Александр Иванов - Неизвестный Олег Даль. Между жизнью и смертью

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Неизвестный Олег Даль. Между жизнью и смертью"
Описание и краткое содержание "Неизвестный Олег Даль. Между жизнью и смертью" читать бесплатно онлайн.
В книге, составленной А. Г. Ивановым, приводятся уникальные свидетельства о последних годах популярнейшего советского актёра Олега Даля, которому в 2011 году исполнилось бы 70 лет. Артиста вспоминают близкие, друзья, коллеги по театру… Впервые исследуется волнующая многих поклонников Даля тема — загадка его неожиданной смерти. Одна из последних киноролей Даля — обаятельного негодяя Зилова в «Утиной охоте» Вампилова («Отпуск в сентябре») — оказалась для него роковой…
— Ну, ты подожди. Не спеши. У меня есть хорошая идея. Ты знаешь, мы сделаем его с твоими ребятами, с тобой и с Валькой Никулиным. Валька будет читать и петь.
И мы встретились втроём — я, Никулин, Даль — в ДК «Правда», тогда у меня там была репетиционная база. Олег посмотрел у нас какие-то наброски, номера, которые ему понравились, и завёлся:
— Да. Вот теперь начнём ставить, начнём делать…
— Ну, а как же мы всё это соберем? Ведь Валя работает в театре, ты — в театре.
— Ну, мы сначала его сделаем. Мы сделаем, а там посмотрим. Может быть, мы… И создастся такой новый театр, где я…
Как я понимал, Олег тоже хотел в этом спектакле играть, то есть читать. Валя Никулин, поскольку он с гитарой, должен был проходить через всё это связующей драматургической нитью. Что Даль задумал, до конца я не знал. В то же время он говорил:
— Это не значит, что мы похерим «Как прекрасен этот мир». Мы его тоже создадим. Мы тоже свяжем его со словом. Это не будет чистая пантомима, чистая пластика, а мы всё это постараемся увязать с гитарой, со словом, с поэзией.
И вот мой коллектив уже об этом знал и ждал какой-то новой работы, потому что я говорил о том, что скоро Даль придёт в театр на постановку. К тому времени имя Даля — это было очень серьёзно в творческом мире. Но Олег тогда только что из театра ушёл и жил «периодами». Пошёл во МХАТ… Ушёл… Помню, я его спросил при встрече:
— Где ты?
— Я сейчас нигде.
А потом вдруг я узнал, что он уехал в Ленинград… И опять говорил: «Но мы должны, я вернусь, мы приступим!»
Июль 1980 года. Олимпийские игры. Похороны Высоцкого. Рано утром я поехал в театр. Кобзон поручил мне привезти заказанные на Маяковке цветы. Подъезжаю — меня не пропускают: от высотного здания на Котельнической всё уже было перекрыто, нужен был специальный пропуск. У меня его не было, но встретил Борю Хмельницкого… Мы вместе прошли через оцепление, и так я оказался в театре, где был с самого утра до последнего момента. Когда Володю повезли на Ваганьковское, все разбежались по автобусам, по машинам — кто с кем мог поехать. Когда я вышел на улицу, то увидел, что автобус с актёрами, с кем я думал ехать, уже двигался в общем потоке. А я был всё время со Светой Власовой — это моя ученица, актриса Театра на Таганке. Мы с ней растерялись. Вдруг смотрю — стоит «Мерседес» Бабека Серуша. Я говорю:
— Бабуля, ты туда? Подвези, а то я всех растерял…
— Садись в машину.
И получилось так, что мы приехали значительно раньше, чем весь кортеж, который сопровождал Володю. Когда я вышел из машины, то увидел очень много военных и… генералов на кладбище. Уже пошёл народ, стали подъезжать автобусы. И тут я встретил Олега и Валю — они шли вдвоём. Мы, как всегда, обнялись, поцеловались, и так втроём остались на всё время похорон. Видимо, мы о чём-то говорили — сейчас я уже плохо помню. Помню только одну фразу Олега, сказанную очень чётко и достаточно громко:
— Ничего, Володя. Спи спокойно, скоро я к тебе приду.
По-моему, это было произнесено, когда мы уже прощались с Володиной могилой и уходили с кладбища. Олег в последний раз обернулся на могилу и сказал эту фразу.
С Ваганькова мы вышли втроём. Были всякие предложения: поехать либо к Высоцкому домой, либо в ВТО, либо куда-то ещё… Тут нас догнала Света Власова, и мы все вместе стояли около входа на станцию метро «Улица 1905 года». Я говорю:
— Ну, что, ребята, может быть, поедем в ЦДРИ, посидим, помянем?
А Олег сказал:
— Нет. Я не могу. А так просто — не хочется. Сидеть, не поднимая рюмки, ничего…
— Ну, мы тогда — в ЦДРИ. Созвонимся.
И мы разъехались…
После этого, месяцев через семь, был один момент, когда мне актёры сказали, что они видели Даля — жутко обросшего, с бородой — в ВТО и что якобы он там выпивал.
— Этого не может быть, — ответил я. — Я знаю, что сейчас Олег не пьёт.
Был февраль 1981 года. Я приходил каждый день в театр, где все в очередной раз ждали, что вот-вот придёт Даль, и актёры пытали меня: когда мы начнём ставить спектакль? И Олег мне говорил, что в этот раз «уже твёрдо нацелился». Честно говоря, когда мне сказали про ВТО, а это было за неделю до его отъезда в Киев, я не поверил. Потому что знал, что он «зашился» и занялся работой. Естественно, я позвонил Олегу — это было 25 или 26 февраля. Он был дома:
— Привет.
— Привет.
— Ну, чего?..
— Всё, старик. Еду на два дня в Киев, на пробу. Приезжаю — и приступаем.
Всё. Весь наш разговор. Через несколько дней прихожу на работу, и вдруг мне сообщают, что сегодня утром в Киеве скончался Даль. Я тут же позвонил к нему домой:
— Лиза…
— Да, это правда…
— Как это произошло?
— Я ещё ничего не знаю. Мы сегодня с Валей Никулиным поедем туда. Я тебе потом всё скажу.
Позднее она действительно мне рассказывала о каких-то нюансах…
Потом были похороны… Весь наш Театр пантомимы Росконцерта был там. Уже на Ваганьковском кладбище ко мне подошла женщина и говорит:
— Какой стыд! Какой стыд!!!
— В чём дело?
— Никого даже от «Мосфильма» нет, некому слова сказать… Алик столько сделал для кино, и никто не пришёл! Это просто возмутительно!
И вдруг добавляет:
— Я хочу вам передать фотографию.
Беру и вижу: стоят Олег, Валя и я. 28 июля 1980 года. Похороны Высоцкого. Я нашёл глазами Валю, он был в стороне, у могилы Олега. Когда Валентин подошёл, протянул ему снимок:
— Валя, посмотри…
— Да. Одного уже нет. Ну, следующий, видимо, я.
— Что ты говоришь?! Чушь какую-то несёшь!
— Ты можешь дать мне её? Я пересниму, а потом тебе верну.
— Хорошо.
Больше я её никогда не видел. Это единственная фотография, где мы сняты вместе с Олегом.
Вот на этом заканчивается краткая история наших с ним встреч.
Мне всегда казалось, что за эти шестнадцать лет мы с ним вообще никогда не расставались. Думал ли я о спектакле, о своих номерах, о каких-то вещах — он всегда был рядом со мной. В сердце, в мыслях.
Кто-то однажды сказал, что мы даже немножко внешне похожи — манерами. На каком-то этапе мне жутко хотелось быть на него похожим, но потом я уже жил своим образом, своим имиджем, своим лицом. И мы, конечно, разные.
Я любил буквально всё, что он делал. Мне просто казалось, что в перерывах между теми нашими встречами мы встречаемся через экран. Может быть, я иногда с иронией или с любопытством смотрел на всё то, что он там делал, но я не брал никогда на себя роль критика, судьи, не анализировал его творчество. Мне было всё равно, кого он играет. Я смотрел просто на Олега и получал огромное удовольствие от того, какой он есть, — от его Искусства.
У меня бывает чувство, что он где-то здесь. Сейчас много об этом говорят, но я не могу сказать подобное, например, о Володе Высоцком или Никите Подгорном, с которыми встречался значительно чаще, но никогда не был так близок. Наиболее близкими людьми в моей жизни были Лёня Енгибаров и Олег. Просто с Лёней всё было короче по жизни, и он отошёл куда-то дальше, туда, а Алик, всё-таки, где-то рядом…
Говорят, Даль был жёсткий человек. Может быть, потому что я так к нему относился, но для меня его жёсткость была вполне нормальным качеством: я воспринимал это как должно.
Беру на себя смелость сказать, что он меня тоже очень любил. Мы никогда не мешали друг другу ни в чём, никогда не перебегали друг другу дорогу — нам было незачем. Единственное, что мы не осуществили, — это совместную работу. Но у меня всё время какое-то дурацкое ощущение, что всё ещё сделаем. Даже когда недавно находился одной ногой на том свете, я всё время думал об этом. Во мне сидит то, что он как-то передал. Олег хотел такой спектакль, и я тоже хочу. Какой? Не знаю, но хочу. Поэтому очень многие годы, находясь на эстраде, я всегда рвался в театр. Мне всё время хотелось быть ближе к нему, и в этом огромная заслуга Олега, хотя сам он часто бегал от театра, например, прекрасно зная, что Малый — это не его театр. Но это был поиск.
Мне говорили, что моё имя и имя Мариса Лиепы довольно часто встречается в записях Олега за последний год жизни. Мы были в хороших отношениях с Марисом. Он делал спектакль-пантомиму для Елизарьева. Быть может, когда Олег готовился к лермонтовскому спектаклю, он имел нас в виду как сопостановщиков пластической части, поэтому наши имена и оказались в его рукописях в связи с этой работой. Но Даль был достаточно скрытной фигурой, и многие его мысли, идеи сидели в нём, а он на каком-то этапе не посвящал в них ни одного из нас. Но он знал, что мы за ним пойдём, был уверен в этом — по крайней мере, во мне, поэтому мог себе такое позволить.
Что касается набросков Олега, относящихся к 1977 году, то это имеет прямое отношение к спектаклю «Как прекрасен этот мир», сценарий которого мы написали вместе со Славкиным: он — автор, я — соавтор, поскольку многие сцены переделаны под пантомиму. Я дал этот сценарий Далю, когда предлагал поставить его. Олег прочитал, и то, что мы видим теперь в наброске «Картина», — это ассоциации с целыми эпизодами того сценария. Но по тому, как он записал и расставил здесь свои мысли, — всё это очень необычно.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Неизвестный Олег Даль. Между жизнью и смертью"
Книги похожие на "Неизвестный Олег Даль. Между жизнью и смертью" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Иванов - Неизвестный Олег Даль. Между жизнью и смертью"
Отзывы читателей о книге "Неизвестный Олег Даль. Между жизнью и смертью", комментарии и мнения людей о произведении.