Авторов Коллектив - История этических учений

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "История этических учений"
Описание и краткое содержание "История этических учений" читать бесплатно онлайн.
Представляет собой первую в нашей стране систематизацию этики во всем разнообразии ее важнейших философско-культурных традиций и исторических эпох. Предметом рассмотрения в ней является философская этика. Этические учения распределены авторами по основным философским самостоятельным культурным регионам (Китай, Индия, арабо-мусульманский мир, Европа, Россия), а внутри регионов – по школам и этапам развития, что составляет структуру книги. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Философия».
Обосновывая свою позицию, Ван Чун ссылался и на приводившиеся выше высказывания Конфуция. Стремясь связать их в единую систему, он заявлял, что слова Конфуция о взаимной близости людей по природе относятся к “средним людям” (людям средней категории), а его слова о неизменности высшей разумности и низшей глупости - к носителям абсолютного добра и абсолютного зла (цзи шань, цзи э) (“Лунь хэн”, гл. 13). Таким образом, Ван Чун принципиально преодолел идею сущностного единства природы всех людей и тем самым фактически дезавуировал принцип возможности для “человека с улицы” стать совершенномудрым.
84
После Ван Чуна идею трех видов человеческой природы развивал Сюнь Юэ (148-209). Он применил в классификации людей термин “три категории” (сань пинъ), употреблявшийся ранее в классических древних текстах, но не в приложении к людям: например, в “Шу цзине” (гл. 6) говорится о “трех категориях металлов”. Впоследствии этот термин взял на вооружение Хань Юй, которому и стало затем приписываться авторство теории трех категорий человеческой природы. Правда, деление людей на три категории Сюнь Юэ непосредственно связывал с предопределением (мин1), а не с природой.
Различая предопределение и природу, Сюнь Юэ писал: “Прирожденное называется природой, таковы тело (син1) и дух (шэнь1). То, благодаря чему устанавливается и завершается жизнь, называется предопределением” (“Шэнь цзянъ” - “Расширенное зерцало”, гл. 5). Считая предопределение для людей высшей категории и предопределение для людей низшей категории константами, Сюнь Юэ признавал возможность влияния на предопределение, присущее людям средней категории, их собственных поступков: “Имеются три категории [небесного предопределения]. Высшая и низшая неизменны. Что касается средней, то она находится в зависимости от человеческих дел” (“Шэнь цзянъ”, гл. 5).
В рамках такого различения основное внимание Сюнь Юэ уделял средней категории. При этом он уклонялся от прямой оценки природы в аспекте доброты или недоброты, рассматривая данные атрибуты скорее как присущие ее проявлениям (через посредство чувственности), нежели ей самой (“Шэнь цзянъ”, гл. 5).
Свое отношение к другим концепциям человеческой природы Сюнь Юэ выражал следующим образом: “Мэн-цзы утверждал, что [человеческая] природа добра, Сюнь Цин [Сюньцзы] утверждал, что [человеческая] природа зла, Гунсунь [Ни]-цзы говорил, что [человеческой] природе не присущи ни добро ни зло, Ян Сюн говорил, что в человеческой природе добро и зло перемешаны, Лю Сян говорил, что [человеческая] природа и чувственность соответствуют друг другу: природа не является исключительно доброй, чувственность не является исключительно злой… Только высказывания [Лю] Сяна верны” (“Шэнъ цзянь”, гл. 5).
Согласно Ван Чуну, Гунсунь Ни-цзы придерживался мнения Ши Ши, что в человеческой природе наличествует и добро и зло. Поскольку сочинения Гунсунь Ни-цзы утрачены, установить истину сейчас весьма сложно, тем более что одни авторы считают его учеником (учеником ученика) Конфуция, а другие - учеником Сюньцзы [1]. Следует, однако, признать, что в.”Юэ цзи” (“Записках о музыке”), произведении, приписываемом Гунсунь Ни-цзы (как, впрочем, и Сюнь-
1 Го Мо-жо. Бронзовый век. М., 1959. С. 226-235, 254, 255.
цзы) и представляющем собой ныне 17/19-ю главу “Ли цзи”, трактовка человеческой природы действительно близка к высказанному Конфуцием [1]. Там сказано: “От рождения человеку присуще спокойствие - такова небесная природа. В результате восприятия вещей возникают движения - таковы страсти (юй) природы. После того как вещи достигаются, а знания познаются, формируются любовь и ненависть (шоу) к ним. Если любовь и ненависть не умеряются внутри, а знания поглощены внешним, невозможно оборотиться к самому себе (фанъ гун), и небесный принцип гибнет”.
1 См.: Го Можо. Бронзовый век. С. 233.
В “Юэ цзи” признание того, что человеку изначально присущ небесный принцип (тянъ ли), противоположный человеческим страстям (жэнъ юй) (“Когда человек изменяем вещами, тогда гибнет небесный принцип и до предела развертываются человеческие страсти”), а также того, что “благодать является началом (дуанъ) природы, сочетается с утверждением, что музыка, “будучи воспринятой, приводит в движение доброе сердце (шань синь) человека”. Следовательно, добро здесь мыслится атрибутом не спокойной природы, а подвижной чувственности. Надо также учитывать, что “ненависть” из пары “любовь и ненависть” обозначается тем же иероглифом, что и “зло” из пары “добро и зло”, поэтому представление о добре и зле как явлениях, принадлежащих подвижной познавательно-чувственной сфере, для данного контекста вполне естественно. Это сопоставимо с положениями Ван Янмина: “Наличие добра и зла - это движение пневмы (ци)”; “Наличие добра и зла - это движение помыслов” (“Чуанъ си лу”, цз. 1,3). Таким образом, если считать сказанное в “Юэ цзи” выражением взглядов Гунсунь Ни-цзи, сообщение Сюнь Юэ следует признать верным.
Что касается взглядов Лю Сяна (77-6), то Ван Чун приводит следующее его высказывание, отсутствующее в сохранившихся произведениях этого философа: “[Человеческая] природа есть то, что таково от рождения. Будучи заключенной в телесной личности (шэнъ) человека, [она] не проявляется вовне. Чувственность есть то, что таково благодаря соприкосновению с вещами (изе юй у). [Она] выходит из тела вовне. Выходящее из тела вовне называется [силой] ян. Не проявляющееся вовне называется [силой] инь” (“Лунь хэн”, гл. 13). Здесь бросается в глаза противоположная по сравнению с данной Дун Чжуншу корреляция между природой и чувственностью, с одной стороны, и силами инь и ян - с другой. Соотношение же того и другого с добром и злом не уточняется. Поэтому свои критические
86
замечания в адрес Лю Сяна Ван Чун заключает словами: “Не говоря о том, добра или зла [человеческая] природа, а только обсуждая внешнее и внутреннее, [силы] инь и ян, трудно познать принцип. Согласно высказываниям Цзы-Чжэна (Лю Сяна), [человеческая] природа - это [сила] инь, а чувственность - это [сила] ян, однако природные данные (бин) и чувственность человека в конце концов добры или злы?” (“Лунь хэн”, гл. 13).
Таким образом, все основные идеи и термины, затем развитые в более сложную и четкую систему Хань Юем, содержались уже в учении Сюнь Юэ. В начале своего трактата “Юань син” (“Обращение к началу [человеческой] природы”), специально посвященного разбираемой проблеме, Хань Юй писал: “Существуют три категории [человеческой] природы, а того, благодаря чему она является природой, пять”. Далее он пояснял, что высшей категории (шан пинь) присуще только добро, низшей (ся пинь) - только зло, а средней (чжун пинь) - и добро и зло. Пять качеств, делающих человеческую природу тем, что она есть, суть следующие: гуманность, благопристойность, благонадежность (синъ2 - способность вызывать доверие), должная справедливость и разумность. Из перечисленных пяти качеств важнейшим Хань Юй считал гуманность.
Его представления о соотношении трех категорий человеческой природы с ее пятью сущностными качествами показаны ниже (знак “+” означает наличие данного качества, а “-” - наличие его противоположности):
87
Категории человеческой природы определялись Хань Юем и по второму параметру: по степени совершенства присущей человеку чувственности, т.е. семи эмоций: радости, гнева, печали, страха, приязни, ненависти, вожделения. В высшей категории семь эмоций пребывают в состоянии уравновешенности, или “срединности” (чжун) [1], в средней - незначительно отклоняются в ту или иную сторону, в низшей - недостаточны или чрезмерны.
1 Ср.: “Непроявленность веселья и гнева, печали и радости называется уравновешенностью (буквально: срединностью - чжун. - А.К.). Соответствие мере при проявлении всех [этих чувств] называется гармоничностью (хз). Уравновешенность (срединность) - это великий корень Поднебесной. Гармоничность - это не имеющий преград путь (дао) Поднебесной (“Чжун юн” § 1).
§ 2. КОНЦЕПЦИИ ПРИРОДЫ И ЧУВСТВЕННОСТИ ОТ СЮНЬ-ЦЗЫ ДО ЧЖУ СИ
Ни в “Лунь юе”, ни в “Мэн-цзы” еще не было установлено соотношение между понятиями “син2” и “цин”. Выражающие их знаки связаны как общим ключом “синь” - “сердце”, так и семантическим параллелизмом [1]: “син2” - 1) природные качества любой отдельной вещи, 2) человеческая природа, 3) пол; “цин” - 1) природные свойства любой отдельной вещи, 2) способность восприятия и реагирования (прежде всего - эмоционального), присущая живым существам, в особенности человеку, 3) чувственность, привязанность, любовные чувства.
Таким образом, иероглиф “цин” обозначает и объективные, и субъективные данные, чувствуемое и чувствующее, что ближе всего к значению слова “чувственное” как “сенсуальное”. В “Лунь юе” он употреблен дважды (как и иероглиф “син2”) - в третьем значении:
“Когда верхи любят благонадежность, среди народа нет осмеливающихся не проявлять чувство привязанности (бу юн цин)” (XIII, 4); “Если [ты, Янфу] [2], добьешься их [беспутных] привязанности (дэ ци цин) - печалься и переживай, а не веселись” (XIX, 19).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История этических учений"
Книги похожие на "История этических учений" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Авторов Коллектив - История этических учений"
Отзывы читателей о книге "История этических учений", комментарии и мнения людей о произведении.