Николай Рерих - Шамбала. Сердце Азии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Шамбала. Сердце Азии"
Описание и краткое содержание "Шамбала. Сердце Азии" читать бесплатно онлайн.
Среди множества любителей и профессионалов дальних странствий лишь некоторые покинули свою родину и обосновались там, где живет их мечта. Гениальный французский художник Поль Гоген уехал на Таити, автор «Космической одиссеи 2001» Артур Кларк нашел свою землю обетованную на Цейлоне (Шри-Ланке). Николай Константинович Рерих (1874—1947) родился и вырос в столице Российской империи, а умер в «стране снежных гор» (Химачал-Прадеш) в Гималаях, на севере Индии.
Прославился бы Рерих, если бы был только художником? Несомненно, ведь среди 5000 его живописных и монументальных работ немало признанных шедевров мирового уровня. А если бы он был только писателем? Вероятно, ведь вихрь сведений, мыслей, чувств, ассоциаций и гениальных догадок книг Рериха увлекает читателя в свой водоворот и поднимает все выше и выше. А как общественный деятель? Еще бы, иначе как бы он смог пробить стену косности и подвигнуть мир к принятию коллективного решения о защите культурного достояния человечества?! А ведь этот человек состоялся и прославился не только как художник, писатель и общественный деятель, но и как философ, ученый и путешественник.
Перед вами книга, в которой рассказывается о грандиозном и захватывающем путешествии Н. К. Рериха и его спутников по Центральной Азии. Цейлон, Индия, Монголия, Восточный Туркестан, Сикким, Ладакх, Тибет – все было исхожено и изведано. Жара и холод, горные тропы и коварные перевалы, вооруженные столкновения и недоразумения с властями – и беседы, беседы, беседы с местными жителями об автомобилях и железных дорогах, о революции и буддизме, об идолах и тайнах восточных учений. И поиск Шамбалы – страны Духа.
Подробные дневниковые записи о перипетиях этого увлекательного и опасного путешествия гармонично дополняют размышления великого русского гуманиста о путях развития человечества, загадках древних цивилизаций и единстве пути Запада и Востока.
Обработка и систематизация обширных научных материалов, собранных экспедицией, потребовали создания и долгих лет труда целого института. Но одно несомненно – вся жизнь этого замечательного человека, все его свершения говорят об одном – он нашел свою Шамбалу.
Электронная публикация включает все тексты бумажной книги и основной иллюстративный материал. Но для истинных ценителей эксклюзивных изданий мы предлагаем подарочную классическую книгу. Издание щедро иллюстрировано цветными и черно-белыми изображениями еще и сегодня труднодоступных экзотических мест, которые посетила экспедиция. Подарочное издание рассчитано на всех, кто интересуется историей географических открытий и любит достоверные рассказы о реальных приключениях. Это издание, как и все книги серии «Великие путешествия», напечатано на прекрасной офсетной бумаге и элегантно оформлено. Издания серии будут украшением любой, даже самой изысканной библиотеки, станут прекрасным подарком как юным читателям, так и взыскательным библиофилам.
482
«Приходит Зенкевич…» – вероятно, А. П. Зинькович, старший переводчик консульства в Урумчи.
483
«Ф.» – Фельдман, директор Русско-Азиатского банка.
484
«Г.» – А. А. Голубкин, завхоз экспедиции.
485
«Конечно, что-то могло случиться в области гейзеров и старых вулканов» – со времени А. Гумбольдта долго существовало ошибочное мнение о наличии современной вулканической активности в горных системах Центральной Азии, поэтому, услышав о странном случае, якобы имевшем место в Тибете, Н. К. Рерих объяснил его вулканическими процессами.
486
Ольденбург С. Ф. (1863–1934) – крупный русский востоковед, академик, автор работ по буддизму, фольклору, этнографии и искусству народов России, Западной Европы, Индонезии, Китая, Афганистана; участвовал в научных экспедициях в Синьцзян.
487
«Не решались прийти на открытие памятника Ленину…» – речь идет о бюсте В. И. Ленина, который предполагалось установить во дворе консульства СССР в Урумчи; Н. К. Рерих спроектировал для него пьедестал в виде усеченной пирамиды на платформе; когда пьедестал был готов, губернатор Синьцзяна Ян Цзесинь запретил установку бюста и открытие памятника.
488
Амдосский край, Амдо – старинное название провинции Цинхай на северо-востоке Тибета (от 3,5 тыс. до 5 тыс. м).
489
«Длинное ухо», или узун-кулак, – по древнему обычаю кочевых народов, каждый, услышавший или увидевший что-либо новое, обязан передать новость дальше. Таким образом новости распространялись с большой быстротой на обширных пространствах.
490
Куинджи, Архип Иванович (1842–1910) – выдающийся русский живописец-пейзажист, учитель Н. К. Рериха.
491
«Правительство Кантона» – то есть правительство Сунь Ятсена, резиденция которого была в Кантоне; однако правительство Сунь Ятсена к тому времени уже не существовало около трех лет.
492
Остаде, Адриан, ван (1610–1685) – из Харлема (Нидерланды), живописец, рисовальщик и офортист, мастер крестьянского бытового жанра, представитель голландского реализма.
493
Яфетиды – якобы народы, говорившие на «яфетических» языках, создатели древней культуры, по терминологии известного советского языковеда академика Н. Я. Марра, выдвинувшего ошибочное учение о существовании в прошлом особой, «яфетической», стадии развития у всех языков мира. С другой стороны – потомки библейского Иафета, одного из трех сыновей Ноя. Считается, что это Израилево колено расселилось по Европе и Северо-Восточной Азии (индоевропейские, уральские, алтайские и сино-кавказские народы).
494
«Срок выезда М. и З.» – Морис Лихтман и Зинаида Лихтман (позднее Фосдик), друзья и сотрудники Н. К. Рериха по Музею и Институту Рериха в Нью-Йорке; с ними Рерих вел переписку во время путешествия. Они участвовали в экспедиции по Алтаю.
495
«Почему Германии все можно?» – после поражения в Первой мировой войне Германия вела активную политику в Азии, стремясь восстановить свое влияние и расширить рынки. Во время экспедиции Н. К. Рериха в Китае уже действовала миссия немецкого генерала фон Секта, способствовавшая организации антиреволюционной армии и подготовке ее командного состава.
496
Геше – здесь монах-лама, сведущий в буддизме; во время описываемого путешествия был ассистентом Ю. Н. Рериха.
497
Сензар – условный, непонятный для посторонних язык эзотеризма.
498
Чичерин Г. В. (1872–1936) – второй после Троцкого советский нарком иностранных дел. Член ЦИК СССР, член ЦК ВКП(б) (1925–1930), крупный государственный деятель. Речь здесь о переписке по поводу посещения Рерихами СССР и проезде экспедиции через советскую территорию в Монголию.
499
«Читали записки Е[лены] И[вановны] по основам буддизма» – во время путешествия Е. И. Рерих писала брошюру «Основы буддизма», изданную позднее в Улан-Баторе.
500
«Из семи голов вышло семь чаш…» – обычай делать чаши из черепов побежденных врагов существовал у многих народов, находящихся на стадии разложения родового строя.
501
Манзал-Гормо – одна из богинь шаманского пантеона у монголов.
502
Трипатака (Типитака, буквально «три корзины») – основной буддистский канон, состоящий из трех частей, в которых излагаются правила приема и поведения в буддистских общинах, поучения Будды и сущность буддистской философии.
503
Рибхвасы (рибхва) – космические духи.
504
Сома – одно из имен Луны в индийской мифологии, божество мужского пола; по одной из версий – сын Сурьи – солнца; также священный напиток древних ариев, нечто вроде пива или браги.
505
Джиль-кор (мандала, у монголов «сансарин-хурде») – в индуизме, в Тибете и Монголии – модель Мира, на которой изображен «центр мира» и все «три мира» (например, подземный, земной и небесный), а также (в буддистской модели) – все стадии развития человеческого духа.
506
Манас – здесь река в Синьцзяне.
507
«Вулканические показания в районе Чугучака, Кульджи, Верного [Алма-Аты] и Ташкента» – ни в одном из этих районов «вулканических показаний» моложе двадцати миллионов лет нет, в настоящее время вся Центральная и Средняя Азия относится к вулканически неактивным зонам. Однако области, примыкающие к Памиру и Тянь-Шаню, подвержены землетрясениям.
508
Юлдусы – высокогорные котловины с хорошими пастбищами.
509
Манас – здесь город на реке Манас в Синьцзяне.
510
Олон-Булак и Кульдинен – населенные пункты к западу-северо-западу от Урумчи, у северного подножия Восточного Тянь-Шаня, на пути к долине реки Манас.
511
«При восстании дунган» – восстание, вспыхнувшее в 1862 г. в китайской провинции Шэньси среди китайских дунганов (хуэйцзы), исповедующих ислам. Позднее востание перекинулось в Ганьсу, национальная верхушка отошла от восставших, и повстанцы постепенно были вытеснены в Синьцзян. В 1877 г. их остатки под предводительством крестьянского вождя Биянху перешли русскую границу и поселились в Казахстане. Волнения среди дунган Синьцзяна, однако, продолжались и позже, в частности во время экспедиции Н. К. Рериха.
512
«Настроение в ощущение участка» – имеется в виду полицейский участок.
513
Бентлей – телеграфный шифр.
514
Цаган-хутухта (святой старец) – титул «заслуженного» алтайского ламы.
515
Чугучак (Дачэн) – город в Синьцзяне, административный центр Тарбагатайского округа.
516
«Петля на Монголии задумана генерал-губернатором широко…» – генерал-губернатор Синьцзяна Ян Цзэсинь широко использовал предрассудки, религиозную и национальную рознь и всячески разжигал их. Увидев невозможность военного вмешательства в монгольскую революцию, он решил воспользоваться религиозными чувствами западных (из области Кобдо), а также тибетских монголов, распустив слух об избрании таши-ламы китайским императором, полагая, что личность этого почитаемого ламаистского главы привлечет верующих.
517
Лауфер, Бертольд (1874–1934) – американский антрополог и востоковед, участник экспедиций в Китай и Тибет, автор многих работ по археологии и филологии Востока.
518
Хризопраз – разновидность халцедона, полудрагоценного поделочного камня, который вследствие примеси никеля имеет яблочно-зеленый цвет.
519
Кульобская ваза – золотая ваза с изображением сцен из жизни скифов. Найдена в 1830 г. археологом И. А. Стемпковским в курганном захоронении скифского вождя в Куль-Оба под Керчью (Крым), датированным IV в. до н. э.
520
«На стене висит Никола и премия «Нивы»»– то есть икона Николая-угодника из популярного дореволюционного литературно-художественного журнала «Нива», который издавался в Петербурге. Постоянным подписчикам высылались премии, в частности репродукции картин. Издание прекратилось в сентябре 1918 г.
521
«И земля – земля Будды – переносится на великую могилу» – посетив в 1926 г. Москву, Н. К. Рерих передал народному комиссару иностранных дел Г. В. Чичерину ларец со священной для индийцев гималайской землей, чтобы ее поместили «на могилу» В. И. Ленина, а также сопроводительное «письмо Махатм».
522
«Сон Востока» – картина Н. К. Рериха, написанная в 1920 г. Прибыв в СССР, художник привез в Москву развивающую эту тему картину «Явление срока» (1926 г.): над спокойной землей – голова гиганта-богатыря, в лице которого узнаются черты Ленина, зорко глядящего на Восток.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Шамбала. Сердце Азии"
Книги похожие на "Шамбала. Сердце Азии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Рерих - Шамбала. Сердце Азии"
Отзывы читателей о книге "Шамбала. Сердце Азии", комментарии и мнения людей о произведении.