» » » » Владимир Санги - Легенды Ых-мифа


Авторские права

Владимир Санги - Легенды Ых-мифа

Здесь можно скачать бесплатно "Владимир Санги - Легенды Ых-мифа" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Советская классическая проза, издательство © Издательство "Советская Россия", Москва,1967 год.. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Санги - Легенды Ых-мифа
Рейтинг:
Название:
Легенды Ых-мифа
Издательство:
© Издательство "Советская Россия", Москва,1967 год.
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Легенды Ых-мифа"

Описание и краткое содержание "Легенды Ых-мифа" читать бесплатно онлайн.



Первый нивхский писатель Владимир Санги, автор романа «Ложный гон», повестей «Изгин», «Семиперая птица» и ряда сборников рассказов и стихов, уделяет много внимания культурному наследию своей маленькой четырехтысячной народности - его эпосу. Пожалуй, нет на Сахалине селения или стойбища, где бы не побывал неутомимый исследователь. Зимой - на собаках, летом - на лодках, а чаще - пешком он пробирается в самые отдаленные стойбища охотников и рыбаков, где едва ли не каждый второй старик - сказитель. Полные рюкзаки записей наблюдений и древних преданий привозит с собой писатель из каждого путешествия. Эта книга - первая большая работа, написанная по мотивам нивхского фольклора. Самый широкий читатель найдет для себя в этой книге много интересного.






— Тогда отдай нож, — просит небесный человек. — Ножом я перережу горло горному человеку.

— Нож я не отдам. Чем я буду свежевать добычу? — отвечает наш человек.

— Тогда отдай их-дякко. Я им достану сердце горного человека.

— Их-дякко не отдам. Я им строгаю нау — священные стружки, чтобы удача не покидала меня.

Небесный человек говорит:

— Тогда пойдем ко мне. У меня теплый большой то-раф. Ты не будешь знать ни голода, ни болезней, Будем жить вместе, вместе будем сражаться с горным человеком.

Наш человек говорит:

— Мне нельзя уходить на небо, меня ждут на побережье. Ждут с добычей. Буду ставить ловушки, буду понемногу ловить соболя.

Небесный человек говорит:

— Поможешь победить горного человека, подарю тебе серебряный амбар. Наш человек говорит:

— Приходи через пять дней — получишь ответ.

Ушел небесный человек к себе.

Наш человек с побережья ходит проверять ловушки, снимает добычу.

Прошло время, и в один день появились у охотника небесный человек и горный человек. Увидели друг друга, разъярились, как бешеные собаки. Рычат, кричат, машут кулаками. Оба большие, сильные. Небесный человек кричит:

— Эй ты, таежная вошь! Не смей присваивать мои облака! Они мои!

Горный человек в ответ кричит:

— Эй ты, помет вороны! Облака — мои! Они на отдых садятся на горы, дают прохладу летом, зимой, как одеяло, укутывают горы, чтобы было теплее.

Схватились небесный человек и горный человек. Бьют друг друга кулаками, рвут одежду и волосы. Истоптали вокруг снег, изрыли его до земли, побили кусты и деревья. Вокруг стон, рев, грохот.

Наш человек стоит в стороне, хохочет.

— Тоже, нашли из-за чего драться.

В это время облако проплывало над тайгой. Увидели его горный человек и небесный человек и с новой силой набросились друг на друга. Наш человек крикнул:

— Эй, Облако! Сделай, чтобы из-за тебя не дрались!

Облако остановилось, посыпалось на землю снегом.

— Стойте! — крикнул наш человек. — Вам не из-за чего драться. Видите: Облака нет.

Посмотрели на небо горный человек и небесный человек: действительно, нет Облака.

Прекратили борьбу, отдыхают. Смотрят друг на друга зло. Но тут откуда-то взялись облака, и борьба началась снова. Бьются горный человек и небесный человек, вокруг стоит один грохот. Вырвал небесный человек дерево с корнем, размахнулся, ударил. Горный человек едва успел увернуться. Оторвал горный человек скалу, бросил во врага. Небесный человек едва успел увернуться. Вокруг стоит треск, грохот, рев. Все звери и птицы попрятались кто куда. Многие из них бежали с этого места.

Видит наш человек: дело плохо. Взял копье и говорит:

— Я сейчас проткну вас обоих, а ваши сердца вырежу ножом и отдам воронам на съеденье.

Испугались горный человек и небесный человек, побежали. Но не прекратили борьбу. Они борются день, два, борются много лет. Никак не могут одолеть друг друга. И по сей день весной и осенью, летом и зимой, как завидят они облако, начинают борьбу. Увидит облако, что дерутся из-за него, возгневается, рассыплется снегом или дождем.

О ЮНОШЕ БЕЗ РОДСТВЕННИКОВ

Посвящается сказителю Колке из рода Руй-фингун.

В большом стойбище без отца, без родственников, с одной матерью жил бедный юноша. Жил он плохо. Вместе с соседями ездил на рыбалку. Рыбаки поймают много рыбы — ему только одну-две рыбки дадут. Жители стойбища заготовляли юколы так много, что уже негде хранить. Л у юноши с матерью не было никаких запасов.

Осенью, когда мужчины собирались в тайгу соболевать, мать пошла просить людей рода тестей взять её сына. Ей сказали:

— Хорошо. Пусть твой сын идёт с нами в тайгу. Чай будет согревать — это в его силах, дрова будет рубить — это для него.

Вернулась мать домой:

— Сын мой, наши тести возьмут тебя в тайгу, чтобы ты чай кипятил, дрова рубил.

— Я согласен.

Мать обрадовалась, побежала к людям рода тестей:

— Мой сын согласен.

Тогда тести сказали:

— Пусть завтра утром приходит к нам — позавтракает и вместе с нами пойдёт.

Мать прибежала домой:

— Передали, чтобы завтра пораньше пришёл к ним. Они покормят тебя, и ты пойдёшь с ними.

Назавтра, чуть рассвело, сирота был уже у тестей. Ему сказали:

— Поешь. Понесёшь котомку.

Когда сирота поел, братья-охотники вышли из своего дома, взвалили на плечи котомки, сказали:

— Вон ту понесешь.

И сирота увидел большую котомку. Подошёл, кое-как поднял на плечи и сказал:

— Она тяжёлая, и мне за вами не поспеть.

Старший тесть говорит:

— Ты столько мяса съел, что две такие котомки должен нести.

Юноша промолчал. Только подумал: «Если взять обе их котомки вместе, и то они легче моей».

И вот пошли охотники. Долго они шли. Наш сирота далеко отстал. Тести устали, сели отдыхать. Когда сирота подошёл к отдыхающим тестям, те подняли головы, посмотрели на солнце:

— О, солнце уже опустилось низко, нам надо торопиться!

Сирота хотел было сесть отдохнуть, но испугался — он ведь дороги не знает, может заблудиться. И, не отдохнув, последовал за тестями.

Тести опять ушли далеко. Через некоторое время они снова сели отдохнуть. И когда увидели, что к ним подходит сирота, вскочили на ноги, заспешили. И говорят между собой:

— Этот негодник даже воды не согреет, даже дров не нарубит. Только зря мы на него еду потратили.

Так они шли до самого вечера. И когда солнце ушло за сопки, тести наткнулись на большой дом. Удивились тести, увидев в сопках большой дом, вошли в него.

Хозяева дома: старик, старуха и молодая девушка. Одеты, как все нивхи, но меха у них дорогие. Хозяевы очень гостеприимны. Старший брат подумал: «Наверно, мы наделены кысом — счастьем, коли сам Горный Тайхнад — сотворитель живого на земле — позволил нам войти в его дом».

Старший брат знал: «Тайхнад не всем показывает себя. Он обычно невидим. А его дом, если пожелает хозяин, может стать невидимым, и охотник пройдёт рядом, так и не увидев его».

Поели братья из рода тестей, напились чаю. И лишь когда они отодвинулись от пырша — низкого столика, появился сирота. Он еле стоял на ногах.

Тести увидели его и удивляются:

— Наш вехр (Вехр — работник, раб.) только сейчас догнал нас!

Когда юноша вошёл, хозяйка-старуха подняла голову от шитья, пристально взглянула на него. Потом протёрла глаза и ещё раз посмотрела так же пристально. А сирота стоит у порога и не осмелится пройти к понахнг — к месту для гостей.

Смотрела-смотрела старуха и сказала:

— Похож на человека, который в давние годы раз или два раза заходил к нам. Верно, это его сын. Пройди к понахнг, садись.

Сирота вспомнил, как его мать говорила не раз, что отец был удачлив, потому что Горный Тайхнад благоволил к нему.

Сирота обошёл очаг справа, но не дошёл до понахнг, на котором сидела молодая дочь Тайхнада. Сел с краю, ближе к порогу.

Тогда тести говорят хозяевам:

— Мы не знали, что этот негодник ни на что не способен. Мы бы не взяли его с собой. Только зря еды на него потратили. От самой плохой собаки и то больше пользы.

А девушка будто и не слышала, что говорят охотники. Она приготовила кушанье, пододвинула столик к молодому гостю. А сама села есть вместе с ним. Юноша от благодарности не знает, как поступить. Он знал, что, если женщина садится есть с мужчиной, — это от сочувствия к нему.

Когда поели, девушка сказала:

— Юноша, сними торбаса — я починю их. И свежего сена дам на стельки.

Сирота снял свои рваные торбаса, из дыр которых торчали сбитые пучки сопревшего сена.

Девушка починила торбаса, набила их свежим сеном.

Сунул сирота ноги в обувь и вышел из дома.

Когда вернулся в дом, его тести уже спали.

Дочь хозяина постелила сироте постель, достала свою рубаху из-под лежанки, подала и сказала:

— Пусть рубаха женская, носи её. Носи её под своей одеждой.

Сирота принял рубаху, надел её на голое тело. И вскоре уснул.

В полночь девушка притронулась к его руке и сказала:

— Завтра утром, когда пойдёшь в тайгу, не спеши. Иди вслед за старшими охотниками. Пусть они удаляются, не бойся заблудиться — я прослежу, чтобы ты не сбился с пути. Иди не спеша и придёшь точно к месту охоты.

Сирота кивает головой.

А девушка говорит:

— Завтра утром я попрошу у отца две петли, отдам тебе. Когда придёшь на место охоты, проложи две тропы: одна — за водой, другая — за дровами. Одну петлю поставь у тропы к ручью, другую поставь у тропы в чащу. Ты будешь дважды с удачей. Одна добыча — чёрный соболь, другая — невиданный зверь. Не показывай свою добычу тестям. Сними с добычи шкурки и спрячь под мою рубаху. Прижми к телу и высуши шкурки.

Утром тести встали рано, сами позавтракали. Девушка же собрала завтрак, накормила молодого охотника.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Легенды Ых-мифа"

Книги похожие на "Легенды Ых-мифа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Санги

Владимир Санги - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Санги - Легенды Ых-мифа"

Отзывы читателей о книге "Легенды Ых-мифа", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.