Гильдебрандт-Арбенина Николаевна - «Девочка, катящая серсо...»

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "«Девочка, катящая серсо...»"
Описание и краткое содержание "«Девочка, катящая серсо...»" читать бесплатно онлайн.
Ольга Николаевна Гильдебрандт-Арбенина (1897/98–1980) до недавнего времени была известна как муза и возлюбленная H. Гумилёва и О. Мандельштама, как адресат стихотворных посвящений поэтов серебряного века… Однако «Сильфида», «Психея», «тихая очаровательница северной столицы», красавица, актриса, которую Гумилёв назвал «царь-ребенок», прежде всего была необычайно интересным художником. Литературное же наследие Ольги Гильдебрандт впервые собрано под обложкой этой книги. Это воспоминания о «театральных» предках, о семье, детстве и юности, о художниках и, наконец, о литературно-артистической среде Петербурга-Петрограда второй половины 1910-х — начала 1920-х годов и ее знаменитых представителях: Гумилёве, Мандельштаме, Блоке, Кузмине, Мейерхольде, Юркуне, Глебовой-Судейкиной, о доме Каннегисеров… Часть текстов публикуется впервые. Содержание книги дополняет богатый иллюстративный материал, включающий не только портреты и фотографии героев воспоминаний, но и репродукции акварелей Ольги Гильдебрандт.
176
А. Н. Энгельгардт выведена в романе К. Вагинова «Козлиная песнь» (1927) под именем Екатерины Ивановны, вдовы путешественника Заэвфратского.
177
Ср.: Ахматова А. К истории акмеизма // Литературное обозрение. 1989. № 5. С. 8.
178
Ср. запись в дневнике М. А. Кузмина 8 августа 1921 года (Литературное наследство. М., 1981. Т. 92. Кн. 2. С. 164).
179
Ср. об А. А. Ахматовой в переписке современников и очевидцев похорон Блока (Там же. М., 1981. Кн. 3. С. 535).
180
Н. В. Гун, товарищ А. А. Блока по Введенской гимназии, покончил с собой в 1902 году. Сведения о том, что Блока похоронили рядом с Гуном, неверны — Гун похоронен на Волковом кладбище (см. статью К. А. Кумпан и А. М. Конечного «Александр Блок во Введенской гимназии» (Там же. М., 1987. Кн. 4)). Впрочем, в 1944 году прах поэта был перенесен со Смоленского на Волково кладбище.
181
H. С. Гумилёв был арестован по так называемому «Таганцевскому делу» 3 августа 1921 года.
182
Ср. об отношении H. С. Гумилёва к А. А. Блоку, например, в письме Г. П. Блока к Б. А. Садовскому 7 (23) июля 1921 года (Там же. Кн. 3. С. 529).
183
Дополнительный устный эпитет О. Н. Арбениной: муругий. — Прим. М. В. Толмачева.
184
«Бродячая собака» — художественное кабаре, существовавшее в Петербурге в подвале на Михайловской площади, 5, в 1912–1915 годах; особым успехом пользовалось как место встреч литераторов, художников, артистов; стены подвала были расписаны С. Судейкиным.
185
По предположению М. В. Толмачева, речь идет о здании, которое находилось на месте нынешнего дома 8 по Соляному переулку. Здесь был музей «Старый домик», принадлежавший артисту Ю. Э. Озаровскому.
186
«Привал комедиантов» — артистическое кабаре, существовавшее в 1916–1919 годах; преемник «Бродячей собаки». Располагалось в доме, построенном архитектором Адамини, на углу Мойки и Марсова поля в Петрограде (в этом же доме жили во второй половине 1910-х годов Судейкины).
187
Речь идет о знаменитом наводнении 24 августа 1924 года.
188
Устное разъяснение О. Н. Арбениной. — Прим. М. В. Толмачева.
189
О. Гильдебрандт, очевидно, реагирует на упоминание о свидании «Коломбины» в Мальтийской капелле (во внутреннем дворе Пажеского корпуса на Садовой в Петербурге), которое содержится в «Поэме без Героя» (гл. 2) А. Ахматовой:
И свиданье в Мальтийской капелле,
Как проклятье в твоей груди.
190
Отец, Николай Федорович Арбенин, умер 14 августа 1906 года. Мандельштамы жили на Литейном, 15, кв. 21, в 1903–1905 годах. Здесь у О. Н. Гильдебрандт-Арбениной, по-видимому, хронологическая неточность.
191
Имеется в виду Н. В. Султанова, входившая в круг близких знакомых Мандельштама в дореволюционные годы. См. о ней в кн.: Кофейня. С. 18 и сл.
192
Ср. в главе «Ребяческий империализм» «Шума времени» О. Мандельштама.
193
Статья «Франсуа Виллон» (Аполлон. 1913. № 4).
194
В записи А. Меца 1974 года место знакомства указано предположительно: «Впервые слышала Мандельштама на импровизированном концерте, вероятно, в Доме литераторов». Речь идет, по-видимому, о «первом выступлении» — в Клубе поэтов (Литейный, 24) на вечере 20 октября 1921 года, известном по дневниковой записи Блока от 22 октября. В Доме литераторов (Бассейная, 11) вечер Мандельштама прошел 24 октября, в воскресенье (ср. ниже в тексте замечание о том, что «день был будничный»).
195
Из стихотворения «Золотистого меда струя из бутылки текла…» (1917). В записи Р. Тименчика 1972 года: «Часто вели „греческие“ разговоры, а „итальянских“ не помнит». О «греческих» разговорах с Гумилёвым см. в указ. воспоминаниях Арбениной о нем, с. 443.
196
«Венеция» — стихотворение Мандельштама «Веницейской жизни, мрачной и бесплодной…» (1920), три стихотворения Блока (1909) в его итальянском цикле и стихотворение Кузмина «Обезьяна распростерла…» (1919 или 1920). В упомянутой дневниковой записи Блок особо отметил «Венецию» Мандельштама.
197
Вечер состоялся 4 декабря, см. запись в дневнике К. Чуковского за 5 декабря 1920 года.
198
Сборник стихов А. Радловой вышел в 1920 году. В записи А. Меца 1974 года: «Помню, что мы сидели и хохотали над строчками Анны Радловой, которые она подарила Осипу с надписью, в которой было что-то вроде „родственнику“». Анна Радлова была свойственницей Мандельштама — на ее сестре Надежде был женат младший брат Мандельштама, Евгений (см. его воспоминания: Новый мир. 1995. № 10. С. 416 и сл.). Написанную приблизительно в это же время пародию Мандельштама на стихи Радловой привела в своих воспоминаниях А. Ахматова, см.: Кофейня. С. 15 и сл.
199
В записи Р. Тименчика 1972 года: «Осип говорил как оркестр или как папиросный дым. Всё сразу — стихи и проза». В записи А. Меца 1974 года: «Говорил, вскидывая голову. Разговаривали о музыке (очень любил Шуберта). Блестящий собеседник. Никаких монологов не было, всегда обмен репликами, шутка».
200
В стихотворении «Мне жалко, что теперь зима…» (1920).
201
Содержание этого романа О. Н. Гильдебрандт-Арбенина пересказала О. Э. Мандельштаму.
202
В записи Р. Тименчика 1972 года: «О. Н. прочла Гумилёву „Когда Психея…“, выдав за свое, — тот поверил. Когда О. М. прочел ей это стихотворение, она сказала ему, что „редкая роща“ очень напоминает Елисейские поля». См. также: НБП. С. 566 (прим. 101).
203
А. Зельманова — автор портрета О. Мандельштама (1914). А. Ахматова вспоминала: «Анне Михайловне он стихов не писал, на что мне сам горько жаловался — еще не умел писать любовные стихи» (Вопросы литературы. 1989. № 2. С. 190). О ней см. также: Кофейня. С. 17. «Поэтическая перекличка» Мандельштама и Цветаевой хорошо известна. О Саломее Андреевой (Андрониковой) см.: НБП. С. 546 (прим. 80–81); Кофейня. С. 10 и сл.
204
Речь идет о Н. Я. Хазиной, позднее жене О. Э. Мандельштама (с 1922 года), и обращенном к ней стихотворении «На каменных отрогах Пиэрии…» (1919).
205
Зоя Ольхина (ближе неизвестна); ее О. Н. Гильдебрандт-Арбенина назвала в своих воспоминаниях о H. С. Гумилёве (наст. изд.).
206
Эти стихи («Сейчас я поведаю, граждане, вам…») с разночтениями см. в кн.: Иванов Г. Стихотворения. Третий Рим. Петербургские зимы. Китайские тени / Сост. Н. А. Богомолов. М., 1989. С. 155.
207
Из стихотворения О. Мандельштама «В Петербурге мы сойдемся снова…» (1920). См.: НБП. С. 558 (прим. 103).
208
Речь идет о стихотворении «Чуть мерцает призрачная сцена…» (1920), где в ранней редакции было: «Захлестнула окна Мельпомена / Красным шелком храмины своей» (см.: НБП. С. 462, 558).
209
О. Н. Гильдебрандт-Арбенина пишет о стихотворении «В Петербурге мы сойдемся снова…», искаженном цензурой в сб. О. Мандельштама «Стихотворения» (1928); см.: НБП. С. 557 (прим. 103).
210
Здесь О. Н. Гильдебрандт-Арбенина отзывается на соответствующие места воспоминаний И. Одоевцевой (1967; см. по изданию: Одоевцева И. На берегах Невы. М., 1988. С. 141) и Н. Павлович (опубл. в 1964; см. в кн.: Осип Мандельштам и его время. М., 1995. С. 64).
211
Речь идет о записке, обнаруженной Г. Г. Суперфином среди писем неустановленных лиц (Российский государственный архив литературы и искусства, ф. 1348, оп. 1, ед. хр. 533):
«Милая Ольга Николаевна!
Билеты на „Петрушку“ есть. Зайдите за мною завтра в 6 ч. Если Вы надумаете идти к Дра<…>ой (фамилия неразборчива. — P. Т.), то приходите в 2 ч. в столовую Д<ома> И<скусств>. Во всяком случае до 6 ч. я вернусь оттуда. Возношу молитвы о погоде и Лине Ивановне.
Ваш О. Мандельштам».
«Петрушка» — возобновленная «дягилевская» постановка в костюмах Бенуа; премьера должна была состояться 14 ноября 1920 года, но была перенесена на 20 ноября. Упоминается Лина Ивановна Тамм. «На „Петрушке“ — кажется, были», — сообщила Гильдебрандт в 1972 году (запись Р. Тименчика).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "«Девочка, катящая серсо...»"
Книги похожие на "«Девочка, катящая серсо...»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Гильдебрандт-Арбенина Николаевна - «Девочка, катящая серсо...»"
Отзывы читателей о книге "«Девочка, катящая серсо...»", комментарии и мнения людей о произведении.