Георгий Александров - Диалектический материализм
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Диалектический материализм"
Описание и краткое содержание "Диалектический материализм" читать бесплатно онлайн.
Подготовляя к выпуску в свет работу "Диалектический материализм", Институт философии АН СССР ставил задачу дать книгу, которая могла бы служить пособием для изучающих основы марксистско-ленинской философии. Тематическая книга построена в соответствии с ныне действующей программой курса диалектического материализма в высших учебных заведениях.
Издание 1954 г.
Поскольку материя бесконечно многообразна, находится в постоянном движении, изменении, развитии, она неисчерпаема. Бесконечный процесс познания не может быть закончен: в мире нет вещей и явлений, принципиально непознаваемых, но есть и всегда будут вещи, ещё не познанные. Процесс познания человеком природы беспределен, и отдельные научные положения, проверенные практикой, являются вместе с тем относительными истинами, т. е. неполными, не исчерпывающими всего бесконечного мира. Но в каждой такой относительной истине содержится вместе с тем частица абсолютной истины.
Из суммы относительных истин в их развитии складывается абсолютная истина. Мы познаём природу, не исчерпывая её, но каждый шаг научного познания вперёд даёт нам всё более полную картину мира.
"С точки зрения современного материализма, т. е. Марксизма, - писал В. И. Ленин, - исторически условны пределы приближения наших знаний к объективной абсолютной истине, но безусловно существование этой истины, безусловно то, что мы приближаемся к ней. Исторически условны контуры картины, но безусловно то, что эта картина изображает объективно существующую модель" [17].
Примером движения науки к абсолютной истине являемся история физических знаний о строении материи. Много веков назад была выдвинута атомистическая гипотеза строения материи, согласно которой материя состоит из дискретных частиц - атомов. Долгое время атомы считались совершенно неделимыми, простыми и непроницаемыми. Однако развитие физики в конце концов привело к выводу, что атомы не являются неделимыми, простыми и непроницаемыми. Было установлено, что они имеют сложное строение, проницаемы и разрушимы.
Этот процесс всё более глубокого познания строения материи идеалисты стремятся представить как беспорядочную смену воззрений, полностью отрицающих и разрушающих друг друга и каждый раз возникающих на голом месте. Но в действительности это не так.
Каждый шаг науки приносил частицу абсолютной истины, становящуюся незыблемым достоянием научного знания. В самом деле: ушли в прошлое представления об абсолютной неделимости и простоте атомов, но было неоспоримо подтверждено то, что материя состоит из атомов. Разрушилось представление об абсолютной, нигде, никогда не знающей исключений неделимости атомов, но сохранилось представление об их относительно большой устойчивости, благодаря которой атомы сохраняют свою индивидуальность и движутся, как нечто цельное и единое. Открытие законов квантовой механики не означало, что ньютоновская механика оказалась совершенно ложной и должна быть отброшена. Было опровергнуто представление о всеобщей применимости ньютоновской механики, но сохранилось представление об объективности её законов для определённой области явлений природы. Во-первых, она остаётся полностью верной для макроскопических тел обычного для нас масштаба, движущихся со скоростями, малыми в сравнении со скоростью света; во- вторых, законы ньютоновской механики оказываются применимыми для усреднённой характеристики движения атомных частиц при условии движения их в медленно меняющихся полях. Законы ньютоновской механики оказались частным случаем законов квантовой механики и сохранили большое теоретическое и практическое значение. Так, в долгом процессе познания строения материи постепенно накапливаются зёрна абсолютной истины и отбрасываются неверные представления. Самый же факт делимости, сложности строения атома явился ещё одним подтверждением диалектического материализма. Как указывал В. И. Ленин, "разрушимость атома, неисчерпаемость его, изменчивость всех форм материи и ее движения всегда были опорой диалектического материализма" [18].
Эти примеры показывают, как из суммы относительных истин складывается абсолютная истина, как наука развивается по пути всё более полного познания объективного мира, заменяя одни, менее точные представления и теории другими, более точными, более глубоко и правильно отражающими действительные закономерности объективного мира.
Жизнь каждого человека и целых поколений ограничена. Научное предвидение также имеет в каждом данном случае свои пределы. Процесс безграничного познания природы в каждый данный момент ограничен уровнем, достигнутым производством, уровнем научного эксперимента. При всех условиях всегда остаётся область предметов и явлений, ещё не познанных.
При помощи современного телескопа мы видим сегодня в глубинах вселенной несравненно больше, чем видели Галилей или Ломоносов, но мы знаем, что есть в мире и такие явления природы, которые лежат пока ещё вне пределов досягаемости сильнейших из современных телескопов. В дальнейшем человек построит более сильные телескопы, а также создаст другие орудия научного познания и узнает многое из того, чего сегодня он ещё не знает. Но вселенная бесконечна, и знания о ней будут развиваться всё дальше и дальше.
Имея в виду бесконечно развивающийся объект нашего познания, Энгельс писал о противоречии между абсолютным характером человеческого мышления в целом и осуществлением его в отдельных людях, мыслящих только ограниченно. "Это противоречие, - писал Энгельс, - может быть разрешено только в бесконечном поступательном движении, в таком ряде последовательных человеческих поколений, который, для нас, по крайней мере, на практике бесконечен. В этом смысле человеческое мышление столь же суверенно, как несуверенно, и его способность познавания столь же неограниченна, как ограниченна. Суверенно и неограниченно по своей природе, призванию, возможности, исторической конечной цели; несуверенно и ограниченно по отдельному осуществлению, по данной в то или иное время действительности" [19].
Это противоречие между неограниченными возможностями познания мира и ограниченным осуществлением этих возможностей у каждого отдельного поколения людей разрешается, как и всякое диалектическое противоречие, в движении, в историческом развитии.
КОНКРЕТНОСТЬ ИСТИНЫ. ПОЗНАНИЕ СПЕЦИФИКИ ЯВЛЕНИЙ. Познание природы человеком - это отражение внешнего мира, его процессов, явлений, отличающихся друг от друга, совершающихся всегда в определённых условиях места и времени. Правильное отражение природы в сознании человека является в этом смысле каждый раз конкретным. Правильное отраженно природы предполагает всестороннее изучение предметов, познание различных их сторон, их связи, развития, познание не только того, что является общим в различных предметах, но и того, что отличает их друг от друга.
В реальной действительности единичное, общее и особенное неотделимы друг от друга. Как указывает Маркс, конкретное потому конкретно, что оно есть сочетание многочисленных сторон, есть единство многообразного. Истина конкретна, поскольку она является отражением этого единства многообразного, существующего в объективной реальности. В этом смысле диалектический материализм утверждает: абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Конкретность истины означает познание предметов и явлений в определённых условиях их развития, а также раскрытие специфики явлений.
Нельзя глубоко познать сущность явлений, если ив вскрыть их отличительные особенности, их специфику. Обобщения, делаемые без учёта специфики явлений, ведут к схоластике, к отрыву от жизни, от конкретной действительности, к уходу от истины, которая всегда конкретна.
Единство всеобщих закономерностей материального мира и специфических законов отдельных областей явлений отображается в развитии естественных и общественных наук. Так, например, всеобщий объективный закон естествознания - закон сохранения и превращения энергии - специфично проявляется и действует в области механических, физических, химических, биологических явлений, в тех объективных законах, которые открыты механикой, физикой, химией, биологией.
Социализм и коммунизм являются двумя ступеням одной и той же общественно-экономической формации. Общим для них является общественная собственность на средства производства. Однако экономика коммунизм имеет свою специфику в отличие от экономики социализма. Экономика коммунизма - это высшая ступень в развитии производительных сил.
Для коммунизма характерно наличие единой общенародной формы собственности в отличие от двух производственных секторов экономики социализма - всенародного (государственного) и колхозно-группового. Для коммунистической экономики в отличие от социалистической экономики характерны отсутствие товарного производства и товарного обращения, а также закона стоимости. Для коммунистической экономики характерно распределение материальных благ по потребностям, а не по труду. При коммунизме не будет (а при социализме ещё имеются) существенные различия между городом и деревней, между физическим и умственным трудом и т.д.
В ходе развития науки на основе обобщения нового опыта углубляется познание специфики явлений. Практика социалистического строительства СССР позволяет Коммунистической партии Советского Союза глубже понять экономические законы социализма, экономические идеологические предпосылки постепенного переходя от социализма к коммунизму. Положение диалектического материализма о связи всеобщего и специфического в природе и в обществе имеет огромное значение для понимания вопроса о конкретности истины, о соотношении абсолютной и относительной истины.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Диалектический материализм"
Книги похожие на "Диалектический материализм" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георгий Александров - Диалектический материализм"
Отзывы читателей о книге "Диалектический материализм", комментарии и мнения людей о произведении.