» » » » Всеволод Вихнович - Царь Ирод Великий. Воплощение невозможного (Рим, Иудея, эллины)


Авторские права

Всеволод Вихнович - Царь Ирод Великий. Воплощение невозможного (Рим, Иудея, эллины)

Здесь можно скачать бесплатно "Всеволод Вихнович - Царь Ирод Великий. Воплощение невозможного (Рим, Иудея, эллины)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Академия исследования культуры, год 2010. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Всеволод Вихнович - Царь Ирод Великий. Воплощение невозможного (Рим, Иудея, эллины)
Рейтинг:
Название:
Царь Ирод Великий. Воплощение невозможного (Рим, Иудея, эллины)
Издательство:
Академия исследования культуры
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
978-5-903931-66-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Царь Ирод Великий. Воплощение невозможного (Рим, Иудея, эллины)"

Описание и краткое содержание "Царь Ирод Великий. Воплощение невозможного (Рим, Иудея, эллины)" читать бесплатно онлайн.



Книга известного петербургского ученого В.Л. Вихновича посвящена жизни и трудам последнего иудейского царя Ирода Великого (73-4 гг. до н.э.), имя которого в связи с упоминанием в евангельском предании казалось бы неразрывно связано с негативной характеристикой: «царь-злодей». Реальная же судьба исторического царя Ирода поистине уникальна. При его правлении Иудейское царство достигло вершин иудейско-еврейской государственности, превзойдя библейские царства Давида и Соломона. В результате искусного правления Ироду удалось невозможное — соединить несоединимое: оставаясь иудеем, для внешнего мира он стал римским аристократом, имеющим право носить почетное имя Юлий — родовое имя Цезаря и Октавиана Августа; будучи покровителем и финансовым спонсором всех сторон эллинистической культуры, он был выбран почетным пожизненным судьёй Олимпийских игр… Если учесть, что основой европейской цивилизации является греческая мудрость, римский порядок и иудейский религиозный дух, то царь иудейский Ирод может считаться первым Европейцем,органически соединившим все три составляющие этих культур.

Это издание будет интересно не только ученым, занимающимся историей и идеологией Древнего мира, но и самому широкому кругу читателей. Автор предлагает задуматься над соблазном абсолютной власти, над природой религиозных и политических конфликтов в Израиле рубежа эр, над условиями, в которых возникало христианство, над универсальностью и актуальностью различных моделей развития общества.






Броши в своей статье предпринял попытку рассчитать общую сумму налога в полшекеля, ежегодно поступавшую в Иерусалим. Тогда шекель можно было сопоставить с тетрадрахмой — монетой в четыре драхмы, которая была равна четырём римским денариям. Таким образом, полшекеля равно двум драхмам, или двум денариям. О численности иудеев в диаспоре и в Палестине того времени существуют различные мнения, о чём мы говорили в предыдущих главах. Оценка Броши в 2 млн. иудеев всего, из которых 0,5 млн. проживали в Палестине, а остальные в диаспоре представляется близкой к реальности. Если полагать, что полшекеля платили только мужчины старше 13 лет, то есть примерно одна треть населения иудеев, то получается сумма в один миллион драхм (денариев) ежегодно, то есть около 166 талантов, что примерно равно 10–15% всех доходов Ирода. Кроме того, источники сообщают о значительных подарках, пожертвованиях и завещаниях на нужды Храма, который к тому же, как было указано ранее, выполнял функции Государственного банка. А как известно, Ирод полностью обладал контролем на назначением Первосвященника храма и, следовательно, над финансами Храма.

К справедливым рассуждениям Броши следует добавить, что, как упоминалось ранее, иудейское сообщество тогда включало в себя, по справедливому мнению Левинской, кроме иудеев и иудейских прозелитов, большое число квазипрозелитов, то есть только частично воспринявших идеи Единого Бога. Нет никаких оснований сомневаться, что от них также поступали в Храм добровольные пожертвования и подарки. Кстати сказать, в Храме принимали даже жертвенных животных от самого императора. Поэтому вычисления Броши можно считать даже заниженными.

Есть основания полагать, что содержание загадочного «Медного свитка», найденного среди рукописей Мёртвого моря, датируемых II веком до н.э. — I веком н.э., может также служить для оценки богатств Иерусалимского Храма перед его уничтожением римлянами. Там содержится опись сокровищ, захороненных в 60 местах на территории Палестины. По некоторым оценкам, общий вес золота, серебра, золотых и серебряных сосудов достигает 6000 талантов, то есть свыше 150 т золота и серебра. Предположению, что клады вымышлены, противоречит детальная инвентаризация сокровищ и мест захоронения, правда, пока не идентифицированных{171}. Помимо этого, следует напомнить, что эти клады в целом даже меньше, чем сокровища и утварь Храма, в 54 году до н.э., конфискованные Крассом перед походом на парфян — 10000 талантов (ИД. Т. 2. С. 80).

Несомненно, не пренебрегал Ирод и другими источниками дохода, о которых не дошли до нас сведения. Во всяком случае, сообщение о том, что Август предоставил Ироду половину доходов от медных рудников на Кипре и поручил ему управление другой его половиной (ИД. Т. 2. С. 203) показывает, что царь обладал вкусом и талантами хорошего предпринимателя. Как было указано выше, Римская империя сочетала рабовладельческий строй с высокоразвитой рыночной экономикой, в частности кредитно-банковской системой. Имеющиеся в нашем распоряжении источники не дают никаких сведений об участии капиталов иудейского царя в различных денежных операциях. Однако трудно предполагать, что отмеченный самим императором за деловую хватку и инициативу Ирод или его агенты не участвовали в столь распространённой и развитой в империи банковской деятельности. Как отмечает Малькова, даже пониженные государственной администрацией (трибунами из плебеев) процентные ставки оставались очень высокими — 6, 12, 24, 48 и даже 60% в разные времена. Например, образец римской добродетели — убийца Цезаря Брут получал по своим займам до 48%{172}.

В заключение можно отметить, что даже те скудные сведения, которыми мы располагаем, показывают, что царь Ирод располагал солидной финансовой базой, что и дало ему возможность надёжно обеспечить все его обширные начинания и планы. Есть даже основания полагать, что его личные доходы значительно превышали 1000 талантов в год, объявленные после его кончины в сумме доходов от всех частей его царства при его разделе между наследниками царя.


Глава 16.

ОСНОВЫ ПРАВЛЕНИЯ ИРОДА И ОБУСТРОЙСТВО ИУДЕЙСКОГО ЦАРСТВА

Административное управление Иудейским царством. Царская армия. Строительная деятельность Ирода в Иерусалиме, Кесарии, Масаде, Геродионе как проявление политики «иродианства».

До нас дошло мало сведений об административном управлении Иудейским царством. Однако, несомненно, Ирод многое унаследовал от прежней хасмонейскои системы, которая, в свою очередь, была воспринята от эллинистического периода, а возможно, даже и от времен Персидского царства. Ирод явно старался по возможности сохранять сложившиеся формы управления и не возбуждать недовольства непродуманными переменами.

Особенностью его царства было то, что оно состояло из иудейской и неиудейской частей. Причем неиудейская часть формировалась, главным образом, из самоуправляющихся городов — полисов с прилегающей к городу довольно значительной территорией — «хора». Полис и хора имели собственное самоуправлением. С другой стороны, иудейская часть была как и в хасмонейские времена, а возможно, и ранее разделена на отдельные административные области — по-гречески «топархии». Согласно исследованиям Шалита, в царстве Ирода их было не более 19, на 5 меньше, чем во времена Хасмонейского царства. В неиудейском секторе эллинистические города составляли административные единицы, самыми крупными из которых были Газа, Яффа, Кесария, Себастия, Гадара и др. Интересно отметить, что основанные Иродом новые города на царской земле, такие как Кесария, Себастия и др., организовывались в части самоуправления подобно полисам, правда, уже со смешанным населением из иудеев и эллинизированных язычников. Таким образом, административными единицами царства Ирода были в иудейской части топархии, а в неиудейской части самоуправляющиеся города-полисы — меридархии или мерис.

Во главе топархии иудейской части страны стоял топарх, которой являлся начальником всех деревень своей топархии, каждой из которых управлял особый чиновник — комарх. Наряду с топархом имелся секретарь топархии, и в каждой деревне также имелся деревенский секретарь. Возглавлял всю коллегию чиновников топархии высшее должностное лицо — губернатор, именуемый, по принятой тогда терминологии, «стратег царя». Все царские стратеги были примерно одного положения, за исключением стратега Иерусалима, учитывая особую важность этого города. В некотором узком смысле стратег Иерусалима был и губернатором Иудеи. В областях на северо-западе царства — Батанее, Трахонее, Авронитиде были образованы отдельные округа, во главе каждого был поставлен «стратег именем царя», имевший как военную, так и гражданскую власть.

Но, конечно, заметна и определенная тенденция. Во главе исторических областей древнего Израиля — Иудеи, Переи, Самарии и Галилеи Иродом в качестве губернаторов (именуемых в литературе также стратегами и меридархами) назначались лица, связанные с царем родственными узами или близким свойством посредством брачных уз. Например, в начале царствования Ирода губернатором родной Идумеи был Костобар, женатый на его сестре, а в конце его царствования правителем Иудеи был назначен его кузен Ахиаб{173}. Однако самым значительным и наиболее доверенным лицом царя был его младший брат Ферора, исполнявший обязанности губернатора Переи, получивший также титул тетрарха, примерно соответствующий по европейской средневековой номенклатуре титулу «Великий князь», причём этот титул передавался по наследству.

Во главе городских округов нееврейской части царства находились меридархи, им также подчинялись должностные лица деревень — комархи.

При этом большие греческие города, как правило, составляя отдельные самоуправляющиеся административные единицы, всё же подчинялись назначаемым царём губернаторам исторических иудейских областей. Известно, что Газа в плане управления была объединена с Идумеей, Кесария с Самарией, а Сепфорис был столицей Галилеи. Во всех больших городах, служивших административными центрами, были размещены гарнизоны, и, несомненно, они должны были платить налоги в царскую казну.

Такая схема управления страной в царствование Ирода, предложенная Шалитом по примеру других эллинистических государств, главным образом Египта, о котором сохранилось много сведений, достаточно убедительна. Несомненно, имелись и чисто еврейские наименования всех должностей, но по традиции греческий язык широко применялся как язык межнационального общения в царстве Ирода. В любом случае все нити управления находились в руках царя, который обладал совершенно неограниченной властью в устройстве внутренних дел своего царства{174}.

Несомненно, что и в формировании своих вооруженных сил Ирод использовал традиции эллинистической эпохи. В этом он подражал своим предшественникам, начиная с первых Хасмонеев. Как было уже сказано ранее, после завоевания ими независимости Иудеи народное ополчение было постепенно заменено постоянным войском, в котором наряду с обученными по эллинистическому образцу солдатами-иудеями существовали подразделения из иностранных наёмников. Во время гражданской войны царь Александр Яннай в борьбе с фарисеями мог опереться в основном на подразделения наемников — профессиональных солдат, набранных в Писидии и Киликии. Контакты с римскими войсками и особенно опыт боевого содружества, конечно, внушили Ироду уважение к их самому передовому и эффективному военному искусству, и многое было у римлян позаимствовано. Это несомненно повысило эффективность армии Ирода и увеличило его авторитет в глазах императорской администрации и полководцев.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Царь Ирод Великий. Воплощение невозможного (Рим, Иудея, эллины)"

Книги похожие на "Царь Ирод Великий. Воплощение невозможного (Рим, Иудея, эллины)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Всеволод Вихнович

Всеволод Вихнович - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Всеволод Вихнович - Царь Ирод Великий. Воплощение невозможного (Рим, Иудея, эллины)"

Отзывы читателей о книге "Царь Ирод Великий. Воплощение невозможного (Рим, Иудея, эллины)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.