» » » » Любовь Воробьёва - Прибалтика на разломах международного соперничества. От нашествия крестоносцев до Тартуского мира 1920 г.


Авторские права

Любовь Воробьёва - Прибалтика на разломах международного соперничества. От нашествия крестоносцев до Тартуского мира 1920 г.

Здесь можно скачать бесплатно "Любовь Воробьёва - Прибалтика на разломах международного соперничества. От нашествия крестоносцев до Тартуского мира 1920 г." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ФИВ, год 2013. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Любовь Воробьёва - Прибалтика на разломах международного соперничества. От нашествия крестоносцев до Тартуского мира 1920 г.
Рейтинг:
Название:
Прибалтика на разломах международного соперничества. От нашествия крестоносцев до Тартуского мира 1920 г.
Издательство:
ФИВ
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-91862-016-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Прибалтика на разломах международного соперничества. От нашествия крестоносцев до Тартуского мира 1920 г."

Описание и краткое содержание "Прибалтика на разломах международного соперничества. От нашествия крестоносцев до Тартуского мира 1920 г." читать бесплатно онлайн.



Вниманию читателей предлагается книга о полной драматизма судьбе Прибалтики и её коренных народов (преимущественно эстонцев) в условиях военного-политического, цивилизационного, информационно-психологического соперничества германцев (немцы, датчане, шведы) и славян (поляки, русские), мира западного (римско-католического, протестантского) и мира восточного (православного), носителей вестернизированной идеологии (социализм, этнонационализм, парламентаризм) и приверженцев идеологии традиционалистской (самодержавная власть, консерватизм, Единая и Неделимая Россия). Анализ охватывает более восьми столетий (XII — начало XX в.) и прослеживает процессы, приведшие к отрыву Прибалтики от России в 1920 г.






40

Патронат возник в Ливонии по примеру Германии ещё в XIV в., был узаконен уставом евангелической и лютеранской Церквей, а с интеграцией Прибалтики в состав России — статьями 766–776 Закона Российской империи. Просуществовал до первой четверти XX в. Дворяне-помещики, а также купеческие гильдии и дворянские общества, предоставлявшие землю и молитвенные помещения церковному приходу, объявлялись его патроном и имели право назначать пастора и надзирать за его деятельностью. Лишь незначительное число пасторов назначалось центральными властями, и совсем мизерная часть выбиралась приходом. Например, в Лифляндии из 125 лютеранских приходов 87 были под частным протекторатом и только 38 оставались казенными. Источник: Патриарх Алексий II. Православие в Эстонии. М., 1999. С. 109–110, 596.

41

Инициатором составления дворянской матрикулы выступило лифляндское дворянство, подавшее в 1728 г. соответствующее прошение тогдашнему генерал-губернатору Лесси. В 1733 г., после благоприятного ответа на это прошение со стороны центрального правительства, в Риге были открыты заседания особой комиссии, которая в течение 14 лет (т.е. до 1747 г.) рассматривала документы и права на дворянское достоинство. В итоге комиссия распределила дворянские роды на классы. К первому классу было отнесено 52 рода, которые поселились в Ливонии во время орденского владычества. Во второй класс было включено 16 родов, получивших права коренного дворянства (индигинат) при польском правительстве. В третьем классе оказалось 45 родов, получивших индигенат во время шведского владычества. Наконец, к четвёртому классу были отнесены все дворянские роды, числом 59, получившие индигенат в Лифляндии во времена её присоединения к России. Среди них значились и коренные русские роды: Шереметевы, Головкины, Шафировы, Ягужинские, Головины, Бибиковы, Масловы, Трубецкие и Румянцевы. Аналогичные матрикулы были составлены для Эстляндии и о-ва Эзель (Сааремаа). Источник: Рассказ ландрата Гринвальда из истории составления свода местных узаконений Прибалтийских губерний // Прибалтийский сборник. Т. IV. Рига, 1882. С. 455.

42

Профессор Московского университета Н.Н. Поповский в 1758 г. впервые начал читать на русском языке лекции по философии — науке, где до того господствовала латынь. В первое десятилетие деятельности Московского университета учёные А.А. Барсов, Д.С. Аничков, С.Я. Десницкий, И.А. Третьяков, С.Г. Забелин, П.Д. Вениаминов, М.И. Афонин читали на русском языке лекции по филологии и юридическим наукам, по математике, ботанике, минералогии и медицине. См.: Сысоева Е.К. Век XVIII — веку XX: из истории российского народного образования / Вестник Московского университета. Сер. 8. История. С. 161.

43

Ю.Ю. Броун (1698–1792) родился в Ирландии. Его род принадлежал к числу древнейших и почётнейших. Приверженность к католическому вероисповеданию ставила крест на его карьере в Великобритании. Поэтому он, чтобы не изменять вере предков и избавиться от религиозных преследований, решил, подобно многим своим соотечественникам, оставить родину и искать счастья в чужих краях. Вначале (1725 г.) молодой, смелый и отважный Броун определился на плохо вознаграждаемую и не дающую никаких видов на будущее службу к мелкому германскому владетелю курфюрсту Пфальцскому. Затем (1731 г.) Броун по приглашению своего земляка шотландца Джеймса Кейта, генерал-майора русской армии, не раздумывая долго, прибыл в Россию и был определён капитан-поручиком в Измайловский полк. За раскрытие заговора против Анны Иоанновны в одной гвардейской роте стал лично известен императрице. За заслуги во время четырехлетней русско-турецкой войны (1736–1739 гг.) был произведён в генерал-майоры. Участвовал в русско-шведской войне (1741–1743 гг.). Дослужился до генерал-аншефа. Долго и постоянно жил в Лифляндии, был лифляндским помещиком. 1 марта 1762 г. Пётр III вверил ему управление Лифляндией. Екатерина II, взойдя на престол после переворота 28 июня 1762 г., оставила Броуна на занимаемом посту, отдавая справедливость его заслугам. В 1775 г. после слияния Эстляндского генерал-губернаторства с Лифляндским обе эти губернии были вверены в управление Броуну. На генерал-губернаторском посту в Прибалтийском крае Броун прослужил до самой своей смерти, проявив себя дельным, практичным администратором, точным и добросовестным исполнителем указаний Екатерины, усердным и неутомимым ее сподвижником. Екатерина, известная своим искусством в выборе соратников, ценила в Броуне непоколебимую честность, бескорыстие, редкое для того времени, а главное, стойкость и настойчивость в точном исполнении её воли. Источник: Полузабытые имена. Граф Юрий Юрьевич Броун. (Биографический очерк) // Прибалтийский сборник. Т. I. С. 419–432.

44

В противоположность русским помещикам, которые, особенно в Северной России, отпускали крестьян на денежный оброк (в Петербургской и Новгородской губерниях такие крестьяне составляли примерно половину, а в Псковской губернии — свыше одной пятой общего числа крестьян), прибалтийские помещики делали основной упор на барщину (только в Северной Лифляндии и на острове Хийумаа некоторые крестьяне с разрешения помещика уходили на временные работы в города — Дерпт, Пернов, Вильянди, Ревель.

45

В России существовало два вида имений — поместья и вотчины. Эти оба вида имений указом императрицы Анны Иоанновны от 17 марта 1731 г. получили одинаковый статус и одно название: вотчины. В Эстляндии и Лифляндии, напротив, продолжали существовать ленные поместья, получившие название манленных и не являвшиеся прямыми наследственными.

46

Например, в 1785 г. в Риге при общей численности жителей в 28 тыс. человек только около тысячи человек имели привилегированный статус. Из них: 16 человек входили в магистрат, 300 — в большую гильдию и не более 700 — в малую гильдию. Эти-то 1000 человек были бюргерами или гражданами, прочие же 27 тыс. такого статуса не имели, равно как и связанных с этим статусом прав и преимуществ. С введением екатерининской грамоты городам эта тысяча человек действительно утрачивала своё привилегированное положение, зато 27 тыс. вместе с правом гражданства приобретали чрезвычайно много и, в отличие от тысячи привилегированных, имели все основания быть довольными городовой реформой. Источник: Записки Нейендаля о временах действия в Риге общего городового положения с 1783 по 1797 год. Второй отдел. От переводчика // Прибалтийский сборник. Т. IV. С. 398.

47

Примером доброго помещика может служить великий русский полководец Александр Васильевич Суворов, который был отцом и братом не только солдатам, но крепостным крестьянам В 1786 г. крестьянам принадлежавшего ему села Ундол он писал следующее: «…У крестьянина Михаила Иванова одна корова! Следовало бы старосту и весь мир оштрафовать за то, что допустили они Михаилу Иванова дожить до одной коровы. Но на сей раз в первые и последние прощается. Купить Иванову другую корову из оборочных моих денег. Сие делаю не в потворство и объявляю, чтобы впредь на то же никому не надеяться. Богатых и исправных крестьян и крестьян скудных различать и первым пособлять в податях и работах беднякам. Особливо почитать таких неимущих, у кого много детей. Того ради Михаиле Иванову сверх коровы купить ещё из моих денег шапку в рубль. Ближайший повод к лени — это безначалие…» Цит. по: Шахматнов Н.Ф. Храни Господь Потёмкина. М.: Товарищество советских писателей, 1991. С. 83.

48

В одном из своих донесений Арсеньев пишет следующее: «…кто бывал в так именуемых вольных государствах, видел, несомненно, бедное положение сельских работников; их нанимают особо на каждую работу: вспахать, взборонить, сжать, обмолотить; после их сгоняют и они обыкновенно нищие, потому что стечение ищущих работ даёт средства богатым платить им такую малость, что они не могут содержать своего семейства; посему, из всех народов в мире, хлебопашцы российские суть блаженнейшие, несмотря на их мнимое рабство, которое есть истинная свобода у добрых помещиков, поелику российскому хлебопашцу платятся за его работу первой материей к обработке — землёй, с которой он получает законный рост своих трудов и довольство своего семейства». Источник- Сиверс и Арсеньев. С. 516.

49

Эта враждебность со временем войдет в плоть и кровь вначале окатоличенных, а затем переведенных в лютеранство эстонцев и латышей. Их сегодняшние элиты переймут поведенческие стереотипы в отношении русских у своих прибалтийско-немецких господ и реализуют в новом издании особого остзейского порядка, попирающем сегодня права русских точно так же, как это делали на протяжении семисот столетий немецкие господа в отношении самих эстонцев и латышей.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Прибалтика на разломах международного соперничества. От нашествия крестоносцев до Тартуского мира 1920 г."

Книги похожие на "Прибалтика на разломах международного соперничества. От нашествия крестоносцев до Тартуского мира 1920 г." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Любовь Воробьёва

Любовь Воробьёва - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Любовь Воробьёва - Прибалтика на разломах международного соперничества. От нашествия крестоносцев до Тартуского мира 1920 г."

Отзывы читателей о книге "Прибалтика на разломах международного соперничества. От нашествия крестоносцев до Тартуского мира 1920 г.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.