» » » » Николай Зубов - Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов


Авторские права

Николай Зубов - Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов

Здесь можно скачать бесплатно "Николай Зубов - Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Литагент «Паулсен»47e14675-3746-11e4-be59-002590591dd6, год 1954. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Зубов - Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов
Рейтинг:
Название:
Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов
Издательство:
Литагент «Паулсен»47e14675-3746-11e4-be59-002590591dd6
Год:
1954
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов"

Описание и краткое содержание "Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов" читать бесплатно онлайн.



Книга об отечественных мореплавателях – исследователях океанов и морей – охватывает время от первых военных и торговых плаваний древних славян и до исследований, произведенных советскими людьми, вплоть до начала Великой Отечественной войны Советского Союза.






Так началось освоение советскими людьми Северного морского пути.

2. Первые Карские операции

(1920–1921)

Еще в 1918 г., по личному указанию В. И. Ленина, на крайний Европейский Север нашей страны было направлено несколько экспедиций для исследования его природных богатств и изысканий для прокладки железнодорожных путей. В том же 1918 г. предлагалось организовать морскую экспедицию в устья Оби и Енисея для завоза машин и промышленных товаров, в которых Сибирь весьма нуждалась, и для вывоза из Сибири накопившихся там излишков хлеба. Предполагалось, что в этой экспедиции примут участие 22 судна, в том числе несколько ледокольных пароходов. Намечался и ряд других крупных мероприятий по освоению Северного морского пути. Однако все эти мероприятия были прерваны иностранной интервенцией и гражданской войной.

Карские операции были возобновлены лишь в 1920 г., после окончательного установления советской власти на Крайнем Севере и в Сибири. Руководство этим важным делом возлагалось на специально созданный Комитет Северного морского пути. Комитету поручалось освоение этого пути «в целях превращения его в артерию постоянной практической связи».

В Архангельске тогда почти не было флота, сколько-нибудь приспособленного для ледового плавания. В плавание отправились корабли, изношенные до предела. Из восемнадцати судов, принимавших участие в плавании, только пять имели радио и только семь электрическое освещение. Уголь, которого не хватало, пришлось доставать из-под воды с пароходов, потопленных немецкими подводными лодками в Горле Белого моря в 1915 году. Героическими усилиями водолазов было поднято свыше 3500 т угля. Чтобы экономить топливо, часть судов вели на буксире.

Навстречу морским судам спускались речные: по Оби – шесть пароходов и пятнадцать барж с зерном, жирами и пушниной, по Енисею – два парохода и пять барж со льном и пушниной. У многих судов протекали корпуса. Не хватало барж, смазочных материалов, запасных частей. Для питания приходилось самим по пути заготовлять рыбу. Трудно было проводить эту операцию, однако на железнодорожном транспорте царила тогда разруха. Северу России угрожал голод, а в Сибири накопились сотни миллионов пудов хлеба и вывезти этот хлеб можно было только лишь морем.

Экспедицию возглавил военный моряк Михаил Васильевич Николаев, плававший в 1898–1901 гг. штурманом у Макарова на «Ермаке». В своем приказе перед выходом из Архангельска он писал: «… Вопрос доставки продовольствия из Сибири является вопросом жизни и смерти для всего Северного края республики».

В начале августа 1920 г. оба отряда Карской экспедиции – Обский и Енисейский – вышли из Архангельска и, преодолевая ледовые затруднения, пересекли Карское море.

Первый отряд – Обский – пришел в бухту Находка в Обской губе 19 августа. Сюда же 28 августа пришел Обь-Иртышский речной караван. Перегрузка товаров проходила очень тяжело из-за штормовой погоды и малой защищенности от ветров бухты Находка. Неоднократно речные суда были на краю гибели. Все же 20 сентября перегрузка товаров была благополучно завершена.

Второй отряд – Енисейский – пришел в Енисей, и здесь, благодаря защищенной якорной стоянке, закончил перегрузочные операции в двое суток.

2–4 октября 1920 г. все суда благополучно вернулись в Архангельск. Они привезли 8600 т муки и 1700 т других грузов, в том числе пушнины на 12 миллионов золотых рублей. Пушнина, шерсть, конский волос и другие товары предназначались для обмена с заграницей на машины и промышленные товары, в которых Сибирь особенно нуждалась.

Карские экспедиции с тех пор проводились ежегодно. За их подготовкой внимательно следил сам Ленин. Он хорошо знал, что Арктика не прощает упущений. Сохранился замечательный документ – ленинская записка, направленная управляющему делами Совета Народных Комиссаров в связи со снаряжением Карской экспедиции 1921 года.

«Запросите факты, проверьте их. Проверьте лично и дважды. Потом поговорите по прямому проводу… Без всего этого я не поверю, ч[то] дело ОБЕСПЕЧЕНО»[406].

Для Карской операции 1921 г. за границей было закуплено около 9000 т машин и других товаров, а также пять пароходов водоизмещением около 3000 т каждый. В Архангельске пароходы были оборудованы для ледового плавания – корпуса их были подкреплены, установлены радиостанции и т. п. Кроме того, в 1921 г. вступил в строй ледокол «Александр Невский», заказанный еще царским правительством и переименованный в связи с поднятием на нем советского флага в ледокол «Ленин». Этот ледокол и возглавил проводку судов экспедиции. Кроме того, в Архангельске был сформирован отряд из трех ледокольных пароходов, четырех транспортов и нескольких лихтеров.

Одновременно в устья Оби и Енисея с грузами хлеба и сырья было направлено из Сибири десять пароходов и двадцать восемь барж. Вторая Карская операция была проведена еще более четко, чем первая. Всего в Сибирь было завезено 10 640 т и вывезено 13 720 т грузов.

Карские операции проводились и в последующие годы. Так, постепенно и настойчиво, с применением современной организации и техники, осваивался древний русский морской путь из Белого моря в устья великих сибирских рек.

3. Первое плавание экспедиционного судна «Персей»

(1923)

Как мы видели, декретом Совета Народных Комиссаров, подписанным 10 марта 1921 г. В. И. Лениным, был учрежден Пловучий морской научный институт, задачей которого было всестороннее и планомерное исследование северных морей и земель.

В том же году большая группа научных сотрудников нового института на ледокольном пароходе «Малыгин» вышла из Архангельска. За сорок семь дней плавания она выполнила ряд научных наблюдений в Баренцовом и Карском морях. Было сделано шестьдесят комплексных океанологических станций, все время производились тщательные и разнообразные метеорологические наблюдения.

К производству многих океанологических работ ледокольный пароход «Малыгин» не был приспособлен. Кроме того, он был нужен для Карских операций. Поэтому с самого образования института многие из его сотрудников мечтали о постройке специального экспедиционного судна, во-первых, приспособленного для плавания во льдах, во-вторых, оборудованного специальными лабораториями, лебедками, тралами и другими приспособлениями. Постройку такого судна удалось завершить благодаря исключительной энергии ученого-большевика – Ивана Илларионовича Месяцева, впоследствии доктора биологических наук, профессора Московского университета и декана физико-математического факультета.

Экспедиционное судно института «Персей» было построено из корпуса деревянной шхуны, заложенной в 1916 г. для морских зверобойных промыслов у Земли Франца-Иосифа. Главная машина и котел взяты с затонувшего в 1916 г. морского буксира. Все остальные судовые части были отысканы в Архангельске на разоружавшихся судах.

Переустройство корпуса (замена шпангоутов, обшивки, устройство трюмов, лабораторных помещений и кают) производилось под руководством замечательного архангельского мастера по деревянному судостроению Василия Федоровича Гостева. Всеми работами по восстановлению судна с энтузиазмом руководили инженеры-кораблестроители В. Н. Цапенко и А. С. Воронич. Много труда и любви, много выдумки вложили в дело постройки «Персея» рабочие Архангельского судостроительного завода. Студенты и аспиранты Московского университета – молодые сотрудники института – буквально дневали и ночевали на «Персее». Вряд ли когда-либо корабль строился с такой заботой и увлечением, как «Персей».

7 ноября 1922 г., в день пятой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, «Персей» был спущен на воду. Весной 1923 г. он вышел в Белое море на испытание как самого судна, так и всякого рода научных устройств и приборов. Попутно «Персеем» было выполнено в Белом море 17 океанологических станций.

В том же году «Персей» отправился в свое первое серьезное плавание. Возглавлял экспедицию И. И. Месяцев, командовал судном Павел Ильич Бурков. Автор участвовал в этом плавании гидрологом.

Первое плавание «Персея» (1923).

Выйдя из Архангельска 21 августа, «Персей» 23 августа подошел к Святому Носу и от него начал подниматься на север по 41° в. д. По пути производились полные океанологические станции через каждые 30 миль и измерялись глубины через каждые пять миль.

На этом переходе выявились прекрасные мореходные качества «Персея». На нем можно производить океанологические станции почти в любую погоду. Надо было только повернуть «Персей» против ветра и волны и затем удерживать его в этом положении почти на месте, давая соответствующие ходы машиной. Конечно, для этого необходимы некоторые навыки. Однако этих навыков еще не было, и потому, дойдя до 69° с. ш. и встретив здесь жестокий ветер, мы вынуждены были прекратить океанологические работы. Мы прошли без работ до 72° с. ш., у которой утихнувшие ветер и волна позволили возобновить исследования.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов"

Книги похожие на "Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Зубов

Николай Зубов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Зубов - Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов"

Отзывы читателей о книге "Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.