Любовь Воробьёва - Прибалтика на разломах международного соперничества. От нашествия крестоносцев до Тартуского мира 1920 г.

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Прибалтика на разломах международного соперничества. От нашествия крестоносцев до Тартуского мира 1920 г."
Описание и краткое содержание "Прибалтика на разломах международного соперничества. От нашествия крестоносцев до Тартуского мира 1920 г." читать бесплатно онлайн.
Вниманию читателей предлагается книга о полной драматизма судьбе Прибалтики и её коренных народов (преимущественно эстонцев) в условиях военного-политического, цивилизационного, информационно-психологического соперничества германцев (немцы, датчане, шведы) и славян (поляки, русские), мира западного (римско-католического, протестантского) и мира восточного (православного), носителей вестернизированной идеологии (социализм, этнонационализм, парламентаризм) и приверженцев идеологии традиционалистской (самодержавная власть, консерватизм, Единая и Неделимая Россия). Анализ охватывает более восьми столетий (XII — начало XX в.) и прослеживает процессы, приведшие к отрыву Прибалтики от России в 1920 г.
17
Полное название: Ливонская хроника о необычайных и чудесных событиях, совершавшихся в стране во время перемены ливонских сословий и после того времени до 1583 года. Полезное и приятное для чтения. Описано кратко и достоверно ревельцем Бальтазаром Рюссовым.
18
Рюссов приводит такой анекдотичный случай. Когда один ревельский каноник, Иоанн Бланкенберг, привёз свою законную жену из Германии в Ревель, то он не осмелился признаться епископу и другим каноникам, что она с ним венчана, но должен был говорить, что она его наложница и служанка. И когда это узнал другой человек, то Иоанн Бланкенберг дал ему откормленную свинью, чтобы только тот не разглашал, что у него законная жена, так как это считалось у сановных католических мужей большим позором и грехомю
19
Курбский, Андрей Михайлович (1528 — 1583) — в течение длительного времени входил в круг самых близких к царю людей Отличился во время взятия Казани. Во время Ливонской войны поставлен воеводой в Юрьеве (Дерпте). В 1564 г Курбский, опасаясь пострадать от гнева царя после поражения при Невеле (несмотря на численный перевес русских войск) и будучи несогласным с его курсом на единодержавие («избранная рада» во главе с Сильвестром и Адашевым сходила со сцены), тайно, ночью перелез через крепостную стену Юрьева, бросил городские ключи в колодец и, оставив жену и девятилетнего сына, ускакал в занятый литовцами Вольмар. До этого он, наряду с другими боярами, получил несколько зазывных писем от польского короля и польских сенаторов с обещаниями милости и привольного житья в их государстве Король Сигизмунд радушно принял Курбского и даровал ему несколько больших имений, включая город Ковель. В дальнейшем Курбский встал во главе литовских отрядов в войне с собственным народом В письме царю, положившем начало литературной полемике между русским государем и его бывшем подданным, Курбский стремится оправдать свою измену «смятением горечи сердечной» и обвиняя Иоанна в «мучительстве».
20
Талер (нем.) — большая серебряная монета, выпуск которой начался в 1518 г. в Богемии (г. Иоахимсталь). С 1555 г. использовался в качестве денежной единицы в Священной Римской империи немецкой нации, Польше, Швеции, Франции, Турции и т.д. Первоначально содержал 29-30 г чистого серебра. Название «талер» с некоторыми изменениями применялось к крупной серебряной монете ряда стран. Так, в англосаксонских странах от «талера» произошло название «доллар». В России талеры были известны как «ефимки», а их серебро использовалось для чеканки русских монет. См.: Зварич В. В. Нумизматический словарь. 2-е изд. Львов, 1976. С. 120-121.
21
Дети боярские — потомки младших членов княжеских дружин («отроков») или измельчавших боярских родов, многие из которых перешли на службу в Москву За свою службу они получали от князей и бояр поместья. В XVI в. дети боярские делились на дворовых и городовых и по своему положению считались несколько выше дворян. Этот термин исчез в начале XVIII в., когда дворянство включило в себя всех служилых людей. Источник: Царь Иван Грозный: Энциклопедия. С. 26.
22
Судебник 1550 г. подтверждал право крестьян в течение одной недели до и одной недели после осеннего Юрьева дня (26 ноября) переходить от одного владельца к другому. Позднее, с введением заповедных лет, право выхода было временно отменено. Разрешение крестьянам менять своих владельцев было окончательно отменено в 1649 г., когда произошло полное закрепощение русского крестьянства, нашедшее отражение в поговорке «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» Источник: Царь Иван Грозный: Энциклопедия / Под ред. М.Л. Вольпе. М.: Зебра Е, 2007. С. 59-60.
23
В работах российских учёных, в воспоминаниях деятелей прошлого и в родословиях отдельных фамилий отмечено происхождение от татар, например, таких учёных, писателей, государственных деятелей, как Державин, Плеханов, Тургенев, Кантемир, Тимирязев, Рахманинов, Карамзин, Грибоедов, Салтыков-Щедрин, Бунин, Куприн, Чаадаев, Потебня, Радищев, Дашкова, Милюков, Панаев, Шишков, Шаховской, Мещеринов, Урусов, Шереметьев, Аракчеев, Жуковский, Ширинский-Шахматов и др. Источник: Корневич Е.П. Родовые названия и титулы в России и слияние иноземцев с русскими. СПб., 1886; Загоскин Н.П. Очерки организации и происхождения служилого сословия допетровской Руси. Казань, 1875; Козлова К.И. Этнография народов Поволжья. М., 1964; Каримуллж А. Г. Татары: этнос и этноним. Казань, 1988.
24
Иоанн венчался на Царство в январе 1547 г. в Успенском соборе Московского Кремля и стал Первым Царём в русской истории. Это право при дворе Иоанна IV обосновывается родословной московских государей, согласно которой они ведут свой род от легендарного Пруса, брата кесаря Августа. Благодатной почвой для возникновения этого мифа явился интерес к греко-римским авторам, проявившийся вначале на Западе в эпоху гуманизма а затем проникший в Москву. Иоанн IV и его приближённые ловко использовали исторические ссылки и свидетельства старых летописей, чтобы, несмотря на насмешки зарубежных недругов, утвердить этот миф в дипломатической среде того времени и тем самым поднять имя и авторитет московского государя среди европейских династий. Закономерно, что с Царём, считающим себя потомком брата кесаря, и Русь преображалась не просто в Царство, а в преемницу Священного Царства, функцию которого прежде (т.е. до своего падения в 1453 г.) выполняла Византийская империя.
25
Примечательно, что сын покойного Сергея Михайловича Соловьёва — известный философ и профессор Владимир Соловьёв выступил в защиту политических террористов и государственных преступников, убивших Александра II. Во время лекции перед аудиторией в 800 человек он заявил, что Александр III должен простить их, если действительно чувствует связь с народом. Монарх же исходил из того, что снисхождение к нераскаявшимся преступникам, осознанно нарушившим человеческий и Божеский законы, будет попустительством к новым злодеяниям. Казнь пяти цареубийц (Желябова, Перовской, Кибальчича, Рысакова, Михайлова) через повешение проходила при огромном стечении людей. И эта мера воспринималась большинством народа (в отличие от либеральной и революционной интеллигенции) как обоснованная. Негодяев проклинали на всех углах. См.: Боханов А.Н. Александр III. M.: Вече, 2007. С. 227, 230.
26
О историческом контексте и жестоких нравах европейского средневековья говорят, например, следующие характеризующие факты: массовое уничтожение евреев от Кельна до Австрии в год пандемии чумы (1348 — 1349 гг.) по обвинению в замысле истребить христиан путем отравления колодцев; чудовищная булла папы Иннокентия VIII о ведьмах (5 декабря 1484 г.), объявлявшая ересью всякое сомнение в существовании ведьм и призывавшая к уничтожению еретиков, колдунов и ведьм с конфискацией их собственности в пользу католической Церкви; изуверский труд немецких инквизиторов Якова Шпренгера и Генриха Инститориса «Молот ведьм» (1487 г.), служивший инструкцией для инквизиционных судилищ; жестокая расправа английской королевы Елизаветы (современницы Грозного) с католиками; резня протестантов в Париже, известная под названием Варфоломеевской ночи (24 августа 1572 г.). Касаясь количественной стороны вышеприведенных фактов, следует сказать, что общее число невинных жертв инквизиции не поддаётся даже приблизительному определению. Во всяком случае, Иннокентий VIII занимает, вероятно, одно из первых мест во всемирной истории по числу загубленных им людей. В отношении же преследования протестантов во Франции известно, что в течение двух недель после Варфоломеевской ночи здесь погибло около 30 тыс. протестантов. Примечательно, что папа Григорий XIII выбил медаль в честь такого богоугодного дела и отправил в Париж кардинала Орсини для поздравления организаторов резни — «христианнейшего короля» Карла IX и его матери Екатерины Медичи». Источник. Лозинский С.Г. История папства. М.: Политиздат, 1986. С. 174,208-211, 264-265.
27
Местничество, т.е. счет степенью родовой знатности, в силу которого среда «князей и бояр» располагалась известными слоями от «старшей братии», т.е. наиболее родовитых князей до служилых родов с меньшей знатностью и «худых князишек», потерявших имущество и знатность в силу неблагоприятных обстоятельств. В силу понятия о родовом единстве возвышение по службе одного какого-либо человека возвышало и весь его род, иногда чрезвычайно обширный, состоявший из многих фамилий. И наоборот, неуспех и понижение по службе наносило урон всему роду. Считалось неприличным представителю высокого рода служить под началом человека, стоящего ниже его в родовой иерархии. На случай местнических споров правительством и частными людьми велись разрядные книги, куда вписывались все служебные назначения и все местнические случаи. Местничались воеводы по полкам, по городам, местничались царедворцы в придворных церемониях, местничались женщины за столом у царицы. Царь Иоанн Васильевич ограничил число случаев, когда воеводы разных полков могли местничаться. Он уничтожил также право молодых служилых людей знатного происхождения местничаться с воеводами из менее знатных родов' право местничаться они получали только тогда, когда сами становились воеводами. Люди знатных родов властно претендовали на первые места в управлении государством: «княженецкая порода» и «княженецкие вотчины» делали их положение в Москве независимым от личного усмотрения государя. Чтобы освободить монарха от претензий и сотрудничества такой ненадежной среды, которая могла бросить подвластное ей население в политическую борьбу против Москвы, требовалась какая-то общая мера. При Иване III такой мерой стали ограничительные постановления о княженецких вотчинах Князьям запрещалось бесконтрольно распоряжаться своими землями, продавать и завещать их. Правительство прибегало иногда к конфискации княжеских земель, а иногда меняло их на другие земли из своего земельного фонда. Источник: Тихомиров Е. Первый царь московский Иоанн IV Васильевич Грозный // Царь Иоанн Грозный. М.: Новая книга, 1995. С. 343-344; Платонов С. Очерк истории внутреннего кризиса и общественной борьбы в Московском государстве XVI и XVII веков// Русское Чудо: Сборник. М.: Яуза; Эксмо, 2009. С. 24, 25
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Прибалтика на разломах международного соперничества. От нашествия крестоносцев до Тартуского мира 1920 г."
Книги похожие на "Прибалтика на разломах международного соперничества. От нашествия крестоносцев до Тартуского мира 1920 г." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Любовь Воробьёва - Прибалтика на разломах международного соперничества. От нашествия крестоносцев до Тартуского мира 1920 г."
Отзывы читателей о книге "Прибалтика на разломах международного соперничества. От нашествия крестоносцев до Тартуского мира 1920 г.", комментарии и мнения людей о произведении.