Садриддин Айни - Рабы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Рабы"
Описание и краткое содержание "Рабы" читать бесплатно онлайн.
В романе «Рабы» С. Айни широко и на конкретном материале раскрывает жизнь народов Средней Азии до революции и после нее.
Безрадостна и темна жизнь угнетенного, а жизнь рабов и женщин — ужасна. Недаром Некадам, герой романа, сравнивает свою жизнь с положением птицы, попавшей к змее.
Но всему приходит конец. Приходит конец и безраздельному господству баев и мулл, народ с оружием в руках борется за равноправную, счастливую жизнь. Бывшие рабы берут власть в свои руки и начинают строить новое общество.
Вступительная статья М. Турсун-заде
Примечания М. Шукурова
Иллюстрации художника К. Туренко
В ночной темноте, при тусклых вспышках светильников, среди вздыбленных лошадей и ослепших от ярости быков, колхозники, с опасностью для жизни, кое-как развели скот в разные стороны двора и поставили на привязь.
Но тут обнаружилась новая беда.
Объединяя скот, забыли объединить корма. Готовя скот в колхоз, запасы на зиму не приготовили, а некоторые под влиянием вражеской агитации распродали и то, что было. По дворам валялись лишь жалкие остатки клевера и соломы. Этих остатков могло хватить всего на несколько дней.
Не было надежды и на урожай кормовых трав.
Из туменя дали план на большие посевы хлопка за счет остальных культур, хотя время для посева хлопка уже ушло.
Баи, не принятые в колхоз, и мулла возликовали, шепча крестьянам:
— Скот-то ваш подохнет с голоду. К тому и велось это дело, чтоб вас без скота оставить.
— Вслед за скотом и вы все перемрете с голоду: из хлопка-то плова не сваришь, хлопок-то скоту не скормишь.
— Большевикам этот хлопок и не нужен. Когда они велели сеять его? Когда уж поздно было. Зачем? Не урожай им нужен, не хлопок, им нужно, чтоб у вас ничего не было.
Иной из колхозников, огорченный и раздосадованный первыми неудачами, раскрывал свое ухо при встречах с богачами, задумывался над словами, а богачи шептали настойчиво, неустанно, сочувственно вздыхая, сострадательно улыбаясь, сокрушенно покачивая головой.
Сокрушаясь о голодающем скоте, боясь, что и самим не уйти от голода, некоторые из колхозников отшатнулись от общего дела, бросили колхозную работу, растерянно расхаживали по деревне, жалуясь на неудачи и не зная, как утешить друг друга во всей этой беде.
И в это время товарищ Сталин написал статью «Головокружение от успехов».
Встала задача закрепить достижения, исправить ошибки и повести борьбу с клеветой богачей и мулл.
Видя, что надежды их рассыпаются в прах, богачи пустили новые слухи:
— Сверху есть приказ: уходить из колхоза, жить по-прежнему, своими хозяйствами.
Работа начала налаживаться при практическом руководстве работников района и центра, беспрерывно наезжавших с директивами партии.
А после того, как знаменитые «25 тысяч» работников промышленных центров прибыли в села и деревни с особыми директивами ЦК ВКП(б), подул новый, живой, чистый воздух.
Садык, погоняя перед собой осла, тащил упиравшуюся тощую корову.
Жена встретила его в воротах.
— Отец! Вы тоже вышли из колхоза?
— Нет, не вышел! — сердито ответил Садык.
— А зачем же привели скот?
— Временно. Пока нет помещения и пока нет корма.
— Многие уходят из колхоза. Почему бы и вам не уйти?
— Нет, я не уйду. Назло Хаджиназару не уйду. Чтоб ему пусто было, не уйду! Он меня все время пугал колхозом. Из-за него, окаянного, я погубил весь скот. Я Черного Бобра погубил.
— Да. И кур тоже… А какая у нас корова была!
— Он всех отговаривал. А сам раньше всех побежал в колхоз. Так устроил, что теперь у него три хозяйства. Даже на воротах три номера прибил. Будто там три семьи живут!
— А зачем?
— А затем! Прибыль в колхозе будут распределять по семьям или по хозяйствам. Он хочет получить три доли. Поняла?
— А если бы вы ушли из колхоза, зажили бы мы по-прежнему. Завели б и корову и кур.
— Сегодня на собрании такой разговор был: можно корову дома иметь и кур можно иметь, если это не мешает работе в колхозе.
— Это хорошо.
— Что ж хорошего?
— А что?
— Где возьмешь корову, где добудешь кур? Из-за негодяев, вроде Хаджиназара, ни у кого не осталось ни скота, ни птицы, ни клочка сена, ни снопа клевера.
— Но у нас-то ведь еще цело сено. Хватит на корову до новой травы. Деньги от мясника тоже целы. Можно на базаре купить корову.
— Денег, что мясник заплатил за три головы, не хватит и на одну корову. Коров на базаре нет. А сена до новой травы нам и так еле хватит. Эту падаль, что я купил у мясника, надо кормить? Осла надо кормить? Вот тебе и все сено.
— Что ж, для того, что ли, мы сено сберегли, чтоб колхозный скот кормить? Эта корова с ослом уже не наши, они — колхозные.
— А я и сохранил свое сено затем, чтоб досадить Хаджиназару. Он свое отвез в Гиждуван на базар и нас всех уговаривал сделать так же. У кого не было лошади, чтоб свезти на базар сено, у тех Хаджиназар покупал сено и отвозил сам. Когда он мне посоветовал сено продать, я решил сделать наоборот, потому что я в нем сомневаться стал. Дверь от сеновала замазал, завалил хворостом. Вот сегодня и вижу, что правильно поступил.
— Значит, если человеку не веришь, надо поступать наоборот?
— Конечно! — назидательно ответил Садык. — Разве ты не слышала: один человек спросил муллу: «Как мне избавиться от наущений беса?» Мулла ответил: «Поступай наоборот!» Вот и я, пока слушал беса, этого щербатого Хаджиназара, потерял и своего Черного Бобра, и весь скот. А поступил ему наперекор — и сохранил сено.
— Но почему ж все-таки вы хотите кормить этим сеном колхозный скот, а не свою корову?
— Опять свое твердишь! Я ж тебе сказал. И к тому ж на осле я буду работать. Я старый пахарь. А извозчик и пахарь сами голодать будут, пока не накормят свою лошадь или своего быка.
В надежде на будущее жена Садыка примирилась с настоящим.
— Ладно. Вырастет клевер, травы накосим, — тогда и купим корову.
— Нет, на это не надейся: все земли пойдут под хлопок. Говорят, никаких кормовых трав в колхозах сеять не полагается.
— Как же засеять столько земли хлопком? Где же найдут столько скота, чтоб ее вспахать? Да и тот скот, что есть, куда он годится? Это же одни кости. Где у него сила, откуда было ему за зиму ее набрать?
Но разговор их прервался: с улицы раздался странный, ни с чем не схожий гул.
Гул медленно нарастал.
Садык выскочил за ворота. Жена побежала на крышу.
По улице со стороны Гиждувана медленно ползли два гусеничных трактора.
Они везли за собой четырехколесные арбы, наполненные товарами, зерном, мануфактурой.
Тракторы шли неторопливо, и что-то было торжественно гордое, неотвратимое в их неуклонном и спокойном движении, когда, легко преодолевая колдобины и канавы, машины проходили через деревню.
Деревенские жители выбежали на улицу. Женщины, забывая об обычаях, выскакивали за ворота с непокрытыми головами, широко раскрыв глаза, опустив затрясшиеся руки: «Господи, господи, спаси и помилуй». Ребята бежали впереди, спеша насмотреться на диковинные машины.
Перед правлением колхоза тракторы остановились.
Трактористам пожимали руки.
Товар с арб понесли в колхозные амбары.
На крыльцо вышли Сафар-Гулам, Кулмурад, Эргаш.
Начался митинг.
Сафар-Гулам рассказывал, сколько земли может за один день перепахать такой трактор. Сравнил труд послушной машины с трудом самого сильного коня.
С крыльца сошла Мухаббат.
Тихая Мухаббат, вернувшаяся несколько дней назад из города, подошла к трактору, села за руль и повела трактор.
На нее смотрели с испугом. Старики онемели, раскрыв рты и растопырив руки.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Рабы"
Книги похожие на "Рабы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Садриддин Айни - Рабы"
Отзывы читателей о книге "Рабы", комментарии и мнения людей о произведении.