Вера Проскурина - Мифы империи: Литература и власть в эпоху Екатерины II

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Мифы империи: Литература и власть в эпоху Екатерины II"
Описание и краткое содержание "Мифы империи: Литература и власть в эпоху Екатерины II" читать бесплатно онлайн.
Книга В. Проскуриной опровергает расхожие представления о том, что в России второй половины века обращение к образам и сюжетам классической древности только затемняло содержание культурной и политической реальности, было формальной данью запоздалому классицизму. Автор исследует, как древние мифы переосмыслялись и использовались в эпоху Екатерины II для утверждения и укрепления Империи и ее идеологии.
118
«На Эрмитажных маскарадах нередко и Государыня, и великие князья переодевались по несколько раз в вечер, заставляя узнавать себя своих придворных» (Соловьев Н.В. Придворная жизнь 1613–1913. Коронации, фейерверки, дворцы. СПб.. 1913. С. 30.)
119
Уже отмечалась связь повести «Ночи» с книгой Луве де Кувре «Любовные приключения кавалера Фобласа» (Кочеткова Н.Д. Сатирическая проза Крылова // Иван Андреевич Крылов. Проблемы творчества. Л.: Наука, 1975. С. 100–103). Крылов принимал участие в переводе этой книги (Бабинцев С.М. И.А. Крылов. Новые материалы (из архивных разысканий) // Русская литература. 1969. № 3. С. 112–114).
120
По словам Массона, если Потемкин «почти всем своим величием был обязан самому себе, Зубов — слабости Екатерины» (Masson Ch. Mémoires secrets sur la Russie. P. 276).
121
Возможна была, как видно из последнего текста, и интерпретация «сердца» как фаллоса. В трагедии «Дурносов и Фарное» (приписывается И. Баркову) есть такие строки:
…Что разлучать тебя с любезною дерзает,
С той, от кого твое в штанах все сердце тает…
(Девичья игрушка, или Сочинения господина Баркова. М.: Ладомир, 1992. С. 285).
122
У Баркова среди «ярого боя» совокуплений в стихотворении «Описание утренней зари» внезапно появляется старик, немощный муж с «полмертвой» «плотью».
123
Портрет Екатерины II того времени дан графом Штернбергом: «Следы глубокой старости скрываются от глаз искусно придуманным и блестящим нарядом. Полные щеки покрыты пылью искусственного румянца. На голове старинный убор со множеством драгоценных камней» (Русский двор в 1792-1793 годах. Заметки графа Штернберга. С. 263). М.М. Щербатов дал ядовитую характеристику Екатерины того же периода: «Хотя при поздых летах ее возрасту, хотя седины покрывают уже ее голову, и время нерушимыми чертами означило старость на челе ее, но еще не уменьшается в ней любострастие. Уже чувствует она, что тех приятностей, каковыя младость имеет, любовники в ней находить не могут, и что ни награждения, ни сила, ни корысть не может заменить в них того действия, которое младость может над любовником произвести» (Щербатое М., князь. О повреждении нравов в России. С. 85–86).
124
А.В. Храповицкий сообщает 28 апреля 1792 года о виденной им на столике в спальне императрицы бумаге с этим текстом (Памятные записки А.В. Храповицкого. С. 265).
125
Еще в 1774 году Екатерина обсуждала с Гриммом свой по-либертински обставленный конец: «Я хочу, чтоб в эти минуты вокруг меня были люди закаленного сердца, либо завзятые смехотворы» (Русский архив. 1778. Кн. 3. С. 7).
126
Слово «проказы» (как и всевозможные однокоренные слова) относится к числу излюбленных слов лексикона Крылова. «Чудо» и «чудеса» (вместе со всеми производными) очень часто у Крылова означают «странность», «нелепость», «абсурд». См.: Крылов И.А. Басни. Словарь языка басен Крылова / Вступ. статья, сост. и коммент. Р.С. Кимягаровой. М., 1996. С. 442, 605.
Ссылки
1
Geerfz Clifford. The Interpretation of Culture. Seiected Essays. New York: Basic Books Inc., Publishers, 1973. P. 9, 20.
2
Greenblatf Stephen. Culture. In Critical Terms for Literary Study / Ed. by Frank Lentricchia and Thomas McLaughlin. Chicago; London: The University of Chicago Press. 1990. P. 227.
3
Prince de Ligtte. l.ettres à la Marquise de Coigny. Paris, 1914. P. 38–39.
4
Живов В.М. Государственный миф в эпоху Просвещения и его разрушение в России конца XVIII века // Из истории русской культуры. М.: Языки русской культуры, 2000. Т. 4 (XVIII — начало XIX века). С. 668.
5
Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. М.: Мысль, 1989. Т. VII. С. 312.
6
Описание карусели появилось также в «Санкт-петербургских ведомостях» (прибавление к 51 номеру за 1766 год). Из новейших работ, посвященных карусели, см.: Ганулич А.К. «Придворная карусель» 1766 года и ее отражение в литературе и искусстве // Екатерина Великая: Эпоха российской истории. Тезисы докладов. СПб., 1996. С. 234–237; Cross Anthony. Professor Thomas Newberry’s Letter from St. Petersburg, 1766, oil the Grand Carousel and Other Matters // Slavonic and East European Review. Vol. 76. № 3 (July 1998). P. 487–493.
7
Петров Василий. Ода на Великолепный Карусель, представленный в Санктпетербурге 1766 года, в четвертое лето мирнаго владения Всепресветлейшия, Державнейшия, Великия Государыни Екатерины Вторыя, Императрицы и Самодержицы Всероссийския. М.: Императорский Московский Университет, 1766. С. 3. См. современное издание: Поэты XVIII века. Д.: Сов. писатель, 1972. T. I.C. 327.
8
Tyrell И/т. Blake. Amazons. A Study in Athenian Mythmaking. Baltimore; London: The John Hopkins University Press, 1984. P. 78–81.
9
Петров Василий. Ода на Великолепный Карусель, представленный в Санктпетербурге 1766 года. С. 3. См. также: Поэты XVIII века. Т. 1. С. 327.
10
Documents of Catherine the Great. The Correspondence with Voltaire and the Instruction of 1767 in the English text of 1768. Cambridge: Cambridge University Press, 1931. P. 3. Книга представляет самое полное издание переписки на французском языке.
11
Yates Frances A. Astraea The Imperial Theme in the Sixteenth Century. London: Pimlico. 1993. P. 50; Kermode Frank. The Classic. Literary Images of Permanence and Change. Cambridge, Massachusetts-London: Harvard University Press, 1983. P. 58: Tanner Marie. The Last Descendant of Aeneas. The Hapsburgs and the Mythic Image of the Emperor. New Haven; London: Yale University Press, 1993. P. 11–16. О русских вариантах императорских символов см: Кнабе Г.С. Русская античность. М.: РГГУ. 2000.
12
Rothery G. С. The Amazons in Antiquity and Modern Times. London, 1910. P. 104.
13
Yates Frances A. Aslraea The Imperial Theme in the Sixteenth Century. P. 108—109.
14
Подробности русско-французских отношений в XVJIJ веке см. в кн.: Черкасов П.П. Екатерина II и Людовик XVI. М.: Наука, 2001.
15
Москвитянин. 1844. Ч. 1. N» 1. С. 266–268. См. об этом эпизоде путешествия: Панченко А.М. «Потемкинские деревни» как культурный миф // XVIII век. Сб. 14. Л.: Наука, 1983. С. 96.
16
Prince de Ligne. Lettres à la Marquise de Coigny. Paris, 1914. R 77–78.
17
Ломоносов М.В. Полн. собр. соч. М.; Л.: АН СССР. 1959. Т. 8. С. 640.
18
Там же. С. 1086.
19
Сумароков А.П. Полное собрание всех сочинений в стихах и прозе. М.: Университетская типография Н. Новикова, 1781. Ч. 2. С. 17.
20
Поэты XVIII века. T. I. С. 389.
21
Поэты XVIII века. T. I. С. 390.
22
Сочинения Державина с объяснительными примечаниями Я. Грота. Т. 1. С. 520.
23
Рюльер К.К. История и анекдоты революции в России в 1862 г. // Россия XVIII в. глазами иностранцев. Л.: Лениздат, 1989. С. 279.
24
Цит. по: Путь к трону. История дворцового переворота 28 июня 1762 года. М.: Слово, 1997. С. 490.
25
Записки Андрея Тимофеевича Болотова 1737–1796. Тула: Приокское кн. изд-во, 1988. Т. 1. С. 332–333.
26
Путь к трону. История дворцового переворота 28 июня 1762 года. М.: Слово. 1997. С. 490.
27
Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб.: Типография Академии наук, 1887. Т. 2. С. 823. У Ровинского нет рашифровки подписи «А. Сумор» под этой надписью. Историю коллективной работы над созданием надписей (помимо Сумарокова, свои надписи сделали Ломоносов и Дашкова) см.: Степанов В.П. Забытые стихотворения Ломоносова и Сумарокова // Русская литература. 1978. № 2. С. III–115.
28
См. детальный анализ «греческого проекта» в связи с политической мифологией Екатерины в книге: Зорин Андреи. Кормя двуглавого орла. Литература и государственная идеология в России в последней трети XVIII — первой трети XIX века. М.: Новое литературное обозрение, 2001.
29
Соловьев С.М. История России с древнейших времен. 1762–1765. М.: Фолио, 2001. Т. 25. Кн. 13. С. 268–269.
30
Проф. Иконников В.С. Арсений Мацеевич, митрополит Ростовский // Русская старина. 1879. Т. 26. Сентябрь. С. 190.
31
Цит. по: Павленко Н.И. Екатерина Великая. М.: Молодая гвардия, 1999. С. 92.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Мифы империи: Литература и власть в эпоху Екатерины II"
Книги похожие на "Мифы империи: Литература и власть в эпоху Екатерины II" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Вера Проскурина - Мифы империи: Литература и власть в эпоху Екатерины II"
Отзывы читателей о книге "Мифы империи: Литература и власть в эпоху Екатерины II", комментарии и мнения людей о произведении.