Клэй Блэйр - Подводная война Гитлера. 1939-1942. Охотники. Часть I

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Подводная война Гитлера. 1939-1942. Охотники. Часть I"
Описание и краткое содержание "Подводная война Гитлера. 1939-1942. Охотники. Часть I" читать бесплатно онлайн.
÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷
Перед вами уникальное энциклопедическое исследование действий подводного флота нацистской Германии во Второй мировой войне. Его автор — американский журналист, специалист по военно-морской истории, бывший подводник, служивший во время войны на Тихом океане.
Книга «Охотники», охватывающая период с 1939 по 1942 г., рассказывает об удачно проведённых операциях немецких подводных лодок против английского и американского флотов. Именно эти победы чуть не привели Британию к экономической и военной катастрофе.
К. Блэйр, собрав огромное количество фактического материала, даёт описание немецкой подводной кампании буквально по часам с первых дней войны.
Предназначается для широкого круга читателей, как специалистов, так и любителей военной истории.
÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷÷
Впрочем, не только концентрация большого числа подводных лодок в Атлантике воодушевляла командующего немецким подводным флотом. У Дёница были и другие причины надеяться на успех. К осени 1941 года немецкие дешифровщики сумели «взломать» английский шифр «Номер 2», который использовался для связи английских конвоев с берегом[342]. Кроме того, Дёниц рассчитывал, что эффективно определять навигационные места целей теперь смогут и самолёты FW 200 «Кондор», экипажи которых достигли определённых успехов в постижении навигации.
Вместе с тем адмирал надеялся на внезапные для противника действия своего флота, полагая, что если англичанам и удаётся получать точные данные о местах расположения «волчьих стай», то в самом ближайшем будущем этого удастся избегать. И тому тоже были причины. Немецкие специалисты усложнили военно-морскую «Энигму», введя в неё ещё один — четвёртый по счёту — рабочий ротор. Появилась твёрдая уверенность в том, что как только новая «Энигма» поступит в распоряжение флота, радиограммы, которыми подводные лодки обмениваются между собой и с берегом, окажутся англичанам не по зубам. Дёниц и сам не сидел сложа руки. Он ещё раз усложнил кодированную систему координат, и теперь командиру подводной лодки для того, чтобы выйти в нужный ему квадрат или определить местоположение того или иного объекта в море, приходилось пользоваться специальной таблицей.
Однако Дёниц не был достаточно осведомлён о технических новшествах англичан. Среди этих новшеств большую роль играли береговые и корабельные радиопеленгаторы, работающие на высоких частотах. Англичане, даже не расшифровывая радиосообщений, которыми немецкие подводные лодки обменивались между собой и с берегом, получили возможность довольно точно определять местоположение «волчьих стай» и на основании этих данных изменять маршруты своих конвоев. Крупная «волчья стая», ожидавшая английский конвой, обнаруженный одной из подводных лодок, могла вследствие этого бесполезно патрулировать на позициях в течение нескольких дней.
Немецкие подводные лодки против английских конвоев «SC42» и «SC44»
В конце августа 1941 года из Тронхейма вышли на патрулирование две немецкие подводные лодки: U81 под командованием Фрица Гуггенберга и U652 под командованием двадцатичетырёхлетнего Георга-Вернера Фрааца. Уже в море командиры подводных лодок получили приказ идти к юго-восточному побережью Гренландии на соединение с группой «Маркграф».
Для подводной лодки U652 переход к берегам Гренландии ознаменовался событием, которое не прошло незамеченным по обе стороны океана. Утром 4 сентября невдалеке от побережья Исландии подводная лодка была обнаружена самолётами типа «Гудзон» из 269-й эскадрильи английской береговой авиации. Вовремя заметив противника, лодка перешла в подводное положение. Однако случилось так, что в то же время неподалёку от лодки в Исландию шёл американский «четырёхтрубный» эсминец «Грир» под командованием Лоренса X. Фроста. Пилот английского самолёта сначала связался с Фростом, сообщив ему об опасности, затем сбросил в море глубинные бомбы и, посчитав свою миссию выполненной, лёг на обратный курс.
Американский эсминец быстро установил гидролокационный контакт с противником и стал маневрировать вслед за подводной лодкой, стараясь держать её на носовом курсовом угле. Трудно сказать, почему Лоренс Фрост решился на столь агрессивные действия — в то время командирам американских боевых единиц было предписано вступать в бой с неприятелем только в оборонительных целях. Возможно, Фрост решил воспользоваться подвернувшимся случаем и отработать с командой приёмы боя, а может быть, старался не упустить лодку, рассчитывая на появление английских противолодочных кораблей. Как бы там ни было, американский эсминец продолжал преследовать лодку в течение трёх часов. По истечении этого времени к активным действиям перешёл Фраац. Придя к мысли, что ему не уйти от преследования без боя, командир немецкой подводной лодки поднялся на перископную глубину и атаковал эсминец торпедой, но Фросту удалось избежать попадания. «Грир» ответил контратакой, сбросив в море восемь глубинных бомб, но те не причинили лодке никакого вреда. Через некоторое время Фраац повторил атаку, но и на этот раз не добился успеха. Не сумел поразить цель и Фрост, снова пустивший в ход глубинные бомбы. Американский эсминец ещё в течение четырёх часов преследовал неприятеля, после чего продолжил путь к берегам Исландии. Так закончился первый бой немецкой подводной лодки с американским боевым кораблём.
Информация о состоявшемся бое дошла до Рузвельта. Хотя американцы официально придерживались нейтралитета, всё было готово к тому, чтобы эскортировать силами американского флота английские конвои из Галифакса на участке Канада — Исландия. Возможно, для того, чтобы оправдать предстоявшую военную помощь Англии, президент Соединённых Штатов выступил по радио с заявлением, в котором бой немецкой подводной лодки с эсминцем «Грир» превратился в «пиратское нападение» на американский корабль. Рузвельт оповестил слушателей, что отдал приказ военно-морским и военно-воздушным силам первыми атаковать любой корабль и любую подводную лодку ВМС стран Оси, если эта боевая единица угрожает свободному мореплаванию. Примечательна тирада, которой президент США пояснил свою мысль: «Разве кто-нибудь станет ждать, увидев изготовившуюся к атаке змею, когда она нападёт? Нет, каждый первым нанесёт ей превентивный удар».
Узнав о воинственном заявлении Рузвельта, Редер и Дёниц отправились на приём к Гитлеру с предложением расширить зону боевых действий против торгового судоходства в Северной и Южной Атлантике, придвинув её к берегам Америки. Однако Гитлер отклонил предложение, сославшись на то, что в конце сентября Германия нанесёт мощный удар на восточном фронте, и потому следует принять меры предосторожности и не искать себе новых врагов на другом театре военных действий[343].
Вторая немецкая подводная лодка, вышедшая на патрулирование из Тронхейма, — U81 под командованием Гуггенберга — в отличие от лодки U652 пришла на отведённую ей позицию без задержки. Более того, из числа подводных лодок группы «Маркграф» она отличилась первой: 9 сентября 1941 года лодка пустила на дно английское грузовое судно тоннажем 5600 т.
Правда, в тот же день другая немецкая подводная лодка из той же группы — U85 — сумела добиться ещё большего успеха. Командиру лодки, 26-летнему Эбергарду Грегеру удалось выследить английский конвой «SC-42», состоявший из шестидесяти пяти судов. Караван охраняла 24-я канадская эскортная группа, в которую входили эсминец «Скина» под командованием Дж. Хиббарда и три корвета: «Элберни», «Киногэми» и «Ориллиа». По приказу Дёница в бою с конвоем приняли участие пять немецких подводных лодок: U85, U81, U82, U432 и U652. Вот каких побед добились их командиры: Эбергард Грегер, командир подводной лодки U85, Фриц Гуггенбергер, командир подводной лодки U81 и Зигфрид Рольман, двадцатишестилетний командир подводной лодки U82, потопили по одному грузовому судну (соответственно тоннажем 4700 т, 3300 т и 7500 т), Хайнц-Отто Шульце, двадцатишестилетний командир подводной лодки U432, пустил на дно три грузовых судна общим тоннажем 9500 т, а Георг-Вернер Фраац, командир подводной лодки U652, нанёс повреждения английскому танкеру «Тахи»[344] водоизмещением 6500 т и английскому грузовому судну «Барон Пентленд» тоннажем 3500 т[345]. Не для всех немецких подводных лодок бой прошёл гладко. Лодка U85 была атакована эсминцем «Скина» и корветом «Киногэми»[346] и, получив серьёзное повреждение от разрывов глубинных бомб, была вынуждена досрочно вернуться на базу.
Узнав о нападении немецких подводных лодок на конвой, адмирал Перси Ноубл, командующий Западным военно-морским округом, приказал усилить охранение направлявшегося к берегам Англии каравана.
Вечером 10 сентября на помощь эскортным кораблям подошли два эсминца «Шамбли» и «Мусджо» из канадской группы кораблей огневой поддержки[347]. Командиру «Шамбли» Дж. Д. Прентису удалось быстро установить гидролокационный контакт с одной из немецких подводных лодок — лодкой U501, которой командовал тридцатишестилетний Гуго Форстер[348]. В ход пошли глубинные бомбы, от разрывов которых лодка получила серьёзное повреждение. Форстер принял решение всплыть и затопить лодку. Однако, как только лодка перешла в надводное положение, оказавшийся невдалеке от неё эсминец «Мусджо» пошёл на таран. Подводной лодке удалось избежать удара, но благодаря отчаянному манёвру она неожиданно оказалась борт о борт с эсминцем. Далее произошло ещё более удивительное событие: Форстер выскочил на ходовой мостик и прыгнул на палубу канадского корабля[349].
Командир эсминца Ф.Э. Грабб решил воспользоваться возможностью захватить лодку, однако посланная на борт лодки команда из девяти человек во главе с Эдвардом Т. Симонсом опоздала. Едва Симонс и его люди высадились на лодку, та стала уходить под воду: по приказу первого вахтенного офицера Вернера Альбрингера подводники открыли кингстоны.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Подводная война Гитлера. 1939-1942. Охотники. Часть I"
Книги похожие на "Подводная война Гитлера. 1939-1942. Охотники. Часть I" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Клэй Блэйр - Подводная война Гитлера. 1939-1942. Охотники. Часть I"
Отзывы читателей о книге "Подводная война Гитлера. 1939-1942. Охотники. Часть I", комментарии и мнения людей о произведении.