ученого в его архиве нашли весь текст оригинала с полным переводом на русский язык»[6]. Он был издан в г. Баку в 1950 г.

В X–XI вв. жил путешественник и крупный поэт-философ Шейх Мухаммед-Али Абу Абдуллах ибн Убейдуллах ибн-Ахмед Ширвани Баба-Кухи. Баба-Кухи родился в 933 г., умер в 1051 г. и был старшим братом Пир-Хусейна Ширвани, визиря ширваншаха Манучехра[7]. Прожил он долгие годы. О раннем периоде его жизни сведения не сохранились. Известно лишь, что после ссоры с братом он поселился сначала в долине р. Пирсаатчай, к востоку от Шемахи, а затем перебрался в район священной горы Бабадаг (3629 м), расположенной на главном водоразделе Большого Кавказа у истоков р. Кирдиманчай.

Покинув родные края, он долго путешествовал по востоку: сперва по Азербайджану, а затем по Ирану и некоторым другим странам. Во время путешествия ему приглянулся г. Нишапур (в 80 км к востоку от г. Мешхед). В этом городе он остановился и долго жил. В 1022 г. Баба-Кухи уехал в Шираз. Недалеко от этого города, у селения Джафарабад, в горах, в живописной местности находятся карстовые пещеры. В одной из них он поселился и прожил там до конца своих дней. Именно здесь писал Баба-Кухи свои основные труды. Его известность распространилась по всему Ирану, оттуда в соседние страны. Со всего Востока к нему приезжало много людей, считая его святым человеком. Баба-Кухи умер в 442 г. хиджры (1050–1051). В дальнейшем местность, где он похоронен, в честь поэта-путешественника назвали Баба-Кухи[8].

Известный иранский поэт Абдулрахман Джами (1414–1492) посвятил Баба-Кухи свои стихи, о Баба-Кухи упоминали также в своих сочинениях Саади, Хафиз и другие иранские поэты. Величайший азербайджанский географ и путешественник Гаджи Зейналабдин Ширвани (1780–1838) посетил мавзолей Баба-Кухи. Около него он на свои средства построил бассейн с навесами и провел к нему маленький арык, по которому вода протекала в бассейн.

Сочинение Баба-Кухи «Диван» изучали и русские востоковеды В. А. Жуковский (1858–1918) и Е. Э. Бертельс (1890–1957). Жуковский получил даже фотокопию «Дивана» Баба-Кухи из Британского музея.

Исследователи считают, что перу Баба-Кухи кроме «Дивана» принадлежат еще три крупных стихотворных сочинения — «Бидаят Халул Халладж», «Ахбарул-Арифин» и «Ахбарул Гафилин»[9]. В своей лирике он высказался о гелиоцентрической системе Вселенной на 30–40 лет ранее Абдурейхана ал-Бируни и на пять столетий раньше открытия Коперника [10].

Крупный азербайджанский астроном и философ XI в. Абуль Гасан Марзубан оглы Бахманяр (умер в 1065 г.) признавал, что материальный мир существует независимо от нашего сознания. В основном философия Бахманяра является продолжением взглядов его учителя Абу Али Ибн Сины (Авиценны).

Система философских взглядов Бахманяра является попыткой сочетания философии Аристотеля с некоторыми положениями религии ислама. Бахманяр писал, что слово «бытие» выражает много понятий, из которых прежде всего нужно отметить существование реальной действительности. «Мы утверждаем, — пишет Бахманяр, — что каждая вещь имеет свою действительность, составляющую ее содержание».

С точки зрения Бахманяра, многообразие всех существующих вещей в конечном счете обусловливается материальной основой мира. Вместе с тем Бахманяр не всегда последовательно исходит из этого основного принципа, т. е. признания существования реального объективного мира [11].

В том же XI в. жил известный поэт Гатран Тебризи (1010–1080). Он родился в селении Шаднабад у Тебриза. В раннем возрасте начал писать стихи, в 1046 г. в Тебризе он встречался со знаменитым иранским поэтом, философом и путешественником Насир Хосровом (1004–1088). В 1047 г. Гатран приехал в Ганджу (ныне Кировабад), где жил с 1050 до 1067 г. и пользовался широкой известностью. Впоследствии он возвращается в Тебриз, а затем перебирается в Нахичевань. Его стихи — хороший документ той эпохи, в них нашли отражение события, свидетелем которых он был, в частности дается описание землетрясения 1042 г. в Тебризе.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Путешествия Бакуви"

Книги похожие на "Путешествия Бакуви" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Нуриддин Керемов

Нуриддин Керемов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Нуриддин Керемов - Путешествия Бакуви"

Отзывы читателей о книге "Путешествия Бакуви", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.