Владимир Дацышен - Христианство в Китае: история и современность

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Христианство в Китае: история и современность"
Описание и краткое содержание "Христианство в Китае: история и современность" читать бесплатно онлайн.
В книге известного российского востоковеда, работающего в Сибири, рассматривается история христианства в Китае с раннего средневековья, времени появления в Поднебесной несториан и первых католических миссионеров, до наших дней. В работе подробно исследована католическая и протестантская миссионерская деятельность в Китае, проанализированы проблемы взаимовлияния китайской и европейско–христианской культур, показано влияние христианства на общественнополитическую жизнь в переломном для китайского народа XIX веке. Особое внимание автор уделил истории православия в Китае, а также проблемам, связанным с возрождением христианства в стране на современном этапе.
Издание адресовано преподавателям вузов, научным сотрудникам, аспирантам и студентам, обучающимся по специальностям «история России», «всеобщая история», «религиоведение», «регионоведение», а также широкому кругу читателей, интересующихся культурой Китая и мировой историей.
367
Цинское правительство в этот период пыталось дипломатическим путем ограничить деятельность миссионеров. Например, в 1871 г. против католических миссионеров был выпущен меморандум из восьми пунктов.
368
Это был новый город, построенный недалеко от Пекина, рядом с побережьем Желтого моря, ставший административным и экономическим центром столичной провинции Чжили и морскими воротами Пекина.
369
Иеромонах Российской духовной миссии Николай (Адоратский) отмечал еще одно обвинение в адрес миссионеров: «Во время летнего пребывания в г. Тяньцзине члена Пекинской духовной миссии иеромонаха о. Исайи. он слышал от русских и китайских купцов, что по случаю необычайной засухи, погубившей всю весеннюю жатву, в народе распространились. слухи, приписывающие засуху присутствию в Тяньцзине сестер милосердия и построению там католиками великолепного храма.». См.: Андреева С. Г. Антимиссионерские выступления в Китае во второй половине XIX века и особенности положения Пекинской духовной миссии // XXXII научная конференция «Общество и государство в Китае». Институт востоковедения. М., 2002. С. 117.
370
Уполномоченный Чун Хоу докладывал в Пекин, что он пытался успокоить толпу, организовав осмотр католической миссии местными начальниками. Но консул Фонтанье, выражая недовольство, вел себя неадекватно, пытался напугать толпу и китайских начальников выстрелами из пистолета, чем спровоцировал свое убийство и антихристианские погромы.
371
Эти события были описаны в донесении иеромонаха Исайи. См.: Андреева С. Г. Указ. соч. С. 123–125.
372
Французский уполномоченный в Пекине граф Жюльен де Рошешуар тотчас обратился с нотой к китайскому правительству, а командующий французской эскадрой на Дальнем Востоке контр–адмирал Дюпре прибыл в Тяньцзинь. Начались переговоры; китайское правительство заставило начальника северных портов Чун Хоу, обнаружившего в момент резни крайнюю слабость, извиниться, и сместило генерал–губернатора провинции Чжили Цзэн Гофаня. Позднее Чун Хоу, посланный в Европу, представил французскому правительству свои извинительные грамоты.
373
Позднеев А. М. Об отношениях европейцев к Китаю // Сибирский сборник. Кн. IV. 1887. С. 81.
374
Гэлаохуй на юге Китая распространяли произведения шэньши из Хунани Чжоу Ханя, написавшего более 30 антимиссионерских памфлетов, стихов и других произведений.
375
Имеется ввиду так называемое «дело Мэйсона», когда власти Шанхая через арестованного американца Мэйсона, доставившего повстанцам оружие, вышли на его руководителя — Гао Дэхуа.
376
Руководство тайных обществ в то время выработали своеобразную тактику борьбы с миссионерами и христианами. Агитаторы, приезжая в выбранное место, развешивали прокламации с перечислением преступлений христиан и с призывами собраться на митинг в назначенное время. Во время митингов агитаторы призывали к погромам или организовывали провокации. Члены тайных обществ нередко возглавляли и стихийные антихристианские выступления.
377
Выступления в 1891 г. в долине Янцзы сопровождались убийствами миссионеров и разрушениями церквей и часовен.
378
Восстание в Сычуане, начавшееся в административном центре провинции — Чэнду, вызвало международные разбирательства на самом высоком уровне — так называемый Чендуфусский вопрос.
379
Поводом (по сообщению китайской газеты) послужило то, что толпа на улице смеялась над иностранцем. Тот стал бить китайцев палкой, затем спрятался дома и выстрелами из окна ранил двух человек. Масло в огонь подлили рассказы, что при разрушении дома, где жили европейцы, якобы, нашли двух похищенных детей в клетках.
380
Эти мероприятия организовало местное тайное общество.
381
Восстание возглавил Юй Дунчэнь, проводивший конфискации имущества всех христианских учреждений.
382
В письме одного русского подданного из Тяньцзиня отмечалось: «При всей глубокой симпатии к китайцам… я должен сознаться, что здесь, вблизи, при непосредственной к ним близости, невольно, инстинктивно проникаюсь к ним другими чувствами, видя, какая и в них к нам с 1897 г. пробудилась плохо маскируемая вражда».
383
Бандиты ворвались в дом, где жили миссионеры. Двоих убили, а третий, немецкий миссионер Стенц, спасся.
384
14 ноября 1897 года адмирал Дидерихс появился с крейсерами «Irene», «Kaiser», «Prinzessin Wilhelm» и «Arkona» в бухте Цзяочжоу и высадил десант. Между Германией и Китаем был заключен договор, по которому последний отдавал первой в аренду на 99 лет район залива Цзяочжоу с несколькими островами и окружностью на материке в 50 километров.
385
Германская эскадра захватила порт Цзяочжоу (Циндао). Этим актом была спровоцирована «новая волна раздела Китая». Российская эскадра вошла в Порт–Артур, англичане заняли порт Вэйхайвэй, а Франция приобрела порт Гуанчжоувань. Вскоре державы оформили договоры с Китаем об аренде занятых территорий. Кроме портов, державы в 1898–1899 годах расширили старые и приобрели новые концессии в Китае.
386
Идейно–политические корни ихэтуаней до конца не выяснены, но предполагается их связь с Обществом Белого лотоса.
387
Американец Н. Портер, представлявший в Китае организацию «Американский совет» и наблюдавший в январе 1899 г. культовую практику членов этих обществ, первый назвал сектантов «боксерами».
388
В современной историографии движение ихэтуаней в 1898—1899 годах не совсем точно называется восстанием. Члены тайных обществ и их сторонники в данный период использовали в основном мирные средства, занимались пропагандой своих взглядов. Нападения на иностранцев были довольно редки, в основном забрасывали камнями немецких солдат и сопротивлялись строительству железных дорог.
389
Агитаторы показывали знания китайской классической философии и литературы, завораживали изнуренных тяжелой работой людей совершенством традиционных боевых искусств. Простым китайцам внушалось, что «сверхъестественные» способности пропагандистов отражают их духовное совершенство и поддержку их устремлений сверхъестественными силами, что, в конечном итоге, является гарантией победы в борьбе с колонизаторами.
390
Ихэтуани называли себя «божественными солдатами, спустившимися с Неба» (тяньцзян шэньбинь). После того, как дух героя древности вселялся в тело вызвавшего его ихэтуаня, соответственно изменялся и внешний облик вызывавшего. Так, один из предводителей ихэтуаней Сюй Дасян во время атаки на христианский храм в деревне Чжанчжуан в октябре 1899 г. «ехал на белой лошади, был одет в белые одежды и опирался на костыли», так как в нем воплотился дух полководца Сунь Биня.
391
См.: Серошевский В. Дальний Восток. СПб., 1909. С. 337.
392
См.: Восстание ихэтуаней. Документы и материалы. М., 1968. С. 45.
393
В декабре 1899 г. он писал: «По моему мнению, истинная причина ссор между нехристианским населением и обращенными в провинции Шаньдун заключается в том, что христианская церковь за последнее время принимает в свое лоно как добропорядочных, так и дурных людей. Бесчестные люди, затесавшиеся к христианам, опираясь на защиту христианской церкви, выбирают в качестве жертвы робких добропорядочных людей и обижают их. [Население] гневно взирает на обидчиков и постоянно ищет повода для мести. Чем дальше накапливается обида, тем глубже вражда, которую используют приходящие со стороны бандиты, чтобы под предлогом мести спровоцировать антихристианские беспорядки. Конечно, цюаням трудно удержаться от участия в этих беспорядках, однако случались и такие беспорядки, к которым цюани абсолютно не причастны, поэтому нельзя огульно обвинять их, приписывая им антихристианские бунты». См.: Восстание ихэтуаней. Документы и материалы. С. 56.
394
См.: Калюжная Н. М. Восстание ихэтуаней. М., 1978. С. 148.
395
Антииностранное движение, возможно, меньше обоснованное идеологически, но более активное и конкретное на практике, развернулось в 1899–1900 годах в Маньчжурии. Там традиционно слабее были позиции тайных религиозно–политических объединений, но зато сильнее военизированные формирования хунхузов и сельского ополчения. С этим движением успешно боролись отряды Охранной стражи Общества КВЖД.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Христианство в Китае: история и современность"
Книги похожие на "Христианство в Китае: история и современность" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Дацышен - Христианство в Китае: история и современность"
Отзывы читателей о книге "Христианство в Китае: история и современность", комментарии и мнения людей о произведении.