Ирина Бурдукова - Политические и избирательные системы государств Европы, Средиземноморья и России. Том 3. Учебное пособие

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Политические и избирательные системы государств Европы, Средиземноморья и России. Том 3. Учебное пособие"
Описание и краткое содержание "Политические и избирательные системы государств Европы, Средиземноморья и России. Том 3. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.
В учебном пособии отражена эволюция политических систем ряда стран Европы, Средиземноморья и Россия, которые вызывают наибольший интерес в мировом сообществе. На широком историческом и политологическом материале рассматривается динамика развития политических систем в них, обусловленная историческими факторами, культурой, традициями, особенностями географического положения, менталитета народов, населяющих государство, а также прослеживается эволюция политических систем в XX–XXI вв. Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих политологию и страноведение.
Каждая палата находится под председательством старшего по возрасту судьи, назначаемого Судом на два года. В целом Федеральный суд находится под руководством одного из председателей палат, который назначается Федеральным собранием без права переизбрания на непосредственно следующий срок.
Швейцария ратифицировала Европейскую конвенцию по правам человека 1950 года и, следовательно, обязалась подчиняться юрисдикции Европейской комиссии по правам человека и Европейского суда по правам человека, Другими словами, названные международные органы могут проверять соответствие федеральных законов названной Конвенции. В связи с этим трудно понять позицию Федерального суда, который не может устанавливать того же соответствия с федеральной конституцией.
Федеральный суд не знает института прокуратуры; прокуроры находятся при кантональных судах. Они поддерживают обвинение в Федеральном суде.
В компетенцию Суда входит рассмотрение споров в области гражданского права между конфедерацией и кантонами и между кантонами. В гражданской и уголовной сфере Федеральный суд рассматривает дела в кассационном порядке. У него есть и собственные полномочия в качестве суда первой инстанции.
Конституция возлагает на Федеральный суд обязанности но рассмотрению дел о государственной измене по отношению к конфедерации, о мятеже или насилии против союзных властей. В таких случаях Федеральный суд заседает в составе трех судей и пяти присяжных заседателей. Менее серьезные преступления против государства, дела о фальшивомонетничестве подсудны жюри из пяти судей без присяжных.
Федеральная конституция предоставляет кантонам право на организацию судов, судопроизводство и отправление правосудия. Судебная организация кантонов не одинакова, она варьируется от кантона к кантону. Общая, однако, схема такова: мировые судьи, суд округа или суд первой инстанции, верховный суд кантона или апелляционный суд. Во многих кантонах учреждены специальные суды (или отдельные судьи) рассматривающие дела несовершеннолетних, торговые дела; встречаются суды по социальным делам, примирительные суды (то есть рассматривающие конфликты между предпринимателями и рабочими). В кантоне Женева действует конфликтный трибунал разрешающий споры между административными судами и судами по уголовным и гражданским делам. В полукантоне Базельсельский конституционная юстиция доверена административным судам, а в полукантоне Нидвальден – Верховному суду. Только в кантоне Жюра, образованном в 1978 году, создан специальный Конституционный суд с тем, чтобы следить за конституционностью законов. Это единственный в Швейцарии суд, который по требованию правительства может признавать недействительными решения кантонального парламента.
Политическая жизнь в Швейцарии проходит на трех уровнях: конфедерация, кантоны и коммуны (общины). Конфедерация является суверенным государством в смысле международного права. Однако, согласно Конституции, компетенции даются ей путем народного голосования – всего населения и кантонов. Любое изменение Конституции Конфедерации происходит через всенародный референдум и может быть принято только большинством голосов всего населения и большинством кантонов. Кантоны, в свою очередь, являются автономными государственными образованиями, которые путем народного голосования принимают свои собственные конституции и издают свои собственные законы – если они не противоречат федеральному праву. Каждый кантон состоит, в свою очередь, из общин. Общины – это образования с ограниченной автономией. Они подчиняются законодательству соответствующего кантона. И тем не менее, исходя из принципа субсидиарности, общины Швейцарии издавна понимаются как первоначальные ячейки политического сообщества. В соответствии с этим на общины возлагаются все те задачи, которые по весомым причинам не относятся к компетенции более крупных политических единиц.
Таким образом, современная Швейцария высокоразвитое, социальное государство, во внешней политике которого сохраняется принципиальный нейтралитет.
ШВЕЙЦАРИЯ (официальное название – ШВЕЙЦАРСКАЯ КОНФЕДЕРАЦИЯ)
– республика с ограниченной президентской формой исполнительной власти с федеративным государственным устройством (20 кантонов и 6 полукантонов).
Уровни власти: – федеральная;
– кантоны (автономные государства);
– общины (коммуны) имеют органы самоуправления.
Важнейшие решения, на всех уровнях власти, принимаются референдумами.
Рис. 25. Государственное устройство Швейцарии… (Е. П. Борзова, И. И. Бурдукова. Основы сравнительной политологии. СПб, СПбГУКИ, 2007, с. 133)
Таблица 13.
Сравнение парламентской и избирательной структуры Швейцарии и США (В. Е. Чуров. Демократия и формы ее реализации в различных странах мира. Табл. 4.: http://rudocs.exdat.com/docs/index-318181.html?page=4)
Политическая и избирательная системы Швеции
Швеция является одним из ближайших соседей России на европейском Севере, имеет яркую политическую историю с древнейших времен, нередко пересекающуюся с историей России[50]. Появление людей на территории Швеции относится к 8–9-му тыс. до н. э. Примерно во 2-м тыс. из континентальной Европы на эти земли вторглись скотоводческие племена. В первых веках н. э. здесь жили северогерманские племена свионы (свей), гауты (геты, еты) и другие. Племена и союзы племен подчинялись власти военного (конунга). Они вели торговлю с Римом и его германскими провинциями, а с V в. – уже с франками, фризами, западными (поморскими) славянами, народами восточной Прибалтики. Шведские викинги (в Западной Европе были известны под названием норманнов, на Руси – варягов) с целью торговли и грабежа совершали набеги (в конце VIII – середине XI вв.) на соседние земли, а также на Русь, Византию, волжских булгар и хазар, Арабский халифат. Торговыми центрами на Балтике стали первый шведский город Бирка (основанный около 800 г.), а несколько позже остров Готланд. В начале XI в. в Швеции началась христианизация. Существовавшее в это время королевство свеев – Свитьод подчинило себе государственное образование етов на западе и юге Швеции (кроме морского побережья). Шведская народность стала наряду с норвежской и датской выделяться из общей совокупности древних скандинавских племен.
В XII-XIII вв. в Швеции существовала поземельная община, применялся труд рабов (трелей) и полусвободных (брюти). Феодально зависимое крестьянство формировалось из лишавшихся земли свободных, из освобожденных и посаженных на землю рабов; и ге и другие становились срочными держателями земель короны, церкви и светской знати. Крестьяне оставались в Швеции лично свободными. Из дружинников и других королевских слуг, родовой знати и верхушки бондов[51] образовались феодалы. В то же время, в стране шла с успехом христианизация, в 1164 году в Упсале, религиозном и политическом центре древней Швеции было учреждено первое архиепископство. Короли, находившие опору у церкви, дарили землю монастырям и высшему духовенству. Выросли новые торговые центры, началась шахтная добыча руды, выплавка железа и меди. Рабство в Швеции отменено только в 1335 году. Население делилось на податное невоеннообязанное большинство (эксплуатируемое крестьянство) и неподатное меньшинство – фрельсе – рыцарство, несшее конную ратную службу.
При основателях династии Фолькунгов (правили в 1250–1363 гг.) – Биргере Ярлс и его сыновьях – завершилась централизация Швеции. В это время активно возводились каменные крепости-замки. С середины XII в. шведские короли совершали крестовые походы против финских племен (шведское завоевание Финляндии завершилось в начале XIV в.). Завоевательные походы на северо-западную Русь, после неоднократных поражений шведов (особенно в Невской битве 1240 г.), привели к установлению государственной границы между Швецией и Русью (Ореховский мир 1323 г. Швеции с Новгородом).
В 1319 году на шведский престол был избран (уния с Норвегией 1319–55 гг.) норвежский король Магнус Эриксон (правил до 1363 г.); с этого времени королевская власть стала ограничиваться органом светской и духовной знати – королевским советом (позже – государственный совет, рикерод), был выработан общегосударственный свод законов (ландслаг – около 1350 г.), страна стала делиться на лены во главе с королевскими наместниками – «господами ленов». В 1389 году, ослабленная междоусобными распрями, Швеция вступила в унию с Данией, ставшую в 1397 году тройственной (Дания, Швеция, Норвегия). С конца XIV в. Стокгольм стал главным городом Швеции.
При короле Эрике Померанском (правил в 1412–39 гг.) проявилась тенденция к установлению господства Дании над более слабой в экономическом отношении Швеции. Война с Ганзой (1426–32 гг.) вызвала антидатское восстание Энгельбректа Энгельбректсона (1434–36 гг.). С 1435–36 гг. стал созываться четырехсословный риксдаг (дворяне, духовенство, горожане, крестьяне, кроме помещичьих), а в 1448 году уния с Данией фактически распалась. Благодаря победе над датчанами в сражении при Брункберге в 1471 году Швеция добилась относительной самостоятельности. В 1471–1520 гг. ею управляли регенты из знатного дома Стуре, при которых укрепилась централизованная власть, окрепла национальная кулыура. В 1477 году в Уисале открыт первый в Северной Европе университет. При поддержке католической церкви датский король Кристиан 11 в 1520 году насильственно восстановил датско-шведскую унию. Конец господству датчан положило только мощное народное восстание 1521 года, которое возглавил дворянин Густав Эриксон, избранный королем Швеции (под именем Густава I) в 1523 году и основавший династию Ваза (Васа).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Политические и избирательные системы государств Европы, Средиземноморья и России. Том 3. Учебное пособие"
Книги похожие на "Политические и избирательные системы государств Европы, Средиземноморья и России. Том 3. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ирина Бурдукова - Политические и избирательные системы государств Европы, Средиземноморья и России. Том 3. Учебное пособие"
Отзывы читателей о книге "Политические и избирательные системы государств Европы, Средиземноморья и России. Том 3. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.