Георгий Александров - Диалектический материализм
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Диалектический материализм"
Описание и краткое содержание "Диалектический материализм" читать бесплатно онлайн.
Подготовляя к выпуску в свет работу "Диалектический материализм", Институт философии АН СССР ставил задачу дать книгу, которая могла бы служить пособием для изучающих основы марксистско-ленинской философии. Тематическая книга построена в соответствии с ныне действующей программой курса диалектического материализма в высших учебных заведениях.
Издание 1954 г.
В ходе развития науки на основе обобщения нового опыта углубляется познание специфики явлений. Практика социалистического строительства СССР позволяет Коммунистической партии Советского Союза глубже понять экономические законы социализма, экономические идеологические предпосылки постепенного переходя от социализма к коммунизму. Положение диалектического материализма о связи всеобщего и специфического в природе и в обществе имеет огромное значение для понимания вопроса о конкретности истины, о соотношении абсолютной и относительной истины.
Конкретная, научная истина есть истина лишь для данных условий, отображающих специфику явлений, и перестаёт быть истиной для других, изменившихся условий. Познание природы и общества всегда требует дальнейшего уточнения и углубления наших знаний, учёта изменяющихся условий места и времени. Таким образом, марксистский философский материализм рассматривает конкретную истину науки как относительную, т. е. содержащую не всю, а лишь частицу абсолютной истины. Развитие науки на основе практики может уточнять, суживать или, наоборот, расширить объём отдельной научной истины.
МАРКСИСТСКОЕ УЧЕНИЕ ОБ ИСТИНЕ - ОРУДИЕ БОРЬБЫ ПРОТИВ ДОГМАТИЗМА. Положение марксизма-ленинизма о бесконечности познания материи является теоретическим обоснованием творческого подхода к вопросам естествознания и общественной науки.
Познаваемые наукой объективные законы природы и общества не создаются волею людей, а возникают на основе естественных (в природе) и экономических (в обществе) условий. В изменившихся коренным образом объективных условиях одни законы могут потерять силу, а другие вступить в действие. В этой связи и практику как критерий истины надо понимать диалектически. Из характера предмета нашего познания вытекает необходимость исторического конкретного подхода к практике как к критерию истины. Самая практика, т. е. общественно-производственная деятельность людей, постоянно развивается.
Проверенные практикой положения науки, законы науки являются истинами, но не окостенелыми догмами. В исторически изменившихся условиях то, что являлось истиной для данных объективных условий, может перестать быть истиной, потерять силу для новых, изменившихся условий, хотя практика и подтвердила это положение в прежней исторической обстановке. "...Критерий практики никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представления. Этот критерий тоже настолько "неопределенен", чтобы не позволять знаниям человека превратиться в "абсолют" (т. е. в догму. - Ред.) и в то же время настолько определенен, чтобы вести беспощадную борьбу со всеми разновидностями идеализма и агностицизма" [20].
Примером творческого развития марксизма является открытие Лениным объективного закона неравномерности экономического и политического развития капиталистических стран в период империализма. Исходя из принципов марксизма, из требований объективного закона неравномерности развития капитализма, Ленин заменил устаревшее в новых условиях положение Маркса и Энгельса об одновременной победе социализма во всех странах или в большинстве стран Европы новым положением о возможности победы социализма первоначально в немногих странах, или даже в одной, отдельно взятой, стране и о невозможности победы социализма одновременно во всех странах и тем самым творчески двинул вперёд теорию Маркса. Практика Великой Октябрьской социалистической революции и победоносного строительства социализма в СССР доказала истинность новой, ленинской теории социалистической революции.
Материалистическая диалектика Маркса и Энгельса включает в себя релятивизм, но не сводится к нему, т. е. признаёт относительность наших знаний не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле исторической условности пределов приближения наших знаний к этой истине.
Различие между релятивистом и диалектиком состоит в том, что первый, признавая относительность наших знаний, отрицает абсолютную истину, что ведёт в конце концов к агностицизму, а второй считает, что из относительных истин в их развитии складывается абсолютная истина, что является обоснованием целеустремлённого и беспрестанного продвижения вперёд в познании мира.
Итак, относительные истины представляют собой относительно верные отражения независимо от человечества существующего объекта. Эти отражения становятся всё более верными. В каждой научной истине, несмотря на её относительность, есть частица абсолютной истины.
Нет в мире непознаваемых вещей, а есть только вещи, ещё не познанные, которые будут раскрыты и познаны силами науки и практики.
Марксизм-ленинизм подчёркивает необходимость конкретно-исторического подхода к познанию мира.
Коммунистическая партия, вооружённая передовым единственно научным, марксистским мировоззрением, ведёт непримиримую борьбу против догматизма и начётничества в научной работе и в пропаганде марксизма-ленинизма.
Партия требует от коммунистов усвоения не отдельных формул и цитат, а понимания действительного существа всего преобразующего мир учения марксизма-ленинизма, которое не стоит на место, а развивается в неразрывной связи с живой жизнью.
6. ЗНАЧЕНИЕ МАРКСИСТСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ
Марксистское положение о познаваемости мира и его закономерностей является одним из принципов мировоззрения марксистско-ленинской партии. Из этого принципа следуют важнейшие выводы о познаваемости объективных законов развития природы и общества, о творческом характере марксизма-ленинизма, о единство марксистской науки с революционной практикой.
Из того, что мир познаваем и наши знания о природе, проверенные опытом, практикой, являются знаниями достоверными, объективными истинами, следует, что общественная жизнь также познаваема, а данные науки о законах развития общества являются достоверными, имеющими значение объективных истин.
И если реакционная буржуазии изображает социологию, как учение об иррациональном и непознаваемом, то диалектический материализм учит (и практика полностью подтверждает это), что наука об обществе может быть такой же точной наукой, как, скажем, биология. Коммунистическая партия строит свою деятельность на основе марксистско-ленинской общественной науки, которая даёт точное, истинное знание объективных законов развития общества. Единство теории и практики является путеводной звездой партии пролетариата.
Великая сила марксистско-ленинской теории состоит прежде всего в том, что она правильно отражает объективные законы общественного развития. В глубоко правдивости идей марксизма-ленинизма заключается и величайшая сила, их мобилизующая, организующая преобразующая роль.
Марксистский философский материализм учит не только проверять на практике достоверность научных выводе и открытий, но и широко применять теорию для практического изменения мира.
Ф. Энгельс отмечал, что "не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей" [21].
Действительная свобода человека состоит именно в том, что люди, познавая объективные законы (т. е. необходимость), могут их применять вполне сознательно в интересах общества.
Диалектический материализм покончил с метафизическим и идеалистическим противопоставлением свободы и необходимости, согласно которому свобода означает якобы независимость от необходимости, т. е. произвол. Только познавая необходимость, действуя в согласии с объективной закономерностью, человек достигает заранее поставленной цели. Это положение полностью подтверждается всей историей, всем опытом освободительного движения пролетариата и всемирно-историческими успехами социализма в СССР, опытом стран народной демократии. Коммунизм - новый, не имевший ещё места в истории общественный строй. Нельзя успешно организовать борьбу народных масс за победу этого строя, не зная законов его возникновения и развития, не зная путей и средств коммунистического строительства. Действовать здесь на авось, полагаться на стихийное течение событий - значит наверняка потерпеть поражение и не достигнуть поставленной цели. Чтобы успешно строить коммунизм, надо знать объективные законы развития общества, обусловливающие неизбежность перехода к коммунизму, надо руководствоваться наукой о строительстве коммунизма. Знание этих законов даёт ясный план действий для Коммунистической партии и советского народа.
Знание законов развития общества - одна из важнейших теоретических предпосылок для воздействия на объективный мир, для изменения материальных условий жизни общества и использования законов развития общества. Коммунистическая партия потому и ведёт неустанную работу по повышению сознательности всего советского народа, что без овладения наукой о строительстве коммунизма нельзя создать новый мир, нельзя ясно видеть пути и средства такого строительства. Партия проводит огромную работу по пропаганде в массах марксистско-ленинской теории, которая вооружает, мобилизует советских людей на построение коммунизма.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Диалектический материализм"
Книги похожие на "Диалектический материализм" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георгий Александров - Диалектический материализм"
Отзывы читателей о книге "Диалектический материализм", комментарии и мнения людей о произведении.