Виктор Голявкин - Избранные

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Избранные"
Описание и краткое содержание "Избранные" читать бесплатно онлайн.
В сборник избранных произведений Виктора Владимировича Голявкина включены самые первые авангардистские фрагменты прозы, никогда не выходившие в книгах; лирические, юмористические, гротесковые рассказы для взрослых, писавшиеся в течение всей жизни, в том числе в самые последние годы; раздел рассказов для детей, давно ставших хрестоматийными; также известная неустаревающая повесть о войне «Мой добрый папа».
Издание сборника предпринято к юбилею Петербурга и к семидесятилетию писателя, патриота города, светлой талантливой личностью которого в своем культурном арсенале петербуржцы могут гордиться.
— Господи, в чем дело, берите у меня второй стакан, все равно ведь остынет.
— Зачем мне ваш чай? — сказал я.
— Спрашивайте, спрашивайте, Машенька, спрашивайте, моя душенька, все, — успокаивал Михаил Михайлович проводницу.
— Так ведь не дадут, не дадут! — Она пошла за чаем.
— Заметили ее фигурку? — подмигнул Михаил Михайлович. — А вы к ней с чаем пристали.
— При чем здесь фигурка! Должна же она работать.
— Э-э, не скажите, фигурка у нее прелестная.
— Ну и что?! — завелся я.
— Ну и ничего, а еще художник! Принесет она вам чай…
— И пусть несет!
— Эх, не умеете вы с женщиной разговаривать…
— Во-первых, она проводница…
В этом вопросе мы не сошлись. Вернулась с чаем Машенька.
— В какой картине вы сейчас снимаетесь, Михаил Михайлович?
На меня она даже не взглянула.
— В трех, Машенька, «Горизонт» — раз. «Параллель» — два. «Зебры полосатые» — три, совместно с ДЕФА.
— Как, сразу в четырех?!
— В трех, Машенька, в трех.
— Ой, трудно?!
— Все равно, как если бы вы, Машенька, работали сразу в трех поездах…
Разговор у них катился гладко, пока Машеньку не позвали в другое купе.
Он свесился вниз и отпил глоток из стакана. Поморщился:
— А чай — бурда!
— И охота вам с ней пустое выводить, — сказал я, — чай-то все равно бурда.
— Да что вы, молодой человек, все чай да чай… Для такой девушки простительна бурда. Не пейте, только и всего.
— Ну разве обслуживание? — возмущался я.
Он вновь забормотал у себя на полке, занялся ролью. Я отхлебывал бурду.
— Вылетает текст из головы! — послышалось сверху. — Одна роль путается с другой…
— Сначала бы в одной картине снимались, потом в другой, по очереди.
— Меня же приглашают. Случается, бывает ни одной.
— Тогда что?
— Ничего. Жди приглашения. Вот сегодня вы видели меня в роли белогвардейца. А раньше — тоже. Пока эти типы в кино не перевелись, играю в основном белогвардейцев. И еще подлецов иногда. Режиссеры к этому привыкли, зрители привыкли. В трех новых фильмах играю двух белогвардейцев и одного подлеца. Вот и происходит в голове вполне понятная путаница.
— Неужели так трудно роль запомнить? Пустяк — роль запомнить.
Он обиделся:
— На моем месте вы бы и десятой доли не запомнили. Что с вами толковать…
— Я все запоминаю, — сказал я. — Все, что прочту.
— Да бросьте вы!
— Я вообще все книги, все газеты, которые читаю, запоминаю слово в слово. Почти что все.
Он задвигался наверху, будто собирался слезть, но потом затих, буркнул только:
— Не болтайте чепухи…
Я сказал:
— Давайте ваш текст, я прочту один раз и все повторю без ошибок.
— Мне некогда с вами шутить.
Он сунул свой текст под подушку.
— Но как же мне вам доказать?
— Ну хорошо, только чтобы покончить с этим, возьмите со стола газету и прочтите где хотите. Ну? Что же вы?
Я прочел вслух:
— «Стоквартирный дом площадью четыре тысячи пятьсот квадратных метров сходит ежесуточно с конвейера Московского домостроительного комбината номер один… Миллион рублей осваивают каждые двадцать четыре часа строители и монтажники Волжского автомобильного завода… Это лишь несколько фактов из летописи сегодняшнего строительства…»
— Достаточно, — прервал он, — повторите.
Я дал ему газету. Повторил. Он водил по тексту пальцем, но я не мог ошибиться.
— Действительно, точно все… нет, нет, вы меня не проведете. Газета лежала все время перед вами, скажите мне слово в слово вот что… — и он назвал статью во вчерашней газете.
— Я ее не читал.
— Гм… Может быть. Хитрец! Прочтите вот здесь…
Я прочел в другом месте, текст в два раза больший и без единой ошибки повторил.
— Феномен! — Он крутил в руках газету, как будто в ней таилось что-то загадочное. — Непостижимо….
— Да что здесь особенного. У меня с детства способность запоминать прочитанное слово в слово. В школе одни пятерки получал. В институте то же самое. Другие учили, а я не учил и получал — единственная польза.
— Значит, зрительная память у вас хорошая, потому вы и стали художником.
— Я стал художником, потому что очень живопись люблю.
Михаил Михайлович заерзал наверху, съехала простыня.
— Живопись вам легко дается?
— Нелегко. Я легко только прочитанное запоминаю, а в остальном обычен.
— Мне бы вашу память!
— Да у меня что: одно есть, другого нет. Зато у вас талант! Вначале я даже испугался, будто вы вышли из телевизора.
— Забудьте вы телевизор, он мне вот здесь сидит! — Он хлопнул себя по шее. — Я театральный актер. В театре непосредственное общение с публикой, контакт с залом, играешь в живой обстановке, получаешь отдачу, поддержку зрителей, играешь и живешь. А в кино дубли, дубли…
— Играли бы в театре, в чем же дело?
— Давно мечтаю сыграть в театре Гамлета. Приходится все время зарабатывать: семья…
Я не понимал, что ему мешает сыграть Гамлета, если хочется.
Он сказал:
— А денег все равно не хватает. Машина у меня есть, все есть. Но когда все есть, денег все больше надо.
Он крепко задумался — наверное, о своем Гамлете.
— Теперь можно отдернуть занавеску? — спросил я.
— Да, да, конечно.
Мелькали за окном огни.
— Смотрите, целый новый город! Вон сколько понастроили. Вот вам «факт из летописи сегодняшнего строительства».
Вид из окна его не заинтересовал, потому что, как он выразился, «сам в таком доме живет».
— Современный пейзаж по-своему впечатляет, — сказал я.
— А сами старое едете писать? Я как-то с художниками в одной гостинице жил. Взяли они меня на этюды. Идем по современному городу, будто так и надо, на окраину выходим, и тут все кидаются к старому домишке, окружают его кольцом, располагаются со своими этюдниками и жадно пишут развалюху.
— А знаете, почему происходит? Чем старее дом, тем живописнее. Художники нутром чувствуют. К тому же грустный мотив. Живописным языком трудно передать грусть, а мотив помогает. Не знаю, что была за развалюха, — сказал я, — «но где бы ты ни жил, читатель…»
— Постойте, постойте, — сказал он, — какой читатель?
— «…В больших или малых городах, — продолжал я невозмутимо, — или в сельских районах Советской России, если ты любишь свою родину, свой народ, гордишься его славной многовековой историей, ты не можешь не любить вошедших в наши дни из глубины веков памятников культуры прошлого…»
— Прекратите, — сказал он, — что такое? Для чего мне это слушать? Да что вы мне все цитатами, своими словами говорили бы.
— Вы же сами восхищались. Мне лучше не выразиться, чем в книге написано.
— Не собираетесь же вы оттарабанивать все, что прочли за свою жизнь? Давайте лучше о живописи поговорим. Взгляды у вас какие? Вы не авангардист?
— А вы?
— Слава богу, я в стороне от этого.
— Быть в стороне мне скучно.
— Простое любопытство: как вы считаете, Пикассо художник или безобразие?
— Ну, это теперь не вопрос. Раньше не знали, что Пикассо гениален. А почему вас Пикассо интересует, потому что его картину из-за океана в Европу привезли?
— Он всех интересует. Разрушил живопись. Натворил бог знает чего. Как вы на это смотрите?
— Всем любопытным сказали по телевидению: его «Герника» — шедевр мирового значения. Разве вам мало? Вы хотите знать, как я к абстракции отношусь?
— Пятно как таковое таит в себе нечто? Есть в нем что-то?
— Копаться в «нечто», искать что-то в пятнах — много не найдешь, — сказал я. — Художника Сикейроса знаете? Так вот, когда он был молод, один американский ташист пригласил его в свою студию и сказал: «Друг Сикейрос, по твоим вещам, которые я видел, могу сказать, что из тебя мог бы выйти великий ташист. Давайте попробуем?» — «Что же, давай пробуй», — ответил Сикейрос. Тот повесил холст длиной в три с половиной и высотой в два метра и позвал жену открывать банки с красками: желтой, зеленой, лазурью. Погасили свет, и ташист ласково и даже изящно взялся за краску, не зная, какая она. Вспыхнул свет, и на холсте оказалось несколько пятен любопытной окраски. «Теперь вы, Сикейрос!» Опять погас свет, краски поменяли местами. Там, где была лазурь, поставили охру, где была охра — пурпур. В темноте Сикейрос взялся за губки и тряпки, макал их в краску и бросал на холст. Какое-то время он провел за этим занятием, потом зажгли свет. «Это гениально!» — воскликнул ташист. «Да нет, — ответил Сикейрос, просто в детстве я был подающим в бейсбольной команде».
— Любопытно! — засмеялся Михаил Михайлович, не заметив, что я шпарил из газеты. — Сикейрос большой художник?
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Избранные"
Книги похожие на "Избранные" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виктор Голявкин - Избранные"
Отзывы читателей о книге "Избранные", комментарии и мнения людей о произведении.