Хаим Граде - Цемах Атлас (ешива). Том первый

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Цемах Атлас (ешива). Том первый"
Описание и краткое содержание "Цемах Атлас (ешива). Том первый" читать бесплатно онлайн.
В этом романе Хаима Граде, одного из крупнейших еврейских писателей XX века, рассказана история духовных поисков мусарника Цемаха Атласа, основавшего ешиву в маленьком еврейском местечке в довоенной Литве и мучимого противоречием между непреклонностью учения и компромиссами, пойти на которые требует от него реальная, в том числе семейная, жизнь.
165
Трума, маасер-ришон, маасер-шейни — наименование части заповедей, связанной с обработкой земли в Земле Израиля.
166
Субботний год (шнат шмита — древнееврейск.) — каждый седьмой год семилетнего цикла. В субботний год евреям запрещена обработка земли в Земле Израиля.
167
Вавилонский Талмуд, трактат «Брахот», лист 60.
168
Годовщина смерти по еврейскому календарю (идиш).
169
В пост Девятого ава и накануне Грозных дней принято навещать могилы родных.
170
Именовалась также Рудницким трактом. Современное литовское название — Швянто Стяпано.
171
Ораны — местечко на юге Литвы. Современное литовское название — Варена.
172
Подброзье — местечко на юге Литвы. Современное литовское название — Пабраде.
173
Длинное праздничное верхнее одеяние.
174
Обязательным элементом пасхальной трапезы являются четыре бокала вина.
175
Фраза из начала пасхального предания, читаемого во время пасхальной трапезы.
176
Задолго до наступления праздника Пейсах начинается подготовка к нему, включающая в себя основательную уборку всего дома, смену посуды и прочее.
177
В странах Диаспоры, в отличие от Эрец-Исраэль, пасхальная трапеза (седер) справляется дважды.
178
«Швират а-мидот» (древнееврейск.) — понятие из учения мусар, подразумевающее преодоление собственных врожденных качеств, например стыдливости или трусости, путем целенаправленных действий, прямо противоречащих этим качествам.
179
Речь идет о символической продаже квасного нееврею на период Пейсаха.
180
Перефразировка выражения, произносимого во время обряда сожжения квасного перед наступлением Пейсаха.
181
Современное литовское название — Шаулю.
182
Комитет ешив, объединявший ешивы Польши и Литвы, был создан в 1924 году в Вильне по инициативе раввина Хаима-Озера Гродзинского и Хофец-Хаима (раввина Исроэла-Меера Кагана) с целью упорядочения отношений ешив с властями и организации финансовой поддержки ешивам. В 1941 году Комитет ешив был возрожден в Земле Израиля.
183
Трактат «Бехорот», 22:1.
184
Берешит (Бытие), 28:10.
185
В книге кавычки не закрыты (прим. верстальщика).
186
Город в Гродненской области. Современное русское название — Свислочь, современное белорусское название — Свислач.
187
Дварим (Второзаконие), 3:25.
188
Дни отсчета омера — семь недель между Пейсахом и Швуэсом (Пятидесятницей), считаются траурными днями, за исключением Тридцать третьего дня омера (Лаг ба-омер).
189
Тегилим (Псалмы), 118:20.
190
Шмот (Исход), 28:35.
191
Мазл тов (древнееврейск.) — «удачи». Фраза используется для поздравления по поводу того или иного счастливого события в жизни человека.
192
Видение Авраама (древнееврейск.).
193
Коссово (современное белорусское название — Косава) — местечко в Иванцевичском районе Брестской области Белоруссии.
194
Видение Авраама о субботних пределах (древнееврейск.).
195
Видение Авраама о субботе (древнееврейск.).
196
Ешива для старших учеников.
197
Сморгонь (белорусское название — Смаргонь) — местечко, расположенное в 75 км от Вильны. Ныне город в Гродненской области Белоруссии.
198
Тегилим (Псалмы), 119:18.
199
Тегилим, 119:19.
200
Существует обычай посещения кладбища в пост Девятого ава.
201
Признак того, что весь бык некошерен.
202
Шмуэль I (Первая книга пророка Самуила), 12:3.
203
Систематизированный сборник галахических постановлений, известный также под названием «Арба турим» («Четыре колонки» — древнееврейск.). Составлен рабби Яаковом бен Ашером (1270–1343).
204
Будни, в которые в синагогах читают Тору. Помимо субботы, публичное чтение недельного раздела Торы происходит в синагогах по понедельникам и четвергам.
205
Обязанности сердца (древнееврейск.). Имеется в виду автор сочинения, носящего это название, средневековый еврейский философ Бахья Ибн-Пакуда (1050–1120 гг.).
206
Имеется в виду автор сочинения, носящего это название, рабби Моше Хаим Луццато (1707–1746 гг.).
207
Пшат — один из способов комментирования библейских текстов, базирующийся на стремлении выяснить прямой смысл первоначального текста.
208
Местечко (ныне село). Современное украинское название — Великi Mежирiчi. Расположено в Корецком районе Ровенской области Украины.
209
Один из тридцати шести скрытых праведников (идиш).
210
Гонт — тонкие и недлинные деревянные пластинки или дощечки, употребляемые на покрытие крыш.
211
Талмуд, Кидушин.
212
Правый приток Немана.
213
Имеется в виду знаменитая воложинская ешива, действовавшая с 1803 по 1939 год в городе Воложин (ныне в Минской области Белоруссии). Стала прототипом всех литовских ешив. Именовалась также матерью ешив.
214
Заповеди подразделяются на две группы: «Между человеком и Всевышним» (соблюдение субботы, пищевые запреты и т. д.) и «Между человеком и ближним его» (почтение к родителям, посещение больных и т. п.).
215
Берешит (Бытие), 12:1.
216
«Путеводитель растерянных» (древнееврейск.) — философское сочинение Маймонида (Рамбама).
217
Иеровоам, сын Невата (в синодальном переводе Библии) считается виновником раскола единого Израильского царства на Иудею (Южное царство) и Израиль (Северное царство), а также инициатором установки идолов золотых тельцов в Дане и Бейт-Эле (Вефиле). Первый царь Северного царства (928–907 гг. до н. э.).
218
Царь Давид.
219
Трактат «Сукка», 54.
220
Гигантский шорабор (дикий бык — древнееврейск.), согласно традиции, будет съеден во время трапезы праведников в раю после прихода Мессии.
221
Яин а-мешумор (древнееврейск.) — один из атрибутов трапезы праведников в раю после прихода Мессии.
222
Ента — широко распространенное в прошлом женское еврейское имя. В разговорном еврейском языке служило как нарицательное для обозначения малокультурной женщины.
223
Титул законоучителей в Эрец-Исраэль в I–II вв. н. э.
224
Слова Иегуды бен Теймы из трактата «Авот», 5, 18.
225
«Эмек а-баха» (древнееврейск.) — выражение из псалма 83. В традиционном славянском переводе Библии — «юдоль плачевна».
226
Иов, 19:26.
227
Шофтим (Книга Судей), 21:25.
228
Радунь (Радин) — местечко, ныне поселок в Вороновском районе Гродненской области Белоруссии. В Радуни существовала знаменитая ешива, основанная в 1869 г. Хофец-Хаимом (рабби Исроэлом-Меиром Пупко, 1838–1933), выдающимся духовным лидером восточно-европейского еврейства.
229
Клецк — город в Минской области Белоруссии. В 1921 г. в Хлецк переехала ешива «Эц Хаим», основанная в 1897 г. в городе Слуцке (ныне в составе Минской области Белоруссии) раввином Исером-Залманом Мельцером (1870–1953). Ешива действовала в городе до его аннексии СССР в 1939 г.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Цемах Атлас (ешива). Том первый"
Книги похожие на "Цемах Атлас (ешива). Том первый" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Хаим Граде - Цемах Атлас (ешива). Том первый"
Отзывы читателей о книге "Цемах Атлас (ешива). Том первый", комментарии и мнения людей о произведении.