Эрих Раквитц - Чужеземные тропы, незнакомые моря

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Чужеземные тропы, незнакомые моря"
Описание и краткое содержание "Чужеземные тропы, незнакомые моря" читать бесплатно онлайн.
В Германской Демократической Республике имя Эриха Раквитца знакомо всем юным любителям географии. «Чужеземные тропы, незнакомые моря» вышли в свет в Лейпциге в 1959 году и очень быстро стали настольной книгой будущих путешественников и мореплавателей. Первое издание разошлось мгновенно, и такая же судьба ожидала все семь переизданий, появившихся в ГДР в последующие годы.
Эрих Раквитц известный мастер молодежной литературы популярного жанра. Он получил признание на конкурсе, проведенном в Берлине в I960 году, где был удостоен первой премии.
В Советском Союзе эта книга издается впервые.
Книга Эриха Раквитца ведет читателя по тем тропам, которые постепенно становились сквозными магистралями нашей планеты, и по неведомым морям, ныне пойманным в координатные сети и положенным на точнейшие карты. Это занимательная энциклопедия географических открытий, занимательная потому, что она раскрывает сокровенный смысл событий, в ходе которых неуклонно расширялся кругозор обитателей нашей планеты.
И посланцы короля обыскали все побережье Винланда и близлежащие острова, но не нашли никого и ничего. Вероятно, они могли обнаружить какие-то следы, указывающие на то, что гренландцы по суше ушли на запад, в глубь материка. Кнутсон уже проделал со своими людьми немалое путешествие, он хотел во что бы то ни стало выполнить поручение короля и выслал на сушу новые поисковые партии.
Одна из таких партий, состоявшая из 30 воинов, следуя по течению рек, дошла до озера Эри. Здесь скандинавы вновь почувствовали себя в родной стихии — можно было ставить паруса. Не теряя из виду берега, они по цепочке озер быстро добрались до того места, где теперь на озере Верхнем стоит город Дулут. Если бы пропавшие гренландцы воспользовались этим путем, они тоже сошли бы здесь на берег. Следовало только подробнее осмотреть местность. Десять человек остались караулить лодки на Верхнем.
Представьте себе ужас норманнов, когда, вернувшись через неделю назад, они обнаружили, что охрана лагеря перебита. Несмотря на явно тревожный сигнал, норманны еще несколько дней продвигались в глубь бескрайней страны. Они уже оставили надежду найти какие-либо следы пропавших соплеменников. Однако вождь этой небольшой, но мужественной дружины— может быть, им был сам Пауль Кнутсон[127] — решил не возвращаться, пока не получит возможно более точного представления о раскинувшейся перед ним стране. Чем кончился этот захватывающий вестерн, приведший 30 норманнов за тысячи миль от родины в глубь чужого континента, пали ли они от рук индейцев или, быть может, были приняты как друзья в каком-нибудь местном племени? Открытия последующих веков проливают некоторый свет на судьбу норманнов.
Прошло 300 лет, и первые европейцы — здесь ими были французские трапперы — проникли в области, лежащие к западу от океана. И вот в Европе появляются сенсационные сообщения о странных белокожих, белокурых и голубоглазых индейцах, которые живут в настоящих укрепленных городах и деревнях. Чаще всего упоминают индейцев племени манданов.
В 1738 году французский исследователь Ла-Верандри[128] получил задание пересечь Американский континент от Канады до Тихого океана. При этом он должен был попытаться узнать что-либо достоверное о манданах. Сообщения Верандри об этом племени показались современникам непостижимыми и сногсшибательными. Эти индейцы жили не в открытых солнцу и ветру вигвамах, как другие, а в надежно построенных хижинах, окруженных оборонительными валами, частоколом и рвом.
«Форт построен на холме в открытой прерии и окружен рвом глубиной 15 футов и шириной 15–18 футов. Через ров может пройти только пеший по столбам, которые убирают в случае угрозы нападения. Если все их форты так устроены, то их можно считать неприступными для индейцев. Их укрепления совсем не похожи на индейские.
Среди этого племени встречаются люди как с белой, так и с темной кожей. Женщины хороши собой, особенно белые, у многих из них прекрасные белокурые волосы. Как мужчины, так и женщины этого племени очень трудолюбивы. Их широкие и просторные хижины разделены толстыми досками на множество помещений; они ничем не загромождены; все имущество туземцев развешано в больших мешках на столбах; их спальни похожи на пещеры, завешанные шкурами.
В их форте много кладовых, где хранятся зерно, корм для скота, сало, скроенная одежда, медвежьи шкуры и др. Таких вещей у них много — это деньги страны.
Мужчины сильны и храбры, в большинстве очень деятельны, выглядят хорошо и имеют приятную внешность. В женщинах нет ничего индейского. Мужчины охотно занимаются игрой в мяч на площадях и крепостных сооружениях».
Манданы с тех пор стали целью многих экспедиций. Новые сведения об их культуре и образе жизни попали в печать. Через сто лет после Ла-Верандри это удивительное племя посетил американский художник и исследователь Джордж Кетлин. Он подтверждает наблюдения, сделанные его предшественником, и пишет:
«Манданы, несомненно, чрезвычайно интересное и симпатичное племя, которое как своим внешним обликом, так и своими обычаями, как наружностью, так и нравами во многом отличается от всех других известных мне племен… Меня поразили удивительная беззаботность и изящество этого народа. Сопоставив все это с необычным цветом лица, своеобразием языка, странными и загадочными нравами, я пришел к такому убеждению: манданы иного происхождения, чем все остальные племена Северной Америки, они, видимо, произошли от смешения туземцев с цивилизованным народом… Это не индейцы!»
Кетлин был одним из последних исследователей, который видел загадочных майданов. В 1837 году 1600 человек племени майданов, которые сумели выстоять против белых колонистов, пали жертвой эпидемии оспы. Небольшая оставшаяся их часть растворилась в соседних племенах. Чтобы как-то объяснить тайну их происхождения, была выдвинута гипотеза, согласно которой этот небольшой народ, отличавшийся своеобразной культурой, возник из смешения индейцев с северными европейцами. А в легендах самих манданов сохранилось древнее поверье, согласно которому в незапамятные времена прародитель племени — белый человек — приехал в страну на каноэ. К тому же если учесть, что манданы жили там, где теперь находятся федеральные штаты Висконсин, Миннесота, Дакота, то есть там, где все еще находят оружие норманнского происхождения, то можно ли сомневаться, что задолго до колонизации Северной Америки европейцами здесь поселились, а затем и смешались с местными жителями выходцы с севера Европы?
Пауль Кнутсон и его современники знали о заселении Америки норманнами гораздо больше, чем нам известно теперь. Скорее всего в поисках пропавших гренландцев он следовал путями, которые были уже тогда известны норманнам. Предположение, что европейцы населяли Северную Америку (впрочем, доказательства имеются и относительно Центральной и Южной Америки)[129] до Колумба, перешло почти в уверенность в результате одной сенсационной находки, которая к тому же проливала свет на дальнейшую судьбу отважной дружины скандинавов.
С 1858 года к западу от Великих озер начали селиться первые белые поселенцы, чаще всего ими опять-таки были скандинавы. В 1891 году швед по имени Олаф Оман купил землю близ Кенсингтона. Одним жарким августовским днем 1898 года он распахивал с сыном возвышенность, окруженную маршами и болотами. Выкорчевывая старую осину, он обнаружил странный камень, совершенно опутанный корнями дерева. Это был растрескавшийся обломок гранита размером приблизительно 80x40 сантиметров и весом 91 килограмм. Вынуть его стоило больших трудов, и рассерженный Оман уже отволок камень в яму, как вдруг сын заметил на граните полустертую, но еще хорошо различимую надпись. Олаф позвал своего соседа, тоже шведа, и они внимательно рассмотрели находку. Разве эти знаки не были похожи на надписи, которые иногда находили на надгробьях у них на родине, в Швеции? Да, это было похоже на руны. Руническая надпись здесь, в Миннесоте, в полутора тысячах километров от Атлантического океана! Фермеры переписали надпись с камня и послали ее в университет штата Миннесота. Увы! Это принесло им одни неприятности. Камень посчитали мошеннической подделкой, а человека, который его нашел, обманщиком. Тогда разозленный швед положил свою находку, которой все пренебрегли, на пороге амбара. Здесь она лежала и истиралась ногами еще девять лет, пока известный нам Холанд не заинтересовался забытым камнем и не сделал точного перевода надписи. Вот что было в тексте:
«(Нас) 8 готов (шведов) и 22 норвежца (участников) разведывательного плавания из Винланда на запад. Мы остановились у двух шхер в одном дне пути к северу от этого камня. Мы (ушли) на один день и ловили рыбу. Потом мы вернулись, нашли 10 (наших) людей окровавленными и мертвыми. Ave, virgo Maria
(Благоденствуй, дева Мария), избавь нас от зла!»
На узкой грани камня поместились всего три строки:
«10 человек из нашего отряда остались на озере, чтобы присматривать за нашими кораблями в 14 днях пути от этого острова. Год 1362-й».
И вновь разгорелся ученый спор. Холанд, уверенный в подлинности[130] находки, решил, если потребуется, посвятить всю свою жизнь разгадке кенсингтонского камня. Он показывал находку всем крупнейшим специалистам в Америке и Европе, и не только лингвистам, но и историкам, геологам и химикам, пока последний скептик не сказал: «Да, эта надпись сделана в XIV веке! Сделана норманнами!»
А в 1948 году объект столь многих проверок и споров, кенсингтонскии камень, как самый выдающийся документ ранней истории на американской земле, был передан в Национальный музей в Вашингтоне. Так через много лет после смерти Олафа было восстановлено его доброе имя.
Холалд пришел к выводу, что кенсингтонский камень был последним документом экспедиции Кнутсона, которая, как мы уже знаем, действительно состояла из шведов и норвежцев. Из них же состоял и маленький отряд; он, видимо, спасался от нападения индейцев на клочке земли, который тогда был еще островом посреди озера и только к концу XIX века соединился с берегом. Как и всегда в подобных случаях, когда норманны оказывались в беде, они оставили соплеменникам сведения о своей судьбе. Один из тридцати воинов высек на камне руны, а так как писал он при этом на древнеютландском диалекте, то Холанд сделал вывод, что автор был шведом. Этот факт исключает предположение, что рунический памятник дело рук гренландских норманнов, ведь все они были норвежцами.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Чужеземные тропы, незнакомые моря"
Книги похожие на "Чужеземные тропы, незнакомые моря" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Эрих Раквитц - Чужеземные тропы, незнакомые моря"
Отзывы читателей о книге "Чужеземные тропы, незнакомые моря", комментарии и мнения людей о произведении.