» » » » Нуриддин Керемов - Путешествия Бакуви


Авторские права

Нуриддин Керемов - Путешествия Бакуви

Здесь можно скачать бесплатно "Нуриддин Керемов - Путешествия Бакуви" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Мысль, год 1982. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Нуриддин Керемов - Путешествия Бакуви
Рейтинг:
Название:
Путешествия Бакуви
Издательство:
Мысль
Жанр:
Год:
1982
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Путешествия Бакуви"

Описание и краткое содержание "Путешествия Бакуви" читать бесплатно онлайн.



Книга заслуженного деятеля науки профессора Н. К. Керемова «Путешествия Бакуви» посвящена жизни и деятельности выдающегося азербайджанского путешественника и географа XV века. Она начинается с рассказа о времени, в котором жил и творил Бакуви, о его окружении, о наиболее известных его предшественниках. Большая часть книги содержит популярное изложение главного труда Бакуви. В нем описывается территория от Китая на востоке до Андалусии на западе и от Ирландии и Балтики на севере до африканских стран на юге. Особый интерес представляют строки, рассказывающие о Средней Азии и Кавказе. Книга рассчитана на массового читателя.






XI в. и начало XII в. — время деятельности Хатиба Тебризи (1030–1108). Он был известен на всем Ближнем и Среднем Востоке как крупнейший ученый и мыслитель, «создавший многочисленные произведения по логике, философии, стилистике и искусству стихосложения. Исключительный талант он проявил в области теории словесности, создал целый ряд работ по вопросам метрики и рифмы, а также по лингвистике. Его известный труд „Шэрхи-Хамасэ“ был переведен на европейские языки и неоднократно издавался на различных языках»[12].

Необычайно богатым на путешественников, ученых и поэтов был Азербайджан в XII в. Тогда блистало такое созвездие имен, как поэт Абуль-Ула Ганджеви, ученый Кафи-ад-дин Осман, поэт-путешественник Хагани Ширвани (1120–1199), Низами Ганджеви (1141–1209), Мехсети-ханум Ганджеви, Иззеддин Ширвани, Гивами Мутарризи (некоторые исследователи считают, что он был родным братом Низами, другие считают его двоюродным братом), Муджиреддин Бейлегани, астроном Абуль-Гасан Ширвани, который в итоге 30-летнего наблюдения за движением небесных светил составил и издал книгу «Астрономия». Тогда же жил и творил поэт и астроном Мухаммед Ширвани (1108–1146) по прозвищу Фелеки (Небесный) — один из самых известных ученых своего времени. Фелеки родился в г. Шемаха приблизительно в 1108 г. Учился вместе с Хагани у Абуль-Ула Ганджеви.

По словам Аббаскули Ага Бакиханова, Фелеки «пристрастился к астрономии и сделал в этой науке важные успехи…»[13]. Он был автором интересного сочинения по астрономии. Фелеки написано много стихов. Иранский ученый Гады Гасан с большим трудом собрал их вместе и опубликовал с комментариями в 1929 г. в Лондоне под названием «Дивани-Мумаммед Фелеки Ширвани». Там собрано 1197 бейтов поэта [14].

Осуждение поэтом произвола и социальной несправедливости, царящих в феодальном государстве ширваншахов, вызвало неудовольствие его правителей. Царь Манучехр (1120–1149) издал приказ об аресте Фелеки. В темнице он создал цикл стихов «Хабсийе» («Тюремные»). Тюрьма подорвала его здоровье, а после освобождения он уехал в Тебриз, где умер в 1146 г. и был похоронен на кладбище поэтов в Сурхабе.

Одним из крупнейших азербайджанских поэтов и путешественников XII в. является Ибрагим Афзаладдин Хагани Ширвани (1120–1199). Он родился в сел. Мелгам, в 6 км к северо-западу от г. Шемаха. Его отец Али был плотником, а дед — ткачом.

Хагани (этот псевдоним означает «правдоискатель») служил ширваншаху Манучехру II, а после его смерти — его сыну Ахистану I. Гордый свободолюбивый поэт не смог ужиться в шахском дворце и в 1151 г. предпринимает поездку в Хорасан.

Тогда, чтобы попасть из Шемахи в Хорасан, самый короткий и удобный путь вел через Сальяны, Ленкорань, Ардабиль, Решт, затем надо было пересечь р. Сефидруд и далее путь лежал на Казвин и Рей. Вполне вероятно, что Хагани поехал именно этим путем, что можно заключить из стихотворения «Подробности путешествия»:

Оставя край, где море в берег бьет,
За Сефидруд я перебрался вброд [15].

В г. Рей он заболел и оказался надолго прикованным к постели. Однако после выздоровления поэта местные правители в Хорасан его не пустили. Поэтому Хагани вынужден был вернуться в Ширван. Обратный путь в Шемаху он проделал через Луганскую и Ширванскую степи. О том, кто помешал его поездке в Хорасан, он пишет сам:

Шах запретил мне в Хорасан поехать,
Тюрьмой моей хотел он сделать Рей [16].

В 1165 г. Хагани получил разрешение от Ахистана I на паломничество в священный город мусульман Мекку. Вполне вероятно, что во время этого путешествия Хагани проехал через территорию Армении. В одном из своих стихов он говорит, что побывал в благодатной земле армян и что там везде встречали его хорошо и приветливо. Поэтому можно предполагать, что поэт-путешественник следовал такому маршруту: Шемаха — Ахсу — Геокчай — Агдаш — Барда, далее в Нагорный Карабах и по территории нынешнего Лачинского района в Армению — Горис — Нахичевань, оттуда в Джульфу, Тебриз, Миане, Зенджан, Резен, Хамадан, Исфахан, а затем через Хузестан в Багдад.

Из Багдада в Мекку в то время можно было попасть двумя путями. Первый вел через Кербелу в Эн-Неджеф, Эш-Шабаку, пересекал юго-восточную часть пустыни Большой Нефуд и через Хаиль, Хулайфу, Фануду в Медину и Мекку. Второй путь пролегал через Дамаск, Деръа, Амман, Табук, Калчат-эль-Ахдар, Мадаин-Салих, Истабль-Антар в Медину и Мекку. Обе эти дороги проходят по безводным пустыням, и лишь незначительные отрезки пути лежат в полупустынных местах, так что дороги эти тяжелые и мучительные.

Можно предположить, что Хагани для путешествия в Мекку выбрал первый путь как более короткий, хотя он был и более трудным. Обратно же он вернулся вторым путем, через более обжитые территории. И как раз на обратном пути он посетил города Амман, Дамаск, Хомс, Дейр-эз-Зор Мосул, Эрбиль, Мехабад, Мераге, Деххаркан Тебриз, Суфиан, Меренд, Джульфу, Кюрдамир. Таким образом, за время этого длительного путешествия он познакомился с десятками городов Азербайджана, Ирана, а также Ирака, Сирии и других стран Арабского Востока. Побывал он и на развалинах Медаина (Ктесифона), бывшей столицы сасанидских шахов.

Из этого путешествия Хагани возвратился в Ширван в 1157 г. Здесь он написал поэму «Тохфатул-Ирагейн» («Подарок двух Ираков») — один из лучших образцов поэзии Востока. Все свои впечатления от виденного он излагает в стихотворной форме.

Всего Хагани трижды путешествовал по Ирану (1151, 1156, 1173 гг.) и дважды по арабским странам (1156, 1173 гг.).

Обширные знания в области биологии, медицины, астрономии позволили Хагани постепенно отойти от господствовавших в те времена религиозных догм. Он ненавидел феодалов, феодальных правителей и их нравы. Он пишет:

Дворцы царей подобны морю; нет в этом море перламутра,
Но стаями акул теснится там лизоблюдов жадный сброд.

Чтобы совсем освободиться от опеки шахского двора, он решает совершить новое паломничество в Мекку и обращается за разрешением на это путешествие к шаху Ахистану, но на этот раз получил отказ. Тогда Хагани тайно покинул родную Шемаху. Однако около Бейлакана (в Муганской степи) его схватили и бросили в тюрьму крепости Шабран, из которой выпустили лишь через 10 лет, в 1171 г. В 1173 г. он начинает свое третье путешествие, маршрут которого почти совпадает с маршрутом 1156 г. После этого он снова приезжает в Ширван, а отсюда с семьей выезжает в Тебриз. Хагани пишет:

Когда б в Ширване друг нашелся мне,
Не думал бы я о другой стране[17].

Хагани с исключительной любовью описывает красоты  природы Азербайджана, вдохновенные строки посвящает Ширвану, Баку, Тебризу и Каспийскому морю. В своих стихах он ставит Баку выше крупнейших городов того времени.

По мнению Хагани, мир непостоянен, он не находится в застывшем состоянии, над всем «всегда господствует закон изменяемости мира»[18]. Хагани и рассматривает мир в его развитии.

Различие в религии не препятствует Хагани относиться с уважением к другим кавказским народам, и люди, которых он встречал в пути, отвечали ему тем же.

Когда я пришел в благодатные земли армян,
Добро и приветливость в каждом увидел я взоре.
В особенности у соседей моих — христиан…
«Второй он Иса!» — я ловил о себе в разговоре.
Внимали стихам моим, тонкость являя в разборе [19].

Умер Хагани в 1199 г. в Тебризе и похоронен на кладбище Сурхаб, названном впоследствии Магберат-уш-шуаре (кладбище поэтов).

В XII в. жил знаменитый врач, основатель Мельгамской медицинской академии, располагавшейся к северо-западу от г. Шемаха, дядя Хагани Ширвани — Омар Осман-оглы Кафи-эд-Дин[20]. В академии в лечении различных наружных и внутренних заболеваний применялись плесени. Различали их не менее 17 видов: хлебная, молочная, сладостная, медовая и др. Хагани в одном стихотворении, рассказывая о своем дяде, говорит: «очень доступным путем он объяснил мне, что такое „один“, „два“, „три“, „четыре“, „пять“. „Пять“ — это пять органов чувств; „четыре“ — это начало мира — вода, воздух, земля и огонь; „три“ — это неживая природа; „два“ — это тело и душа; „один“ — это бог»[21].

Абу Мухаммад Ильяс ибн Юсуф Низами Ганджеви (1141–1209) родился в г. Гандже и учился у крупнейших ученых города. «Славился он своей ученостью, мудростью, за что получил почетное прозвище шейха»[22]. Низами широко прославился пятью выдающимися произведениями, объединенными общим названием «Хамсэ» («Пятерица»). Это поэмы «Махзануласрар» («Сокровищница тайн»), «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь красавиц», «Искандер-наме» («Книга об Искандере»).

Предполагается, что перу Низами Ганджеви принадлежал еще диван, состоящий из 12 000 бейтов (двустиший), а также множество лирических стихотворений, большинство из которых, к сожалению, до нас не дошли.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Путешествия Бакуви"

Книги похожие на "Путешествия Бакуви" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Нуриддин Керемов

Нуриддин Керемов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Нуриддин Керемов - Путешествия Бакуви"

Отзывы читателей о книге "Путешествия Бакуви", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.