Степан Крашенинников - Описание земли Камчатки

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Описание земли Камчатки"
Описание и краткое содержание "Описание земли Камчатки" читать бесплатно онлайн.
Степан Петрович Крашенинникова (1711—1755) принадлежит к тем скромным героям, которыми так славна Россия. Сын солдата, за выдающиеся успехи в учебе он был выбран для научной подготовки к участию во Второй Камчатской экспедиции.
Экспедиция отправилась в путь в августе 1733 года. После четырех лет тяжелейшего путешествия члены «академической свиты», сославшись на плохое здоровье, отказались от дальнейшей поездки, сообщив в Петербург, что с исследованием Камчатки справится студент Крашенинников. И он справился!
За 10 лет (1733—1743) он проделал по Сибири и Камчатке путь в 25773 версты (больше половины экватора!), совершил множество исследовательских поездок на Байкал, по реке Лене, в Якутию, но главное – вдоль и поперек изъездил, изучил и описал Камчатку: ее границы, рельеф, климат, флору и фауну, вулканы и гейзеры, местное население, собрал богатейшие научные коллекции, сделал записи метеорологических наблюдений и описаний приливов, составил словарик корякского языка.
Но главным, эпохальным результатом титанического труда Крашенинникова стала первая русская научная монография «Описание земли Камчатки» – и она же стала первым международным бестселлером. Почти немедленно после выхода из печати в 1755 году книга была переведена на главные европейские языки: французский (1760), английский (1764), немецкий (1766), голландский (1770) – и вызвала огромный интерес как ученых, так и читающей публики.
На то, чтобы этот эпохальный труд увидел свет, его автор положил жизнь: отправившись из Санкт-Петербурга в научную экспедицию юным студентом, Крашенинников вернулся в столицу только через десять лет – и еще двенадцать, до самой смерти, готовил книгу к изданию.
Вот почему и сегодня, через 250 лет, мы с жгучим интересом знакомимся с этой terra incognita XVIII века, читая захватывающие, невероятные, но тем не менее абсолютно достоверные описания всего, что встретил и изучил во время путешествия Крашенинников. К этому добавляется чувство восхищения: вот, оказывается, как много может сделать для своего Отечества один человек.
Электронная публикация книги С. П. Крашенинникова включает все тексты бумажной книги и базовый иллюстративный материал. Но для истинных ценителей эксклюзивных изданий мы предлагаем подарочную классическую книгу. Бумажное издание богато оформлено: в нем более 150 иллюстраций, в том числе редчайших старинных карт и уникальных рисунков. Издание напечатано на прекрасной офсетной бумаге. По богатству и разнообразию иллюстративного материала книги подарочной серии «Великие путешественники» не уступают художественным альбомам. Издания серии станут украшением любой, даже самой изысканной библиотеки, будут прекрасным подарком как юным читателям, так и взыскательным библиофилам.
Ительменский язык (до последнего времени называвшийся камчадальским) принято относить к чукотско-камчатской семье. Если исходить из этой гипотезы, ительменский и другие чукотско-камчатские языки восходят к одному праязыку, а резкие отличия ительменского языка от других объясняются интенсивным иноязычным влиянием. По другой гипотезе, ительменский язык генетически не связан с другими чукотско-камчатскими языками, а фонетическое своеобразие сильно сближает его с американо-индейскими языками.
367
В начале XVIII в. ительмены разделялись на 5 родо-племенных групп и селились семейными общинами по берегам рек, которые оказывались общими для них рыболовными угодиями. Обычно все родственники жили в одной полуземлянке. Названия большинства поселений (острожков) соответствовали названиям рек, на которых они располагались. Родовой старейшина являлся главой поселения, а его юрта – центром общинной жизни.
368
Традиционные верования ительменов – анимизм, тотемизм, фетишизм. Присутствовал и шаманизм, но непрофессиональное посредничество не получило у ительменов распространения – роль шамана мог исполнять любой член общины, и чаще всего в этой роли выступали женщины. Поклонялись ительмены духам-хозяевам, среди которых более других почитался Митг, «хозяин моря», дающий рыбу. Создателем земли и первопредком ительмены считали Кутха (Ворона). Мир, по их представлениям, был вечным, а души – бессмертными.
369
Покорение русскими Камчатки происходило довольно жестокими методами. Казаки, имевшие в своем распоряжении огнестрельное оружие, которого не знали ительмены, действовали варварски: брали рабов, вырезали целые поселения. Ительмены пытались сопротивляться, время от времени доходило до открытых бунтов.
Зачастую, при нападении казаков на деревню, ительмены предпочитали смерть – сжигали себя в своих домах. Вероятно, именно массовые самосожжения стали причиной появления этого указа, хотя самоубийства были распространены среди ительменов и до появления русских, в первую очередь, потому, что они не видели в нем ничего дурного, кроме как освобождения от страданий. Но прежде то были единичные, хотя и не редкие случаи.
370
Другой перевод этого названия – «месяц маленькой птички пик». Пигалиц, как уже говорилось, на Камчатке нет.
371
Массовое крещение ительменов было проведено в 40-х гг. XVIII в. на основании сенатского указа от 2 января 1742 г.
372
Ительмены довольно быстро переняли у русских обычай строить деревянные дома.
373
Первая школа была открыта на Камчатке в Большерецке в 1741 г. по распоряжению капитана Беринга. В 70-х гг. XVIII в. на Камчатке было уже как минимум 14 школ, но в 1784 г. их осталось всего 4.
374
В путевых дневниках Крашенинникова содержатся довольно подробные сведения о количестве строений в ительменских острожках. Как правило, в острожке было 1–3 зимние юрты, в каждой из которых проживали иногда до 100 человек, а раньше вроде бы и до 300, и несколько летних балаганов – в среднем от 3 до 20 на одну юрту, в которых проживали отдельными семьями.
375
Гавриил Андреевич Сарычев (1763–1831) – мореплаватель, гидрограф, географ-путешественник и исследователь Камчатки, побывавший на полуострове в 1785–1793 гг., – по дороге от Петропавловска до Большерецка уже не видел ни землянки, ни юрты, которые были вытеснены русской избой.
376
Речь идет в основном о деревянной и берестяной посуде, но ительмены еще до появления на полуострове русских знали гончарное дело, что подтверждается археологическими находками.
377
Корзина, кузов или короб.
378
Среди археологических находок ительменских поселений попадаются стрелы с железными наконечниками, подтверждающие, что ительмены знали железо до прихода русских, хотя сами не изготавливали его.
379
Подзор – вышитая или кружевная декоративная полоса, украшавшая постель в крестьянском доме. Пришивался к одному из длинных краев простыни и свисал из-под покрывала застеленной постели почти до пола.
380
Иверень (иверешек, иверешок, верешок) – щепа, ощепок; черепок, осколок, отломок.
381
В толковом словаре В. Даля: «Буса – большая долбленая лодка, однодеревка, с острым носом, отрубистою кормой и округлым дном, большею частию с наделками, набоями, насадами, то есть с набивными досками по бортам».
382
Современное название лодок этой конструкции – каяк.
383
Обычно байдарой называют не долбленку, а каркасную лодку. Традиционно каркас обтягивали шкурами животных, теперь используют синтетические материалы.
384
Озойный – огромный, громоздкий, обширный, объемистый, большой с виду.
385
Secale spiculis geminatis Linn. Suec. p. 36. (Прим. автора)
386
Мерлушчатым называется клей, сваренный из скорняжных остатков (кож).
387
Парка – удлиненная зимняя верхняя одежда северных народов из оленьих, собачьих, овечьих шкур, одевавшаяся через голову. Чаще всего с капюшоном, отороченным мехом.
388
Кухлянка – верхняя одежда несколько иного покроя.
389
То есть штанины.
390
Торбасы – мягкие кожаные сапоги шерстью наружу. Торбасы отличались высотой голенища – мужские до середины икры, женские – до колен. Возможно, отсюда и два названия.
391
Fucus marinus abietis forma. Pinus maritima s. fucus teres etc. Dood. abb. 326. Raj Lyn. (Прим. автора)
392
До данным Стеллера.
393
То есть теши (тешки) – брюшная часть рыбы.
394
Народы Севера, так же как и американские индейцы, очень плохо переносят алкоголь: алкогольная зависимость формируется у них гораздо быстрее и заболевание протекает тяжелее, чем у европейцев. Связано это с генетическими особенностями организма. Ительмены здесь не исключение. Одна из основных причин резкого сокращения их численности после прихода на полуостров русских – алкоголизация. Эта проблема для малых народов Севера остается актуальной и сегодня.
395
Кладенные – то есть кастрированные, холощеные животные.
396
Алаки – лямки, оштал – специальная палка, с помощью которой правят собаками.
397
В словаре В. Даля: «Копыль – стояк, стоень, надолба, торцом вставленная во что-то; на санях – вдолбленные в санные полозья арки, связанные поперек саней вязками, а впродоль нахлестками».
398
Ительменская конструкция саней и тип собачьей упряжки совершенно отличаются от тех, что использовали их ближайшие соседи, и сближают этот народ с народами Приамурья, Приморья и Северной Америки.
399
То есть на коротких ступательных лыжах.
400
Из Стеллерова описания. (Прим. автора)
401
Устаревшее называние лука или всего набора для стрельбы из него: лук с чехлом и колчан со стрелами.
402
То есть наконечником, острием.
403
Рогожа и чирел (цирел) – плетеные ткани из растительных волокон, в первом случае – из рогоза или лыка, во втором – из травы.
404
Панцири из растительного сырья были неизвестны другим северным народам, а вот кожаные имели довольно широкое распространение.
405
Ворон Кутх является главным действующим лицом не только космогонических мифов, но и волшебных сказок ительменов, выступая то в роли творца вселенной, то как культурный герой, то как комический сказочный персонаж. Культ ворона характерен и для фольклора и мифологии других народов Севера – коряков, чукчей, эскимосов, североамериканских индейцев. Кутх не является верховным богом: у ительменов не было иерархии богов. В основном они поклонялись духам-хозяевам.
406
Из Стеллерова описания. (Прим. автора)
407
То, что ительмены покидали жилища после умерших, подтверждается и сообщениями Беринга.
408
Очевидно, Крашенинников и Стеллер были последними очевидцами религиозных праздников ительменов.
409
Ительменский праздник очищения грехов Крашенинников наблюдал несколько раз. Среди сочинений Крашенинникова есть статья «Описание камчадальского праздника, которого праздновали камчадалы на речке Кыкчике в Нижнем Кыкчикском острожке, Чаапынган называемом, ноября 21 и 22 числа 1738 года», повторенное в седьмом рапорте Крашенинникова Гмелину и Миллеру от 29 ноября 1738 г. и переработанное в «Описании земли Камчатки».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Описание земли Камчатки"
Книги похожие на "Описание земли Камчатки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Степан Крашенинников - Описание земли Камчатки"
Отзывы читателей о книге "Описание земли Камчатки", комментарии и мнения людей о произведении.