» » » » Николай Зубов - Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов


Авторские права

Николай Зубов - Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов

Здесь можно скачать бесплатно "Николай Зубов - Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Литагент «Паулсен»47e14675-3746-11e4-be59-002590591dd6, год 1954. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Зубов - Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов
Рейтинг:
Название:
Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов
Издательство:
Литагент «Паулсен»47e14675-3746-11e4-be59-002590591dd6
Год:
1954
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов"

Описание и краткое содержание "Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов" читать бесплатно онлайн.



Книга об отечественных мореплавателях – исследователях океанов и морей – охватывает время от первых военных и торговых плаваний древних славян и до исследований, произведенных советскими людьми, вплоть до начала Великой Отечественной войны Советского Союза.






2 февраля 1914 г. Седов, несмотря на болезнь, с двумя матросами Г. И. Линником и А. И. Пустошным на трех нартах, запряженных каждая восемью собаками, тронулся в путь. Визе отмечает, что провизии, взятой с собой Седовым, «могло хватить только до полюса, а никак не на обратный путь»[402]. На седьмой день больной Седов уже не мог итти, но упорно, лежа на нартах, приказывал везти себя на север. 20 февраля 1914 г. Седов скончался. Пустотный и Линник похоронили Седова на мысе Аук острова Рудольфа, где его могила была найдена в 1938 году. Похоронив своего начальника, матросы с трудом добрались до судна. 17 июля «Св. Фока» покинул бухту Тихую и зашел на мыс Флора, где совершенно неожиданно встретили штурмана Альбанова и матроса Конрада – единственных оставшихся в живых участников экспедиции Брусилова. 15 августа 1914 г. «Св. Фока» в жалком, полуразрушенном состоянии добрался до становища Рында на Мурмане.

Во время экспедиции, кроме обычных метеорологических наблюдений, Седовым была произведена опись северо-западного берега Новой Земли вплоть до мыса Флиссингенского на карском побережье. На мысах Медвежьем и Желания были найдены старинные русские кресты – несомненное свидетельство о посещении русскими промышленниками этих мест. Участники экспедиции метеоролог В. Ю. Визе и геолог М. А. Павлов пересекли северный остров Новой Земли. Кроме того, на карской стороне Визе описал часть побережья. Во время зимовки на Земле Франца-Иосифа он произвел съемку островов Гукера и нескольких близлежащих островов. Павлов составил геологическое описание острова Гукера.

14. Экспедиция Брусилова на шхуне «Св. Анна»

(1912–1914)

Лейтенант Георгий Львович Брусилов организовал в 1912 г. на частные средства экспедицию для прохода Северным морским путем с запада на восток. По замыслу производимые попутно промыслы должны были окупить расходы экспедиции. Очевидно, обдумывая свой план, Брусилов учитывал ожидавшийся проход ледокольных пароходов «Таймыр» и «Вайгач» Северным морским путем с востока на запад и возможную помощь в случае неудачи. Такое предположение тем более вероятно, что Брусилов до этого плавал на «Вайгаче» во время навигаций 1910 и 1911 годов.

Для экспедиции была приобретена паровая шхуна «Св. Анна» – водоизмещение 230 т, длина 146 футов, машина 41 л. с, построенная специально для плавания во льдах.

«Св. Анна» вышла из Петербурга 28 июля 1912 г. и 2 сентября подошла к Югорскому Шару. Состояние льдов в южной части Карского моря в этом году было крайне неблагоприятным. В Югорском Шаре стояло несколько пароходов, тщетно ожидавших улучшения ледовой обстановки. «Св. Анне» все же удалось пройти в Карское море, но у берегов полуострова Ямал на 71°45′ с. ш. ее зажало льдами. 15 октября окружавшие «Св. Анну» льды оторвало от берега, и с этого времени начался непрерывный ее дрейф на север Карского моря.

Зимовка в дрейфующих льдах проходила очень тяжело. Многие, в том числе и сам Брусилов, переболели. Летом 1913 г., когда шхуна находилась около 78-й параллели, были сделаны безуспешные попытки выйти из льдов. Вторая зимовка во льдах прошла еще тяжелее. Кроме всего другого, жизнь на судне омрачалась крайним обострением отношений между Брусиловым, и его помощником, штурманом Валерианом Ивановичем Альбановым.

23 апреля 1914 г. «Св. Анна» находилась на 83°17′ с. ш. и 78° в. д., приблизительно в 160 км к северу от Земли Франца-Иосифа. В этот день с разрешения Брусилова Альбанов с 13 матросами покинул судно и направился по дрейфующим на запад льдам «на юг к Земле Франца-Иосифа», как гласило название написанной впоследствии Альбановым книги.[403]

Из 14 человек, покинувших судно, трое вскоре вернулись, устрашась трудностей пути, девять человек погибло, и к мысу Флора острова Нортбрук на Земле Франца-Иосифа 9 июля 1914 г. добрались только Альбанов и матрос Александр Конрад. Они были сняты с мыса Флора подошедшим нему 2 августа судном экспедиции Г. Я. Седова «Св. Фока».

Поход «на юг к Земле Франца-Иосифа» интересен для науки уже потому, что Альбанов прошел как раз через места, на которых по карте Вайпрехта и Пайера, открывших в 1873 г. эту землю, значились Земля Петерманна и Земля короля Оскара. Таким образом, он доказал, что земли эти не существуют. Но гораздо важнее было то, что, несмотря на огромные трудности своего путешествия по льду, Альбанов сохранил вахтенный журнал «Св. Анны» и записи метеорологических наблюдений за все время ее дрейфа вплоть до своего ухода с корабля. Это позволило полностью восстановить все обстоятельства дрейфа «Св. Анны». В частности, в журнале были записаны измерения до того неизвестных глубин северной части Карского моря, выполненные командой «Св. Анны».

Весьма интересным в научном отношении оказалось следующее.

Еще Нансен во время дрейфа «Фрама» во льдах Центральной Арктики в 1893–1896 гг. подметил, что ледяные поля очень быстро подчиняются ветру и изменяют свою скорость и направление в соответствии с изменениями скорости и направления ветра. Выводы Нансена можно обобщить в два простых правила:

1. Скорость дрейфа льдов приблизительно в 50 раз меньше скорости ветра, вызвавшего этот дрейф.

2. Направление дрейфа льдов в северном полушарии отклоняется в среднем на 30° вправо от направления ветра, вызвавшего этот дрейф[404].

Владимир Юльевич Визе, в 1924 г. тщательно проанализировав все наблюдения «Св. Анны», натолкнулся на любопытную особенность ее дрейфа в Карском море между 78-й и 80-й параллелями и между 72-м и 78-м меридианами. Здесь судно, дрейфовавшее в общем на север, отклонялось от направления ветра не вправо, как это следовало из второго правила Нансена, а влево. Отсюда Визе пришел к заключению, что такая особенность может быть объяснена лишь тем, что между 78 и 80° с. ш. к востоку и недалеко от линии дрейфа «Св. Анны» находится суша. Визе нанес на карту приблизительное ее положение.

И вот в 1930 г. экспедицией на ледокольном пароходе «Г. Седов», в которой Визе принимал участие, предсказанная суша действительно была обнаружена. Она оказалась островом, расположенным между 79°29′ и 79°32′ с. ш. и между 76°46′ и 77°20′ в. д. Этот остров по справедливости назван островом Визе.

Дальнейшая судьба «Св. Анны» и оставшихся на ней людей до сих пор неизвестна.

15. Экспедиция Русанова на зверобойной шхуне «Геркулес»

(1912–1914)

Впервые в Арктике геолог Владимир Александрович Русанов побывал в 1907 году.

Он доехал до Маточкина Шара на пассажирском пароходе, а затем на ненецком баркасе прошел весь Маточкин Шар до Карского моря и обратно, описывая по пути пролив в навигационном и геологическом отношениях.

В 1908 г. Русанов опять побывал на Новой Земле. Он производил геологические исследования и, в частности, пересек Новую Землю по 74-й параллели, от Крестовой губы на западе до залива Незнаемого на востоке и обратно.

В 1909 г. Русанов на парусной шлюпке обследовал западное побережье Новой Земли от Крестовой губы до полуострова Адмиралтейства.

В 1910 г. он на моторно-парусном судне «Дмитрий Солунский» (водоизмещение 180 т, капитан Г. И. Поспелов) обошел по солнцу северный остров Новой Земли.

В 1911 г. Русанов на небольшой моторно-парусной яхте «Полярная» обошел южный остров Новой Земли.

Наконец, в 1912 г. он отправился в Арктику на зверобойном судне «Геркулес» (водоизмещение 64 т, мотор—24 силы). Командовал судном капитан Александр Степанович Кучин, только что вернувшийся из антарктической экспедиции Амундсена.

Сначала Русанов направился к Шпицбергену, считавшемуся в то время «ничейной землей», и обследовал угленосные районы на побережье заливов Беллсунд и Ис-фьорд. От Шпицбергена он пошел на Новую Землю и здесь оставил записку, в которой, между прочим, говорилось:

«Иду к северо-западной оконечности Новой Земли. Если погибнет судно, направлюсь к ближайшим по пути островам Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов на год, все здоровы. Русанов».

О своем намерении пройти Северным морским путем он никому не сообщал. Русанов был горячим поборником освоения Северного морского пути и о необходимости этого освоения написал несколько статей. Русанов, так же как и Брусилов, знал, что как раз в это время ледокольные пароходы «Вайгач» и «Таймыр» готовились к проходу Северным морским путем с востока на запад и, следовательно, в случае нужды могли ему помочь. Наконец, само содержание его записки, оставленной на Новой Земле, не вызывает сомнений, что он собирался выполнить свою давнишнюю мечту.

О дальнейшей судьбе «Геркулеса» долго ничего не было известно. Только летом 1934 г. моторно-парусный бот «Сталинец», производивший гидрографические работы в шхерах Минина, обнаружил на острове Геркулес (названном так позднее) столб из плавника с надписью «Геркулес 1913» и рядом сломанные нарты. Несколько позже в том же районе, но уже на другом острове, называемом теперь островом Попова – Чукчина, тем же «Сталинцем» были найдены мореходная книжка матроса «Геркулеса» Александра Спиридоновича Чукчина, справка, выданная на имя матроса Василия Григорьевича Попова, серебряные часы с инициалами Попова, несколько визитных карточек зоолога экспедиции 3. Ф. Сватоша. У берега лежали истлевшая одежда, фотоаппарат и ружейные патроны. В 1936 г. остров Попова – Чукчина был подробно обследован гидрографической партией на судне «Торос». При этом дополнительно были найдены ножи, обоймы от браунинга, патроны, пуговицы, медные деньги, обрывки одежды, почтовые расписки и автограф В. А. Русанова.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов"

Книги похожие на "Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Зубов

Николай Зубов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Зубов - Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов"

Отзывы читателей о книге "Отечественные мореплаватели —ё исследователи морей и океанов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.