Николай Рерих - Шамбала. Сердце Азии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Шамбала. Сердце Азии"
Описание и краткое содержание "Шамбала. Сердце Азии" читать бесплатно онлайн.
Среди множества любителей и профессионалов дальних странствий лишь некоторые покинули свою родину и обосновались там, где живет их мечта. Гениальный французский художник Поль Гоген уехал на Таити, автор «Космической одиссеи 2001» Артур Кларк нашел свою землю обетованную на Цейлоне (Шри-Ланке). Николай Константинович Рерих (1874—1947) родился и вырос в столице Российской империи, а умер в «стране снежных гор» (Химачал-Прадеш) в Гималаях, на севере Индии.
Прославился бы Рерих, если бы был только художником? Несомненно, ведь среди 5000 его живописных и монументальных работ немало признанных шедевров мирового уровня. А если бы он был только писателем? Вероятно, ведь вихрь сведений, мыслей, чувств, ассоциаций и гениальных догадок книг Рериха увлекает читателя в свой водоворот и поднимает все выше и выше. А как общественный деятель? Еще бы, иначе как бы он смог пробить стену косности и подвигнуть мир к принятию коллективного решения о защите культурного достояния человечества?! А ведь этот человек состоялся и прославился не только как художник, писатель и общественный деятель, но и как философ, ученый и путешественник.
Перед вами книга, в которой рассказывается о грандиозном и захватывающем путешествии Н. К. Рериха и его спутников по Центральной Азии. Цейлон, Индия, Монголия, Восточный Туркестан, Сикким, Ладакх, Тибет – все было исхожено и изведано. Жара и холод, горные тропы и коварные перевалы, вооруженные столкновения и недоразумения с властями – и беседы, беседы, беседы с местными жителями об автомобилях и железных дорогах, о революции и буддизме, об идолах и тайнах восточных учений. И поиск Шамбалы – страны Духа.
Подробные дневниковые записи о перипетиях этого увлекательного и опасного путешествия гармонично дополняют размышления великого русского гуманиста о путях развития человечества, загадках древних цивилизаций и единстве пути Запада и Востока.
Обработка и систематизация обширных научных материалов, собранных экспедицией, потребовали создания и долгих лет труда целого института. Но одно несомненно – вся жизнь этого замечательного человека, все его свершения говорят об одном – он нашел свою Шамбалу.
Электронная публикация включает все тексты бумажной книги и основной иллюстративный материал. Но для истинных ценителей эксклюзивных изданий мы предлагаем подарочную классическую книгу. Издание щедро иллюстрировано цветными и черно-белыми изображениями еще и сегодня труднодоступных экзотических мест, которые посетила экспедиция. Подарочное издание рассчитано на всех, кто интересуется историей географических открытий и любит достоверные рассказы о реальных приключениях. Это издание, как и все книги серии «Великие путешествия», напечатано на прекрасной офсетной бумаге и элегантно оформлено. Издания серии будут украшением любой, даже самой изысканной библиотеки, станут прекрасным подарком как юным читателям, так и взыскательным библиофилам.
437
Кейсар (Кесар, или Гэсэр) – по-видимому, модификация имени Гэсэр-хан. Герой эпоса о Кейсаре Лингском, широко распространенного в Тибете и Монголии.
438
«Государство с 400 000 000 населения…» – имеется в виду весь тогдашний Китай; к настоящему времени население этой страны достигло 1,3 млрд человек.
439
Барат – название месяца в мусульманском календаре, соответствует времени от середины февраля до середины марта.
440
Торгоуты – этнографическая группа западных монголов, или олетов, говорят на торгоутском диалекте монгольского языка.
441
Кумган (кунган) – металлический сосуд с высоким носиком и ручкой, широко бытует в Средней Азии, Иране, Кашмире.
442
«Причина, гнавшая великих переселенцев и завоевателей…» – Н. К. Рерих излагает точку зрения французской исторической школы того времени, объяснявшей причину Великого переселения народов IV–V вв., завоеваний арабов и нашествия монголов «иссушением» климата в областях их обитания.
443
«Вспомнили рассказы М…» – возможно, речь о Мещерякове, служащем фирмы «Бреннер» в Куче.
444
Сарты – в царской России это было обидным прозвищем киргизов и казахов.
445
Учтурфан – оазис в низовьях р. Тарим.
446
Тамаша – шумное и веселое представление.
447
Якуб-бек – предводитель повстанческого движения среди мусульманского населения Хотана в шестидесятых годах XIX в.
448
Кокто, Жан (1889–1963) – французский писатель, художник, театральный деятель и киносценарист; после 1910 г. сблизился с С. П. Дягилевым и увлек его кубизмом и футуризмом, впоследствии сторонник абстракционизма и попарта.
449
Перевал Музарт в Восточном Тянь-Шане позволяет попасть в верхнее тече-ние реки Или, а оттуда вниз, по Текесу в Джунгарию. У северного подножия Тянь-Шаня дорога с перевала Музарт разветвляется на запад в Кульджу, на реку Или, и на северо-восток, к предгорьям Алтая, где жили ойроты, которых, как и других западных монголов, относили в то время к калмыкам.
450
Так называют владельцев арб, повозок и лошадей.
451
«Пришел народ… и неизвестно как растворился, пропал бесследно» – в других местах этой книги Н. К. Рерих дает немало примеров, говорящих об обратном.
452
Лоб – средневековый город у древней западной береговой линии озера Лоб-Нор в Западном Китае, оставленный жителями вследствие отступления озера и изменения русла р. Тарим.
453
Токсун – населенный пункт у северной окраины Турфанской впадины.
454
«Через калмыков, по горным путям» – то есть через Восточный Тянь-Шань, населенный западными монгольскими племенами.
455
«Д. здесь называют ишаном…» – речь идет о сотруднике фирмы «Бреннер» Дмитриеве; ишан (тадж. эшо-н) – «они», вежливая форма множественного числа в обращении к духовному руководителю. Впрочем, ишанами были и светские владетели, и правители.
456
Возможно, имеется в виду А. В. Быстров, Генеральный консул СССР в Синьцзяне, с которым Н. К. Рерих установил переписку еще во время пребывания в Хотане.
457
«Берцовая кость… длиною 6 четвертей» – по-видимому, кость одного из живших 15–20 млн лет назад, в миоцене, гигантских безрогих носорогов – индрикотериев – крупнейших из когда-либо существовавших наземных млекопитающих; в Центральной Азии сделано много таких находок.
458
Д. и М. – Дмитриев и Мещеряков, сотрудники фирмы «Бреннер» в Куче.
459
Рескинизм – утопическая теория, идеализирующая ручное производство, которое якобы одно может быть художественным в отличие от машинного. Ее создатель – английский искусствовед-теоретик и публицист Джон Раскин, или Рескин (1819–1900). Он же положил начало движению прерафаэлитов, оказавших большое влияние на бенгальскую школу индийской живописи.
460
«Сегодня день наших учреждений в Америке. День учредителей» – то есть годовщина учреждения акционерного общества Музея Рериха в Нью-Йорке и Института и школы объединенных искусств при нем.
461
«Сколько монгольского в типах… майев и у краснокожих индейцев» – это естественно, поскольку американские индейцы относятся к монголоидной расе.
462
Бакша (багша) – у киргизов прорицатель (шаман), у калмыков – духовный титул, а также сказитель и певец.
463
«Два лада идут» – очевидно, Н. К. Рерих говорит о двухголосном пении, распространенном у эвенков, нанайцев, башкир, алтайцев, тувинцев и некоторых других народов Азии; певец сопровождает основную мелодию носовым звуком.
464
Мингесаур (Мингсаур) – по-тюркски «мин»– «тысяча», «саур» – «могила», получается «тысяча могил».
465
Джунгария – географическая область на севере Синьцзяна, между Восточным Тянь-Шанем на юге, Алтаем на северо-востоке и Джунгарским Алатау на северо-западе.
466
«Олеты занимают Илийский край» – здесь и ниже перечисляются племена западных монголов и районы их кочевок и поселений. Калмыцкие улусы Кавказа и под Астраханью – ныне территория республики Калмыкии; на Алтае имеются в виду алтайцы, в прошлом называвшиеся ойротами.
467
Айша – калмыцкий хан, в русских документах XVII в. «царь», при котором в Поволжье пришли западные калмыки, признавшие русское подданство.
468
Текедаван и Сумундаван – перевалы в Восточном Тянь-Шане.
469
Кобдо – город на западе Монголии на реке Буянту, административный центр, крупный транспортный т торговый узел в годы путешествия Н. К. Рериха.
470
«Не бывать ему больше бурханом» – в смысле, теперь уже этот хан не будет воплощением святого.
471
Нойонский налог (от монг. нойон – «князь») – значит, «княжеский налог».
472
«Времен завоевания Андижана и Ферганы» – уйгурский правитель Яркенда хан Абубекер в начале XV в. на короткое время завоевал часть Средней Азии – Бадахшан, Фергану, Андижан – вплоть до Ташкента.
473
Мантеньи, Андреа (1431–1506) – выдающийся итальянский живописец и график падуанской школы, писавший на религиозные и мифологические сюжеты; его главные произведения – росписи в церкви Деи Эремитани в Падуе и в палаццо Дукале в Мантуе.
474
Хами – город и оазис в восточной части Синьцзяна.
475
«Рассказывает ужасы об Унгерне, Семенове, Анненкове» – перечисляются руководители разных военно-политических антибольшевистских группировок, достаточно жестко действовавших на Алтае и в Монголии, что, впрочем, было характерным для того времени.
476
Мирбо, Октав (1850–1917) – французский романист, драматург, публицист и художественный критик, член Академии Гонкуров. Антибуржуазная направленность его творчества сделала его очень популярным в Советской России, хотя советские критики поругивали его за натурализм и эротику. Одно из таких самых известных его произведений – «Сад пыток».
477
«Расхищение мечетей Прикаспийского края…» – в 1918–1919 гг. англичане вывозили из оккупированных ими и занятых белогвардейскими войсками территорий ценности и художественные памятники.
478
«В Мерве, Полторацке, в оазисе Анау…» – Мерв – город и оазис в дельте р. Мургаб, ныне Мары, здесь – памятники античной эпохи и более поздние; Полторацк – ныне Ашхабад; Анау – холм и селение в Южной Туркмении, остатки древнейших земледельческих поселений культуры Анау (IV–III тысячелетия до н. э.).
479
«Гиганты Атлантиды» – Н. К. Рерих имеет в виду статуи острова Пасхи, о мнимой гибели которого до экспедиции дошли слухи. Согласно фантастической оккультной «истории», эти статуи были некогда воздвигнуты атлантами, империя которых будто бы простиралась от Тихого океана до границ Древнего Египта.
480
Сантана – «движение», «поток», в индуизме – непрерывный поток поколений.
481
«Космическая энергия закрепляет шаги эволюции человечества» – в индуизме, буддизме, а также в тантризме существует представление о единстве микрокосмоса (человека) и Макрокосмоса (Вселенной). Поэтому процессы, происходящие во Вселенной и в организме человека, якобы взаимно влияют друг на друга, эволюция одного есть эволюция другого.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Шамбала. Сердце Азии"
Книги похожие на "Шамбала. Сердце Азии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Рерих - Шамбала. Сердце Азии"
Отзывы читателей о книге "Шамбала. Сердце Азии", комментарии и мнения людей о произведении.