Николай Зубов - Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов"
Описание и краткое содержание "Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов" читать бесплатно онлайн.
Книга об отечественных мореплавателях – исследователях океанов и морей – охватывает время от первых военных и торговых плаваний древних славян и до исследований, произведенных советскими людьми, вплоть до начала Великой Отечественной войны Советского Союза.
В связи с нахождением в глубинных водах Черного моря сероводорода содержание в них других химических соединений также весьма своеобразно. Например, распределение свободной углекислоты в верхних слоях является зеркальным отображением распределения кислорода. В глубинных слоях углекислота накопляется и приблизительно в десять раз превышает ее содержание в поверхностных слоях. Также весьма своеобразно распределение по вертикали соединений азота, фосфора и других химических элементов.
Кроме перечисленных химических работ, Н. В. Кондыревым были произведены многочисленные анализы солевого состава вод Черного моря, а М. В. Никитиным и П. Т. Данильченко – определения хлорного коэфициента, т. е. содержания в морской воде хлоридов по отношению к общему количеству растворенных в ней солей.
Биологические работы экспедиции, как уже говорилось, велись под руководством В. Н. Никитина. В результате этих работ были установлены качественные и количественные сезонные колебания планктонных организмов, а также пределы распространения на глубину донных организмов. Экспедиция охватила своими исследованиями районы, до того еще не подвергавшиеся изучению, и обнаружила новые формы планктических и бентических (донных) организмов.
Несомненно, что по своим результатам Черноморскую океанографическую экспедицию надо поставить в ряд с наиболее плодотворными экспедициями по изучению отдельных районов океана.
6. Плавание канонерской лодки «Красный Октябрь» к острову Врангеля
(1924)
Хотя остров Врангеля и был посещен впервые американскими кораблями, но первые сведения о его существовании были сообщены еще Сарычевым. Далее, еще Врангель поместил этот остров как предположительный на карте своих путешествий. Именно поэтому и сами американцы назвали этот остров именем Врангеля. Так как остров Врангеля находится в отечественном секторе Арктики, то еще в 1911 г. ледокольный пароход «Вайгач» поднял на острове русский национальный флаг, что не вызвало никаких дипломатических возражений со стороны других держав.
Интерес иностранцев к острову Врангеля проявился в 1914 г., когда часть сотрудников канадской экспедиции на судне «Карлук», после гибели своего корабля, добралась по льду до этого острова.
Воспользовавшись гражданской войной и иностранной интервенцией, канадский полярный исследователь Стефанссон послал на остров Врангеля экспедицию, которая должна была поднять на нем британский флаг и остаться на острове для промыслов. В 1923 г. по распоряжению Стефанссона на остров Врангеля была высажена новая партия, состоявшая уже из одного американца и тринадцати эскимосов. С таким самоуправством иностранцев надо было покончить.
Выполнение этой задачи Советское правительство возложило на Гидрографическую экспедицию Дальнего Востока. Руководство этим делом было поручено военному моряку гидрографу-геодезисту Борису Владимировичу Давыдову, в 1910 г. командовавшему ледокольным пароходом «Таймыр» и известному по описи берегов Северного Ледовитого океана от Берингова пролива до Колымы, а также восточного берега Камчатки и Охотского моря.
Экспедиции была предоставлена канонерская лодка «Красный Октябрь» водоизмещением около 2000 т, переделанная из ледокола «Надежный».
«Красный Октябрь» вышел из Владивостока 20 июля 1924 г., 10 августа прошел Берингов пролив и, после упорной борьбы со льдами Чукотского моря, 19 августа достиг восточного мыса острова Врангеля.
«Красный Октябрь» поднял на острове советский флаг, взял на борт людей, высаженных Стефанссоном, а также конфисковал их орудия лова и добычу как незаконные. Затем «Красный Октябрь» направился к юго-западной оконечности острова, а оттуда к чукотскому побережью. Плавание через льды пролива Лонга оказалось тяжелым. Льдами было погнуто несколько шпангоутов и сворочен руль. Ввиду недостатка угля решили переждать у мыса Отто Шмидта неблагоприятные северо-западные ветры, прижимавшие льды к Чукотскому полуострову. Однако ледовая обстановка не улучшалась. Начали готовиться к зимовке и 25 сентября прекратили пары в последнем котле. И как раз в этот день на «Красном Октябре» почувствовали зыбь – верный признак близости больших пространств свободного от льдов моря. К 27 сентября вновь собрали машину, развели пары, и «Красный Октябрь» стал продвигаться к Берингову проливу. 30 сентября у мыса Дежнева снова уперлись во льды. 3 октября льды несколько развело, и судну удалось пройти к поселку Уэлен. Здесь разобрали и перенесли на судно корпус конфискованной в 1923 г. американской шхуны и закупленный у чукчей плавник, а у поста Дежнева погрузили около 25 т угля. 6 октября с оставшимся 21 пудом угля, которого хватило бы только на 25 минут хода, «Красный Октябрь» вошел в бухту Провидения. 29 октября ледокол вернулся во Владивосток.
Любопытно, что как раз в то время, когда «Красный Октябрь» совершал свое плавание, происходили следующие события. 18 июля из Нома (Аляска) вышла паровая шхуна «Герман» с задачей поднять на острове Врангеля американский флаг и снять с него американца и его спутников. Подойти к острову Врангеля шхуна из-за льдов не смогла и ограничилась поднятием американского флага на острове Геральд.
Закрепление острова Врангеля за Советским Союзом завершилось в 1926 г., когда специальным декретом ЦИК Союза были определены западная и восточная границы Советской Арктики.
На востоке такой границей был установлен меридиан 168°49′30'' з. д., проходящий в Беринговом проливе между островами Ратманова и Крузенштерна и доходящий до самого Северного полюса. В том же 1926 г. на острове Врангеля был организован постоянный советский поселок. Первым начальником острова был назначен Георгий Алексеевич Ушаков, впоследствии прославившийся изучением Северной Земли. Люди и снаряжение были доставлены на остров Врангеля пароходом «Ставрополь» под командой Павла Георгиевича Миловзорова, который попутно поднял советский флаг на острове Геральд, отошедшем к Советскому Союзу по декрету 1926 года[412].
Плавание «Красного Октября» к острову Врангеля (1924).
7. Спасение участников экспедиции Нобиле
(1928)
Первый ледокол («Ермак») появился в Арктике в 1898 г., первое радио в Арктике (на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач») – в 1910 г., первые полеты в Арктике (летчик Нагурский) были совершены в 1914 году.
Одновременное использование ледоколов и судовых и береговых радиостанций для проводки сквозь льды торговых судов было применено в 1920 г. во время первой Карской операции.
В 1924 г. начинаются полеты летчика Бориса Григорьевича Чухновского для разведки ледовой обстановки при проведении Карских операций.
С этого времени при проводке сквозь льды грузовых пароходов одновременно используются и ледоколы, и самолеты, и радиосвязь.
В 1926 г. летчики Томашевский и Михеев начинают свои полеты над льдами Белого моря для содействия тюленьему промыслу. В дальнейшем здесь также пользуются ледоколами, самолетами и радио. Этим обеспечивается и успешность, и безопасность тюленьих промыслов.
С 1927 г. над льдами Белого моря начинает летать замечательный летчик Михаил Сергеевич Бабушкин. Здесь он впервые производит успешные посадки на ледяные поля и этим открывает новые возможности применения самолета для освоения Арктики.
Постепенно самолет приобретает права гражданства на всем протяжении Советской Арктики. Ни одна научная или торговая экспедиция не обходится без той или иной помощи самолета.
Трудно перечислить все плавания, полеты и зимовки, совершенные за первые годы освоения Советской Арктики. Некоторые из них были поистине героическими, многие – очень трудными. В них закалялись советские полярники – мореплаватели, летчики, зимовщики. И вот в 1928 г. они с честью выдержали международный экзамен «на полярную зрелость». В этом году итальянская экспедиция Нобиле на дирижабле «Италия» совершала полеты в Арктике. 24 мая дирижабль побывал над полюсом. 25 мая на обратном пути вблизи Шпицбергена произошла катастрофа, причины которой до сих пор не выяснены. Дирижабль спустился и ударился о льды. При ударе один человек погиб, у начальника экспедиции Нобиле были сломаны нога и рука. Всего на лед было выброшено одиннадцать человек, один из них мертвый. Шесть человек унесло вместе с дирижаблем в неизвестном направлении. К счастью, на лед вместе с людьми было выброшено значительное количество продовольствия и маленькая походная радиостанция. Радист Бьяджи в первый же день начал посылать радиограммы о бедствии, но на базе экспедиции, судне «Читта-ди-Милано», никто не считал нужным слушать радиосигналы. Только 3 июня советский радиолюбитель Шмидт из села Вознесенье-Вохма Северного края принял чьи-то сигналы о бедствии. Об этом было сообщено и вскоре с лагерем Нобиле была налажена прямая связь.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов"
Книги похожие на "Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Зубов - Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов"
Отзывы читателей о книге "Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов", комментарии и мнения людей о произведении.