» » » » Владимир Санги - Легенды Ых-мифа


Авторские права

Владимир Санги - Легенды Ых-мифа

Здесь можно скачать бесплатно "Владимир Санги - Легенды Ых-мифа" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Советская классическая проза, издательство © Издательство "Советская Россия", Москва,1967 год.. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Санги - Легенды Ых-мифа
Рейтинг:
Название:
Легенды Ых-мифа
Издательство:
© Издательство "Советская Россия", Москва,1967 год.
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Легенды Ых-мифа"

Описание и краткое содержание "Легенды Ых-мифа" читать бесплатно онлайн.



Первый нивхский писатель Владимир Санги, автор романа «Ложный гон», повестей «Изгин», «Семиперая птица» и ряда сборников рассказов и стихов, уделяет много внимания культурному наследию своей маленькой четырехтысячной народности - его эпосу. Пожалуй, нет на Сахалине селения или стойбища, где бы не побывал неутомимый исследователь. Зимой - на собаках, летом - на лодках, а чаще - пешком он пробирается в самые отдаленные стойбища охотников и рыбаков, где едва ли не каждый второй старик - сказитель. Полные рюкзаки записей наблюдений и древних преданий привозит с собой писатель из каждого путешествия. Эта книга - первая большая работа, написанная по мотивам нивхского фольклора. Самый широкий читатель найдет для себя в этой книге много интересного.






Кто хозяин шалаша? Может быть, опять милк?

И подумал юноша: «Своей ли смертью от голоду умру, умру ли от милка — всё равно умру. Зайду в шалаш».

Вошёл юноша в шалаш и увидел: посредине стоит низкий столик, заставленный всякой пищей, а в углу сидит девушка, которая окликнула его в лесу. Девушка как девушка: серебряные серьги свисают с ушей, медные украшения на полах халата, чёрный волос в две косы до пояса.

«Раз стол накрыт, — подумал юноша, — я поем. Ох и богатый стол: здесь и мясо таёжных зверей, здесь и птица, здесь и пища из реки. Если стол накрыл злой дух — умру. Если выживу — добрый дух хранит меня».

А девушка улыбается доброй улыбкой и ничего не говорит.

Сел юноша к столу, поел. Поел мяса таёжных зверей и птиц, поел пищу из реки.

Наевшись, лёг отдыхать.

От сытой еды потянуло ко сну. И не заметил юноша, как уснул.

Сколько спал, не знает юноша. Но когда проснулся, почувствовал в себе новую необыкновенную силу. Оглянулся вокруг и увидел: на столе — мясо таёжных зверей и птиц, и всякие ягоды и клубни, и всякая рыба. Ох и богатый стол!

Девушка, так же как и вчера, сидела в углу, улыбалась доброй улыбкой.

И подумал юноша: «Раз я жив — добрый дух хранит меня».

И опять, как вчера, подсел он к столу и сытно поел.

Когда юноша кончил есть, девушка наконец заговорила:

— Ты меня принял за дочь милка. Но это не так. Я дочь Хозяина тайги и гор, доброго духа. Это я направила тебя к шалашу. Мой отец и моя мать узнали о твоём горе и велели мне спуститься с гор, встретить тебя. Если бы не я, ты бы заблудился. Ты бы кружил вокруг одной сопки, пока тебя не съела бы вехр — злой дух, хозяйка этой сопки. Отныне каждый день ты уходи в сопки, ставь ловушки. Соболь ли, медведь ли встретятся на твоём пути — станут твоей добычей. А я буду в шалаше думать о тебе, чтобы удача не обошла тебя.

С той поры охотник каждый день уходил в сопки. Каждый день приносил он богатую добычу. Говорят, удача никогда не покидала его. Долгой жизнью жил тот человек. И, умирая, он разделил очаг («Разделить очаг» — значит войти в тот или иной род. В данном случае герой тылгура женится на дочери Хозяина (бога) тайги и гор.) Хозяина гор и тайги. И от этого человека пошёл новый род — род Пал-нивнгун.

Много детей осталось от него и той женщины, дочери Хозяина гор и тайги.

И никогда удача не покидала род Пал-нивнгун. В их ловушки идёт самый дорогой соболь. На их тропе чаще, чем у других, встречается медведь и подставляет убойное место. Им чаще, чем другим, орлы показывают свои гнёзда. Их чаще, чем других, лисы наводят на свои норы.

ДРАКА ЗА ОБЛАКО

Пошел человек, житель побережья, в тайгу на соболя. Взял с собой копье, лук, ловушки-петли. Пришел в сопки. Срубил шалаш, расставил ловушки по берегам ключей в распадках.

Через несколько дней пошел проверять петли. Добыча плохо шла. Поймал одного соболя, недорогого. Переставил петли, вернулся к шалашу. Видит — шалаша нет. Даже ни одной ветки не осталось. Срубил охотник новый шалаш, переночевал. Утром позавтракал и снова пошел проверять петли. Обошел все ловушки. Ни в одной нет соболя. Снова переставил петли. Вернулся поздно. И видит: шалаша нет. Даже ни одной ветки не осталось. Зверь ли, милк ли какой желает охотнику зла. Рассердился охотник. Но делать нечего — надо рубить шалаш, а то негде ночевать.

Срубил охотник шалаш, переночевал. Встал утром раньше обычного и срубил в стороне за кустами второй шалаш. Вернулся к первому шалашу, позавтракал и пошел охотничьей тропою. Отошел от шалаша на сотню шагов, повернул в кусты и кругом вернулся ко второму шалашу, спрятался в нем. Спрятался охотник в шалаше, раздвинул ветки и корье и стал смотреть, что будет. Недолго ждал он. В полдень появился человек. Высокий, одетый в х'ухт из шкур, штаны и обувь тоже из шкур, но без шапки и без рукавиц. Человек молодой, красивый.

Подошел высокий человек к шалашу, наклонился, разом взял его в охапку. Наш человек удивился: он много раз вязанками носил ветки, чтобы накрыть шалаш, а этот разом все забрал в охапку!

Взял высокий человек шалаш в охапку, не оставил ни одной ветки, подошел к берегу реки и сбросил в воду. Течение реки быстрое — ветки снесло вниз.

Поднялся наш человек, приготовил копье, подходит к высокому человеку.

— Ты зачем озорничаешь? — спрашивает наш человек.

А тот говорит:

— Подойди ко мне. Не бойся меня. Наш человек оскорбился:

— Я тебя не боюсь. Вот проткну тебя копьем, сброшу в реку. Пойдешь догонять мой шалаш.

— Я думал, ты сильный и смелый. А ты меня боишься, — говорит высокий.

— Чего тебе надо? — спрашивает наш человек.

— Подойди ближе, садись, — говорит высокий. Подошел наш человек к высокому, сел на сугроб. Тот сел рядом и говорит:

— Ты человек побережья. Я человек гор. У тебя есть копье, лук, нож. А у меня ничего нет. Я пришел к тебе с просьбой: пойдем ко мне. У меня теплый просторный то-раф. Будешь жить у меня, охотиться. Зверя в моих распадках много, а в твоих — совсем нет. Будем жить вместе, вместе будем сражаться с небесным человеком.

Наш человек говорит:

— Не пойду я к тебе. Буду ставить в распадках ловушки, буду зверя понемногу ловить.

— Тогда дай мне копье: мне надо сражаться с небесным человеком, — говорит горный человек.

— Копье не отдам. Что мне делать без копья, если нападет злой зверь?

— Тогда отдай лук, — просит горный человек. — Я стрелой пронжу сердце небесному человеку.

— Лук я не отдам. Что мне делать без лука на охоте? Чем я добуду зверя и птицу?

— Тогда отдай нож, — просит горный человек, — пожом я перережу горло небесному человеку.

— Нож я не отдам. Чем я буду свежевать добычу? — отвечает человек с побережья.

— Тогда отдай их-дякко — кривой короткий нож. Я им проткну сердце небесного человека.

— Их-дякко я не отдам. Я им строгаю нау — священные стружки, чтобы удача не покидала меня. Ничего я тебе не дам. Ты сам человек. И у тебя все есть. Ты обманываешь меня.

— Нет, не обманываю, — говорит горный человек. — В нашем роду никогда не было оружия. Оно нам не нужно. Мы руками добываем зверя. А теперь небесный человек идет к нам, и я должен биться с ним. Как я его убью, когда он сильнее меня? Пойдем ко мне, помоги победить небесного человека. Я тебе много соболя подарю в благодарность.

Тогда наш человек говорит:

— Приходи ко мне через шесть дней, и я дам ответ.

Ушел горный человек, чтобы вернуться через шесть дней.

Наш человек срубил новый шалаш, переночевал и на другой день пошел проверять петли. Поймал два соболя. Когда вернулся к шалашу, видит — шалаша нет.

Совсем разозлился наш человек. «Увижу горного человека, убью», — решил он. И стал смотреть, куда ушел горный человек. Смотрел влево, смотрел вправо, смотрел кругом — следов нигде нет.

Удивился наш человек, срубил шалаш, второй поставил в стороне, в кустах. Отошел от шалаша на сотню шагов, повернул в кусты и кругом вернулся ко второму шалашу, спрятался в нем. Спрятался охотник в шалаше, раздвинул ветки и корье и стал смотреть, что будет.

Недолго ждал он. В полдень появился человек, большой человек. На нем одежда из перьев. Человек молодой, красивый.

Подошел большой человек к шалашу, наклонился, разом взял его в охапку. Наш человек удивился: он много раз вязанками носил ветки, чтобы накрыть шалаш, а этот — разом все забрал в охапку!

Взял большой человек шалаш в охапку, не оставил ни одной ветки, взмахнул руками — жерди, ветки и корье взлетели в воздух и исчезли в небе.

Поднялся наш человек, приготовил копье, подходит к большому человеку в одежде из перьев.

— Кто ты? И зачем делаешь мне зло? — спрашивает наш человек.

Тот оглянулся, улыбнулся и говорит:

— Подойди ко мне. Не бойся меня. Наш человек говорит:

— Я тебя не боюсь. Вот проткну тебя копьем, изрежу на куски ножом. Будешь кормом для ворон.

— Я думал, ты сильный и смелый. А ты меня боишься, — говорит большой человек.

— Чего тебе надо? — спрашивает наш человек.

— Подойди ко мне ближе, садись, — говорит человек в одежде из перьев.

Подошел наш человек, присел.

Человек в одежде из перьев сел рядом и говорит:

— Ты человек побережья. Я небесный человек. У тебя есть копье, лук, нож. А у меня ничего нет. Я пришел к тебе с просьбой: пойдем ко мне. У меня теплый большой то-раф. Ты не будешь знать ни голода, ни болезней. Будем жить вместе, будем сражаться с горным человеком.

Наш человек говорит:

— Не пойду я к тебе. Буду ставить в распадках ловушки. Буду зверя понемногу ловить.

— Тогда дай мне копье: мне надо сражаться с горным человеком.

— Копье не отдам. Что мне делать без копья, если нападет злой зверь?

— Тогда отдай лук. Я стрелой пронжу сердце горному человеку.

— Лук я не отдам. Что мне делать без лука на охоте? Чем я добуду зверя и птицу?


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Легенды Ых-мифа"

Книги похожие на "Легенды Ых-мифа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Санги

Владимир Санги - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Санги - Легенды Ых-мифа"

Отзывы читателей о книге "Легенды Ых-мифа", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.