» » » » Татьяна Щеглова - Устная история


Авторские права

Татьяна Щеглова - Устная история

Здесь можно скачать бесплатно "Татьяна Щеглова - Устная история" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство АлтГПА, год 2011. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Татьяна Щеглова - Устная история
Рейтинг:
Название:
Устная история
Издательство:
АлтГПА
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
978-5-88210-570-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Устная история"

Описание и краткое содержание "Устная история" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии дается определение устной истории, анализ ее теории и практики, предлагаемых ею новых технологий и методов исследования исторического прошлого. Большое внимание уделено вопросам создания, документирования и архивирования устных исторических источников, формирования устных архивов. Предлагаются рекомендации по интерпретации и введению устных исторических источников в научный оборот. Затрагиваются дискуссионные вопросы дефиниций устной истории, предметного поля, концептуально-методологических подходов; анализируются оценки и критика устных исторических источников.

В отдельном разделе рассматривается место устной истории в системе социогуманитарных наук, ее связи с социальной и ментальной историей, этнографией, музеологией, военной антропологией, архивоведением, историей повседневности. В соответствии с жанром издания содержится большой блок практических рекомендаций и методических материалов по организации научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях: программы, проекты, вопросники для проведения интервью, анкеты, рекомендации по организации спецкурса или факультатива по устной истории, программа подготовки устных историков, кодекс интервьюера и др.

Пособие предназначено для преподавателей, студентов, исследователей.






Укреплению связей устной истории и архивоведения способствуют процессы развития теории и практики архивов, особенно за рубежом. За последние годы, по мнению ряда устных историков, оно коснулось "архивного сознания, отраженного в зарубежной литературе и изменившего отношение не только к историческому источнику и документу, но и архиву в целом". Исследователи в области архивоведения и устной истории отмечают "тенденцию современной гуманитарной мысли к философской интерпретации понятия "архив" и обоснованию, таким образом, появления и тиражированное™ термина "устный архив" как "симбиоза устности и архива". Эти изменения нашли терминологическое отражение: в зарубежной практике наряду с традиционным понятием "архив" как хранилище письменных документов все активнее использоуются такие понятия, как "депо", "хранилище", "записи" (records)[115].

Для устной истории важнейшее значение имеют технологии документирования и архивирования. Среди наиболее интересных для устной истории вопросов архивного функционирования можно назвать выборку, комплектование, интервьюирование, обсуждение роли вопросника, предварительных интервью, аспекты научно-технического обеспечения, транскрибирования, составления НСА, каталогизации, этические и юридические аспекты, проблемы авторства, авторского права и доступа к документу устной истории, использование материалов в научной и массово-просветительной деятельности и подготовка кадров в области устного архивоведения. В современном зарубежном архивоведении анализ концепций простирается от системы традиционного архивоведения до концепции "новой архивистики для новой истории" (П. Нора). В новейшей научной ситуации сохраняются дискуссии о приоритете архивного или исторического в "устной истории" и "устном архивоведении", споры о методике ин-тервьюирования/документирования и создании концепции "устного архива", подвергаются анализу конкретные опыты организации устных архивов.

В частности, отмечается, что функции устных архивов, идентичные на первый взгляд традиционному архивному делу, существенно отличаются. Основное отличие заключается в процессе интервьюирования — "инициативном документировании", своей спецификой влияющем на все остальные технические процедуры, направленные на создание устного архива. Через устную историю укрепляются междисциплинарные связи архивоведения с источниковедением и методологией исторической науки. Попытки решить ряд поднимаемых перед архивоведением устной историей новых вопросов и методолого-гносеологических проблем усиливают потребности в научно-теоретической работе архивистов. Она вращается в основном вокруг проблемы формирования историком исторического источника и затрагивает вопросы как прикладного характера (роль интервьюера, его влияние на вербальные и поведенческие реакции информанта), так и научно-теоретического характера (источниковедческая критика устного документа, его достоверность и легитимность, субъективность или объективность исторического источника, создаваемого в ходе межличностной коммуникации).

Рекомендации для проверки усвоенного материала. Вопросы для обсуждения на семинарах. Практические задания для самостоятельной работы

1. Изучите какое-нибудь конкретно-историческое исследование с использованием устных источников[116]. Определите вид устного источника. Напишите рецензию на исследование. Для этого прежде всего посмотрите, как написаны рецензии на монографии и другие виды научных исследований, например, в журналах "Российская история", "Вопросы истории", "Новая и новейшая история", "Этнографическое обозрение", других периодических изданиях. Постарайтесь, чтобы ваша рецензия включала не только краткое изложение рецензируемого исследования, но и элементы его критического анализа.

2. Подумайте, какие возможности представляет устная история для развития новых направлений исторических исследований.

3. Назовите "синтезированные" исторические дисциплины и направления. Найдите их определения. Для этого привлеките дополнительный материал, включая интернет-источники. Найдите и изучите другие новейшие подходы к изучению исторического прошлого. Что их объединяет с устной историей? Сравните их между собой по предмету, методам, источникам, результатам исследования.

4. Что такое контент-анализ? Проведите контент-анализ материалов нескольких тематических интервью.

5. Как вы считаете, можно ли сказать "устная социальная история"? Подумайте, что нового или какие перспективы дает устная история для новейшей социальной истории. На ваш выбор возьмите одно из возможных направлений работы, связанной сформированием новых социальных групп в постсоветской России, например "фермеры", "предприниматели", "бизнесмены", "олигархи", "новые русские", "челночники", "белые воротнички", другие, и составьте вопросник для их изучения. Или составьте вопросы к изучению категорий советских людей в городе и селе: рабочих, заводской интеллигенции, колхозного крестьянства и др.; "врагов народа", "репрессированных", "спецпоселенцев", бывших военнопленных, депортированных и др.

6. Методы опроса всегда имели важнейшее значение в этнографии. Чем, по вашему мнению, различается опрос в этнографии и устной истории? Назовите причины, по которым возросла необходимость использования устной истории как метода и источника этнографических исследований. Кратко сформулируйте и перечислите преимущества, которые приобретает этнография от взаимодействия суетной историей. Порассуждайте, есть ли сходство и различие (и в чем они заключаются) между "устным источником" и "устным историческим источником"; между ПМА и устным историческим источником

7. Какую роль играет этничность в жизни современных людей? Как, по вашему мнению, соотносятся между собой этничность, идентичность, ментальность? Поставьте вопросы, направленные на выявление этничности (идентичности, ментальности). Выявите на примере своей семьи принадлежность ее членов к той или иной историко-культурной, гражданской, этноконфессиональной, иной группе. Поставьте вопросы, чтобы выявить, как эта принадлежность влияет на их поведение, предпочтения, жизненные установки.

8. Уточните определения "музееведение", "музеология", "музейное дело". Какие возможности для музейного дела предоставляет устная история? Определите предлагаемые устной историей новые подходы к экспозиционной работе; новые формы презентации историко-культурного наследия. Составьте план экспозиции по выбранной вами теме с использованием методов и источников устной истории.

9. История повседневности достаточно доступна для каждого начинающего исследователя. Найдите в тексте предлагаемые темы изучения бытовой истории. Расширьте список направлений исследования истории повседневности с использованием методов устной истории, опираясь на представления и опыт вашей семьи, друзей, соседей.

10. Опишите бытовое обеспечение и обустройство дома в Вашей семье на протяжении нескольких поколений: старшего (деды и прадеды), среднего (родителей, тетей, дядей), младшего (дети, внуки). Сравните на примере разных поколений использование аудио-или телевизионной техники. Поставьте вопросы о приобретении в вашей семье бытовой техники в разные времена: первого холодильника, телевизора, автомобиля, магнитофона, компьютора, телефона и т. п. Запишите рассказы об этом. Вспомните, какие технические изобретения существенно повлияли на Вашу жизнь? Пообсуждайте на семинаре как они изменили качество жизни? Сформулируйте вопросы, позволяющие выявить возможности приобретения бытовой техники: для социальных групп современного общества, в разных территориях и т. д.

11. Проведите опрос среди родственников и одногруппников о традиционных, советских, новых государственных и общественных праздниках. Выделите группу вопросов о студенческих праздниках, акцентируя внимание интервьюируемых на развертывание описаний собственного опыта участия в них. Проведите сравнительный анализ полученных материалов на предмет выявления традиций и новаций.

12. Чем обусловлен интерес архивов к устной истории? С какими изменениями в архивном деле и в исторической науке связано усиление роли устной истории?

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Руководство и пошаговые методические рекомендации по подготовке устных историков для руководителя группы

Развитие современной исторической науки требует подготовки специалистов в области устной истории. Устная история как способ получения исторической информации позволяет запечатлеть и сохранить факты и события, не отраженные в традиционной письменной бумажной документации и изложенные самими участниками или живыми свидетелями событий. Письменные источники часто не могут ответить на вопросы о повседневной жизни человека, о мотивах его поведения, причинах принятия им тех или иных решений и т. п. На эти вопросы может ответить устная история. Ее возможности в любом сообществе, любом населенном пункте почти не ограничены. В каждом городе или селе сформировалась информационная среда, социокультурное поле, которое существует в устной форме. Их наличие дает реальные возможности приобщения к устной истории по любой проблеме новейшей истории и открывает принципиально новые перспективы не только в научно-исследовательской, но и в учебной деятельности, позволяет включать в подлинный творческий процесс неограниченное количество участников, давая им основы научно-технических знаний, навыки общения с людьми и работы с информацией. Причем эта работа может проводиться не только в учебных заведениях, но и в кругу семьи, соседей, друзей, на даче, в деревне и т. п. Устноисторический ракурс способен придать новое дыхание краеведческому движению, работе с ветеранами, старожилами, бывалыми людьми, стимулировать интерес к истории семьи, истории промышленных предприятий, других учреждений, истории села, города, края, области, страны[117].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Устная история"

Книги похожие на "Устная история" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Щеглова

Татьяна Щеглова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Щеглова - Устная история"

Отзывы читателей о книге "Устная история", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.