Борис Лавренев - Океан. Выпуск тринадцатый

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Океан. Выпуск тринадцатый"
Описание и краткое содержание "Океан. Выпуск тринадцатый" читать бесплатно онлайн.
Литературно-художественный сборник знакомит читателей с жизнью и работой моряков, с морскими тайнами, которые удалось раскрыть ученым.
«Ща», транспорт.
Задержанные в русских водах в момент развязывания первой мировой войны германские суда были включены в состав военно-транспортной флотилии Балтийского флота и названы буквами старославянского алфавита. Пароход «Лиссабон» получил имя «Ща». В конце 1916 года на него был зачислен матросом член РСДРП(б) с 1912 года Павел Ефимович Дыбенко, впоследствии председатель Центробалта и первый Народный комиссар по морским делам. Он создал на корабле подпольную большевистскую группу. После Февральской революции на транспорте печатались листовки, разъяснявшие балтийцам идеи ленинской партии.
25 октября 1917 года стоял в Петрограде, команда участвовала в вооруженном восстании, потом в боях с казаками генерала Краснова.
В феврале 1918 года матросы транспорта сражались под Нарвой.
После гражданской войны транспорт был передан Германии.
Вступил в строй в 1906 г. Водоизмещение — 2781 т, длина — 91,4 м, ширина — 13,3 м, углубление — 6,9 м. Мощность машин — 1100 л. с. Скорость — 9 узлов. Дальность плавания — 2800 миль. Экипаж — 65 чел.
«Андрей Первозванный», линейный корабль.
Вошел в историю Октябрьской революции как корабль, на котором был сформирован первый десантный отряд для боевых действий против Временного правительства.
Это произошло 16 октября 1917 года.
— Положение в Петрограде тревожное, — заявил судовому комитету представитель Гельсингфорсского Совета. — Керенский стягивает в столицу юнкеров, чтобы сорвать Всероссийский съезд Советов.
— Надо создавать десантный отряд, — предложил председатель судового комитета матрос Петр Суслов. — Пойдем в Питер на баррикады.
Комитет постановил: «Для оказания Советам поддержки силой сформировать боевой взвод». Революционный почин «Андрея Первозванного» был поддержан Центробалтом. На следующий день он постановил срочно сформировать на кораблях боевые взводы.
В ночь на 25 октября отряд матросов линкора выехал в Петроград для защиты Советов.
В ноябре 1917 года они участвовали в ликвидации контрреволюционной ставки генерала Духонина. Линкор активно участвовал в обороне Петрограда в 1919 году.
Вступил в строй в 1912 г. Водоизмещение — 17 400 т, длина — 140,2 м, ширина — 24,4 м, углубление — 8,2 м. Мощность машин — 17 600 л. с. Скорость — 18 узлов. Дальность плавания — 2100 миль. Вооружение: 4 — 305-мм, 14 — 203-мм, 12 — 120-мм, 4 — 75-мм орудия, 2 десантных пушки, 8 пулеметов, 3 торпедных аппарата. Экипаж — 957 чел.
«Алмаз», крейсер.
Единственный из крейсеров, прорвавшийся в мае 1905 года после Цусимского сражения во Владивосток. Позже плавал на Балтике и Черном море. На корабле активно действовала революционная подпольная организация.
В 1917 году матросы «Алмаза», находившегося в составе Черноморского флота, решительно встали на сторону большевиков. «Горячо приветствуем товарища Ленина, вождя российской социал-демократии, стойкого борца революционной армии Интернационала», — писали они Владимиру Ильичу в апреле 1917 года.
В ночь на 27 октября 1917 года радиотелеграфист «Алмаза» принял сообщение об образовании на II Всероссийском съезде Советов Советского правительства. На корабле состоялся бурный митинг. В эфир полетели слова: «Алмаз» приветствует петроградских рабочих, солдат и матросов, истинных борцов за свободу, мир и землю и присоединяется к партии большевиков».
Матросы «Алмаза» приняли активное участие в установлении и упрочении Советской власти на юге страны. В январе 1918 года, когда в Одессе началось восстание против контрреволюционной буржуазной Украинской рады, на борту корабля находился большевистский революционный комитет города, руководивший действиями красногвардейцев. Крейсер обстреливал скопления юнкеров и гайдамаков, матросы принимали участие в уличных боях.
Вступил в строй в 1903 г. Водоизмещение — 3285 т, длина — 99,1 м, ширина — 13,3 м, углубление — 5,3 м. Мощность машин — 7500 л. с. Скорость — 19 узлов. Дальность плавания — 3400 миль. Вооружение: 3 — 120-мм, 6 — 75-мм, 6 — 47-мм орудий, 2 пулемета. Экипаж — 295 чел.
«Аскольд», крейсер.
В 1904 году стойко защищал Порт-Артур. В октябре 1907 года экипаж крейсера поддержал вооруженное восстание владивостокских рабочих и солдат. Царское правительство свирепо расправлялось с революционерами «Аскольда». Не проходило года, чтобы с корабля не списывали и не осуждали «политически неблагонадежных». В сентябре 1916 года, когда «Аскольд», совершая переход к берегам Кольского полуострова, ошвартовался во французском порту Тулон, офицеры-монархисты, опасаясь восстания, расстреляли по ложному обвинению в заговоре четырех матросов.
В начале 1917 года, когда крейсер стоял на ремонте в Англии, моряки встретились с лидерами рабочего движения в г. Глазго, в том числе с У. Галлахером, впоследствии одним из руководителей коммунистической партии Великобритании, участвовали в демонстрациях рабочих, проходивших под лозунгом «Да здравствует свободная Россия!».
В октябрьские дни 1917 года «Аскольд» находился в Мурманске. Получив известие о победе вооруженного восстания в Петрограде, моряки вынесли резолюцию: «Судовой комитет и команда крейсера стоят на стороне власти Советов и такое свое решение будут поддерживать всеми имеющимися средствами».
Матросы принимали активное участие в боях по освобождению севера от белогвардейцев и интервентов.
Вступил в строй в 1902 г. Водоизмещение — 5905 т, длина — 130,0 м, ширина — 15,0 м, углубление — 6,0 м. Мощность машин — 19 000 л. с. Скорость — 23 узла. Дальность плавания 3140 миль. Вооружение: 12 — 152-мм, 12 — 75-мм, 8 — 47-мм, 2 — 37-мм орудия, 2 десантных пушки, 4 пулемета, 6 торпедных аппаратов. Экипаж — 534 чел.
«Африка», учебное судно.
В начале своей жизни этот корабль прославился на научном поприще: в 1880—1883 годах он, носивший в то время чин крейсера 2-го ранга, совершив переход из Кронштадта на Дальний Восток, выполнил важные работы по изучению Берингова моря. В честь заслуг экипажа имя «Африка» было присвоено горе и мысу на восточном побережье Камчатки. А в 1897 году уже на Балтике А. С. Попов произвел на крейсере первые в мире опыты по радиосвязи.
Но самый главный подвиг «Африка» совершила в октябрьские дни семнадцатого года. 25 октября корабль, стоявший в Кронштадте, направил в Петроград для штурма Зимнего сотню вооруженных матросов. Спустя четыре дня «Африка» по распоряжению из Смольного доставила в Петроград большой десантный отряд кронштадтцев, которые помогли питерским рабочим одержать победу над контрреволюционными войсками Керенского — Краснова.
Вступил в строй в 1878 г. Водоизмещение — 2590 т, длина — 82,6 м, ширина — 11,6 м, углубление — 5,3 м. Мощность машин — 1417 л. с. Скорость — 12,7 узла. Дальность плавания — 9500 миль. Вооружение 4 — 75-мм орудия. Экипаж — 160 чел.
«Гангут», линейный корабль.
В начале 1915 года на корабле стала работать подпольная большевистская организация. В ее составе был Владимир Полухин, впоследствии один из 26-ти бакинских комиссаров.
1 ноября 1915 года на линкоре вспыхнуло восстание. Царские власти жестоко подавили выступление матросов. Двадцать четыре моряка — активные участники восстания — получили в общей сложности 256 лет каторжных работ.
В октябре семнадцатого года корабль, стоявший в Гельсингфорсе, направил в Петроград большой отряд моряков для помощи питерцам в свержении правительства Керенского.
В 1918 году линкор участвовал в Ледовом походе, после чего команда почти полностью ушла сражаться на сухопутные фронты.
В 1921 году на корабле служил машинистом Филипп Октябрьский, будущий адмирал, командующий Черноморским флотом в период Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза.
В память об активном участии экипажа в борьбе за власть Советов в 1925 году линкор получил имя «Октябрьская революция».
В годы Великой Отечественной войны, защищая Ленинград артиллерийским огнем, уничтожил много танков, орудий и живой силы врага. За образцовое выполнение боевых заданий командования был награжден орденом Красного Знамени.
Вступил в строй в 1914 г. Водоизмещение — 23 000 т, длина — 181,2 м, ширина — 26,0 м, углубление — 8,4 м. Мощность машин — 42 000 л. с. Скорость — 23 узла. Дальность плавания — 1625 миль. Вооружение: 12 — 305-мм, 16 — 120-мм, 4 — 47-мм орудия, 4 торпедных аппарата. Экипаж — 1126 чел.
«Диана», крейсер.
В один из дней 1918 года в Кремле, на куполе здания Сената, в котором разместилось Советское правительство, появилось несколько человек.
— Государственный флаг поднять! — взволнованно произнес комендант Кремля Павел Мальков, бывший матрос крейсера «Диана».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Океан. Выпуск тринадцатый"
Книги похожие на "Океан. Выпуск тринадцатый" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Борис Лавренев - Океан. Выпуск тринадцатый"
Отзывы читателей о книге "Океан. Выпуск тринадцатый", комментарии и мнения людей о произведении.