Степан Крашенинников - Описание земли Камчатки

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Описание земли Камчатки"
Описание и краткое содержание "Описание земли Камчатки" читать бесплатно онлайн.
Степан Петрович Крашенинникова (1711—1755) принадлежит к тем скромным героям, которыми так славна Россия. Сын солдата, за выдающиеся успехи в учебе он был выбран для научной подготовки к участию во Второй Камчатской экспедиции.
Экспедиция отправилась в путь в августе 1733 года. После четырех лет тяжелейшего путешествия члены «академической свиты», сославшись на плохое здоровье, отказались от дальнейшей поездки, сообщив в Петербург, что с исследованием Камчатки справится студент Крашенинников. И он справился!
За 10 лет (1733—1743) он проделал по Сибири и Камчатке путь в 25773 версты (больше половины экватора!), совершил множество исследовательских поездок на Байкал, по реке Лене, в Якутию, но главное – вдоль и поперек изъездил, изучил и описал Камчатку: ее границы, рельеф, климат, флору и фауну, вулканы и гейзеры, местное население, собрал богатейшие научные коллекции, сделал записи метеорологических наблюдений и описаний приливов, составил словарик корякского языка.
Но главным, эпохальным результатом титанического труда Крашенинникова стала первая русская научная монография «Описание земли Камчатки» – и она же стала первым международным бестселлером. Почти немедленно после выхода из печати в 1755 году книга была переведена на главные европейские языки: французский (1760), английский (1764), немецкий (1766), голландский (1770) – и вызвала огромный интерес как ученых, так и читающей публики.
На то, чтобы этот эпохальный труд увидел свет, его автор положил жизнь: отправившись из Санкт-Петербурга в научную экспедицию юным студентом, Крашенинников вернулся в столицу только через десять лет – и еще двенадцать, до самой смерти, готовил книгу к изданию.
Вот почему и сегодня, через 250 лет, мы с жгучим интересом знакомимся с этой terra incognita XVIII века, читая захватывающие, невероятные, но тем не менее абсолютно достоверные описания всего, что встретил и изучил во время путешествия Крашенинников. К этому добавляется чувство восхищения: вот, оказывается, как много может сделать для своего Отечества один человек.
Электронная публикация книги С. П. Крашенинникова включает все тексты бумажной книги и базовый иллюстративный материал. Но для истинных ценителей эксклюзивных изданий мы предлагаем подарочную классическую книгу. Бумажное издание богато оформлено: в нем более 150 иллюстраций, в том числе редчайших старинных карт и уникальных рисунков. Издание напечатано на прекрасной офсетной бумаге. По богатству и разнообразию иллюстративного материала книги подарочной серии «Великие путешественники» не уступают художественным альбомам. Издания серии станут украшением любой, даже самой изысканной библиотеки, будут прекрасным подарком как юным читателям, так и взыскательным библиофилам.
В ноябре 1739 г. он наблюдал этот праздник вторично в острожке Шваннолом и свои наблюдения изложил в «Описании камчатского народа, сочиненном по сказыванию камчадалов». В «Описании земли Камчатки» это описание повторено, с некоторыми сокращениями, как «Описание праздника у северных камчадалов».
В третий раз Крашенинников наблюдал праздник в ноябре 1740 г. на Кыкчике, причем в этот раз церемония имела существенные отличия, которые были зафиксированы в «Путевом журнале в бытность на Камчатке господина профессора де ля Кроера и адъюнкта господина Стеллера» (см., например, примечания к части III, главе 13 «Описания земли Камчатки» издания 1949 г.).
Основное отличие, по мнению самого Крашенинникова, сводится к следующему: «У камчадалов, которые живут на реке Камчатке, празднование с другими камчадалами в том сходно, что они огню жертву приносят, что окуриваются, а в других обрядах великая разность. Не бывает у них оного безобразного крика и бешенья, не приносится береза, не представляются китовое и волчье действия, не делается маленьких остроголовых болванчиков во образ бесов, вселяющихся в женский пол, и гайтанов, которые вместо крестов на себе носят, но нечто особливое, однако же, сходственно с объявленным».
410
Повесмо – пучок, например, льна; столько, сколько можно захватить рукой.
411
Гайтан – шнурок, например, для ношения крестика.
412
По-видимому, автор ссылается на «Воспоминания о Северной Америке» Луи Арманда, барона де Лаонтана.
413
Обряд сведения дружбы более ни у кого, кроме Крашенинникова и Стеллера, не описан.
414
Здесь Крашенинников приводит собственные данные, которые противоречат указаниям Стеллера: у Крашенинникова жена после брака переходит в род мужа, а у Стеллера (его на этот счет замечание было изложено ранее) – муж переходит в род жены. Таким образом, по Крашенинникову, ительмены в начале XVIII в. жили в условиях отцовского рода, а по Стеллеру – материнского. Вероятнее всего, в это время только началось становление отцовского рода и отмирание материнского, поэтому встречались оба варианта.
415
Речь идет о кустарнике пятилистнике кустарниковом Pentaphylloides fruticosa, тривиальное называние которого – курильский чай.
416
Крашенинников ошибается: чукчи тоже выносили своих умерших в тундру.
417
В настоящее время принято разделение коряков на тундровых, живущих в тудре и занимающихся разведением оленей (их коренной язык – корякский), и береговых, оседлых жителей побережий, занимающихся морским рыбным промыслом (их коренной язык – алюторский).
418
Чукчей и коряков нельзя считать одним народом, хотя и те, и другие имеют много схожего и в укладе жизни, и в верованиях.
419
Коряки сравнительно легко были приведены в российское подданство, а «немирные чукчи» около 150 лет оказывали стойкое сопротивление попыткам России получить контроль над их территорией. Военное противостояние чукчей властям прекратилось только в 20-х гг. XX в.
420
Татуировка – распространенный обычай у чукчей, хантов, эскимосов, ненцев. Татуировали в основном женщин, причем считалось, что татуировка лица выполняет охранительную функцию.
421
Ровдуга – баранья, козья или оленья шкура, выделанная в замшу.
422
Крашенинников ошибается: в корякских юртах обязательно имелись меховые спальные пологи по числу семейных пар, проживавших в юрте.
423
Чукотские зимние юрты не имели пологов. Пологи они устанавливали в ярангах.
424
Деление на месяцы у коряков было.
425
Корякский и чукотский языки относятся к чукотско-камчатской семье палеоазиатских языков. Сейчас насчитывают 11 диалектов корякского языка, причем алюторский одними исследователями считается одним из диалектов, а другими – самостоятельным языком.
426
Современные исследователи согласны с Крашенинниковым.
427
Подробный разбор лингвистических материалов, собранных С. П. Крашенинниковым, дан в трудах С. Н. Стебницкого и Г. М. Корсакова.
428
Речь идет об айнах. Крашенинников первым (по крайней мере, в европейской литературе) дал описание этого загадочного племени. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению о происхождении и родственных связях этого народа. Их антропологические и этнографические признаки не позволяют с уверенностью отнести их к какой-либо народности.
Вопрос усложняется тем, что айнский язык не относится ни к какой языковой семье и, таким образом, является изолятом. Гипотеза о принадлежности айнов к австралоидам обсуждается уже почти 80 лет, но так и не стала общепринятой.
429
Курил (айнов) Крашенинников встречал на юге Камчатка и северных Курильских островах в 1738 г. К началу XX в. на Камчатке айнов уже практически не было. Считается, что после 1945 г. большинство айнов Советского Союза переселились в Японию. По данным переписи 2002 г., айны в России не проживают.
430
Некоторые исследователи считают айнов предками японцев, а также что именно они были создателями неолитической культуры дзёмон. Так что, скорее, не айны переняли у японцев обычаи, а наоборот.
431
Кармазин – тонкое сукно очень высокого качества, из лучших сортов шерсти, окрашенное в ярко-красный цвет алого или багряного оттенка. Вышел из употребления в начале XVIII в.
432
Женская приталенная одежда из тонкой, с цветочным рисунком, шелковой ткани.
433
Или инау. Айны, бывшие по представлениям своим анимистами, считали эти палочки посредниками между миром людей и миром духов и использовали их и как предмет поклонения, и как искупительную жертву.
434
В данном контексте – особый вид сильного волнения. «Во время же отлива ходит по морю вал с белью и с засыпью вышиною до 30 сажен. Валы сии по-казачьи называются сувой и сулой» (Александр Пушкин. «Заметки при чтении «Описания земли Камчатки» С. П. Крашенинникова»).
435
На сегодняшний день можно считать бесспорным фактом, что именно Федот Алексеевич Попов, родом из Холмогор, был первым русским, посетившим Камчатку.
436
Речь о реке Колыма.
437
То есть в 1654 г. н. э. («сотворения мира», от которого велся счет лет в России до 1700 г., приходилось на 1 сентября 5509 г. до н. э.).
438
Атласов в отписке своей в Якутск о разделении партии не упоминает, но пишет, что по погромлении острога пошел он в Олюторскую землю февраля 1 дня, однако словесное известие, что не сам он туда ходил, но партия, от достоверных людей подтверждается. (Прим. автора)
439
Понеже ныне никакой реки на Камчатке Каланкою не называют, чего ряди доподлинно знать, невозможно, до которых мест доходил Атласов; а по словесным известиям камчатских старожилов, доходил оный до реки Нынгычу, что ныне Голыгиною называется, по имени казака Голыгина, который в оном Атласовом походе пропал безвестно: чего ради думать должно, что Атласов под именем Каланской реки разумеет Игдыг или реку Озерную, на которую с Голыгиной переезжают в третий день; а Каланскою назвал он ее, может быть, по бобрам морским, которые там промышляются и прежде сего писались каланами. (Прим. автора)
440
То есть собирал свободно, на свое усмотрение.
441
После отъезда в июне 1714 г. с Камчатки Ивана Енисейского и до прибытия летом 1715 г. Периловского приказчиком на Камчатке был Иван Козыревский.
442
В приговоре следственной комиссии говорилось: «Пятидесятника Андрея Штинникова казнить смертью для того: в 1732 году, будучи в походах от Воровской до Белоголовой и на Аваче реках, многих ясачных иноземцев служилым людям приказал колоть безвинно и без противности их, жен и детей охолопить […] и пожитки брал и со служилыми людьми разделил.
В 1729 году, будучи в Курильской землице, без указа, самовольно, иностранных японских иноземцев, без всякой их противности, пятнадцать человек велел на море побить, а пожитки, которые у них были, взял он, Штинников, себе».
443
На реке Камчатке.
444
Восставшие ительмены сумели захватить фузеи и винтовки и обратить их против казаков.
445
Другой организатор восстания.
446
О том, кто и какому наказанию подвергся, можно узнать из ведомости, отправленной Мерлиным в Якутск. Повешено было 9 ительменов и 4 русских, телесным наказаниям подвергнуто 44 ительмена и 61 русский.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Описание земли Камчатки"
Книги похожие на "Описание земли Камчатки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Степан Крашенинников - Описание земли Камчатки"
Отзывы читателей о книге "Описание земли Камчатки", комментарии и мнения людей о произведении.