Олег Терентьев - Владимир Высоцкий: Эпизоды творческой судьбы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Владимир Высоцкий: Эпизоды творческой судьбы"
Описание и краткое содержание "Владимир Высоцкий: Эпизоды творческой судьбы" читать бесплатно онлайн.
Владимир Высоцкий не вёл дневников, у него не было прижизненных биографов. Но были родные, друзья, знакомые и коллеги, чьи воспоминания и легли в основу данной публикации. Так же использованы статьи из периодической печати, документы и материалы из музея театра на Таганке, комиссии по творческому наследию Высоцкого и личные архивы родителей поэта. Материалы расположены в хронологическом порядке. Составление и подготовка к печати — Б. Акимов и О. Терентьев.
[Год — это явная натяжка. На самом деле Владимир Высоцкий работал в Театре миниатюр чуть больше месяца. Заполнить очередной пробел в творческой биографии Владимира Высоцкого нам помогли: Зиновий Высоковский...—
«Человек, [который] на подмостках добивается права читать в финале 1-го акта своего спектакля стихи Владимира Высоцкого [речь идет о моноспектакле 3. Высоковского «Пятая сторона света» в Театре эстрады] не только по праву личного знакомства с поэтом, не потому, что служил с ним вместе в Театре миниатюр, не из-за капризов переменчивой моды — но по велению души...» / 16/
...— и Тамара Витченко,— которая в описываемый период работала в Театре миниатюр. [Она и ее муж — заслуженный артист РСФСР, актер театра имени Станиславского В. А. Анисько были дружны с Владимиром Высоцким.]
«Познакомились мы в театральных мастерских на улице Горького. Там было общежитие театра — прямо во дворе за Театром Станиславского. Собиралось много интересных людей: там жил Женя Урбанский, Ольга Бган, Юра Гребенщиков. Юрий Никулин приходил и многие другие. Там был репетиционный зал, где мы общались, пели, танцевали. Очень удобно. И всегда была дружеская атмосфера.
Потом мы переехали на Смоленскую набережную, в новое общежитие театра. Володя часто навещал нас и всегда приносил розы — в любое время года. Порой доходило до смешного: однажды он приехал — тоже с розами,— но ему нечем было расплатиться за такси, и Володя отдал таксисту свой шарф...
...И вот как-то осенью он пришел ко мне в театр (а мы тогда работали на летней площадке сада «Эрмитаж»), вид у него был сильно удрученный. Я его спрашиваю: «Вовка, у тебя что-то случилось?» (Я тогда еще не знала, что у него в театре неприятности). А он отвечает: «Ты понимаешь, Тамара, работы нет. И пока не предвидится». И тут я ему предложила: «Володя, а если я поговорю с Поляковым? — А я тогда была вроде как ведущая актриса.— Может, что-нибудь удастся сделать?» — «Поговори,— отвечает и добавил: Чувствую, что в вашем театре я бы смог работать».
Я пошла к Полякову и говорю: «Владимир Соломонович, как бы так сделать, чтобы Володя Высоцкий у нас работал?» Поляков сказал, что он подумает. Но штаты в театре были заполнены, и он не хотел Володю брать. И длилось это долго. А я постоянно об этом напоминала, говорила и Полякову, и девушкам нашим, и ребятам — Володе Ширяеву, Зиновию Высоковскому. Очень поддержал эту инициативу Саша Кузнецов — он тогда был в худсовете. И они все время надоедали Полякову». /12/
«В конце 1961 года у Володи был такой период, что ему некуда было деваться. У себя в театре Пушкина он в то время уже не работал /.../. А мы тогда уже были знакомы — встречались в общежитии на Трифоновке и в других компаниях. И когда возникла идея попробовать устроить Володю в наш театр, которым руководил В. С. Поляков, то мы с Сашей Кузнецовым — поскольку мы тогда прочно занимали свое место в театре — начали ходить к Полякову и уговаривать его принять Высоцкого». /15/
«Наконец Владимир Соломонович сдался. Он вызвал меня и сказал: «Тамара, я его беру...» Так что сделано было это общими усилиями — в одиночку я, конечно, вряд ли бы чего добилась /.../. Ему даже просмотра не устраивали — просто уже знали, что есть такой актер — Высоцкий». /12/
«В то время Володя был еще никто, но уже тогда я понимал, что он — отдельный человек, что-то в нем всегда было, что-то...— это точно. Были вещи, которых он никогда в жизни не принимал, и уговорить его или переубедить было невозможно. «Это другой резус крови»,— говорил он. Вообще, он верил в «резус крови», то есть в друзей, вообще в людей, у которых, как он считал, был его «резус крови». Он тогда с этим «резусом» очень носился.
Все мы были тогда молоды, весь театр Полякова был проникнут духом студийности. Да и сам Владимир Поляков — человек удивительный, и несправедливо, конечно, что это сейчас забыто. Там были тогда очень интересные люди.
Короче говоря, в конце концов Володя был принят в театр, и мы почти тут же отправились на гастроли по Уралу и Сибири. Это было в феврале 1962 года. Тогда у нас в театре Андрей Тутышкин ставил спектакль «О времена, о нравы!». И что-то Володя у него играл на выходах. Репетировал он с Тутышкиным в Москве и сам, по ходу, пока мы ехали, что-то готовил». /15/
[Попробуем все-таки уточнить, сколько времени — не считая коротких репетиций в Москве — Высоцкий играл в Театре миниатюр. Для этого обратимся к газетам.]
«Концертный зал филармонии. С 20 февраля Московский новый Театр миниатюр: «Путешествие вокруг смеха» — спектакль в двух актах /.../. Билеты продаются по коллективным заявкам». /19/
«12 марта начало вечернего спектакля в 21.00». /20/
[Это последняя дата выступления театра, указанная в прессе г, Свердловска.]
«Тогда у нас шел спектакль «Путешествие вокруг смеха». Помню, что он участвовал в миниатюре «Ревность». Это был фарс — платяной шкаф становился убежищем для мнимых поклонников пребывающей в доме отдыха Анны Матвеевны. В сцене было занято много артистов, Володя играл одного из любовников. Помню, когда он входил и видел эту диву (ее Оля Вахмистрова играла), то он выпивал воду из вазы для цветов — какие-то такие были хохмы. Очень смешно, но бездумно. «Ревность» шла у нас долгое время. Это был, что называется, «верняк».
Конечно, в то время Высоцкий у нас никак актерски не проявлялся — его вводили только на такие вот маленькие рольки. Мы часто менялись ролями, так что вводы могли быть на одну роль, а впоследствии актер исполнял совсем другую. Не бе русь утверждать, но, кажется, он играл (или репетировал) в сценке «Не проходите мимо».
Была у нас еще очень смешная миниатюра «Благородный поступок» А. Галича. Там на сцене — юбилейное торжество. Главную роль играл Марк Захаров, а в массовке был занят чуть ли не весь состав — мы попеременно выходили на сцену. Вполне возможно, что Володя тоже участвовал.
Он служил у нас в театре очень недолго: отыграл почти до конца гастролей в Свердловске, но дальше работать не стал». /12/
«Тогда Поляков написал приказ: «Отчислить Владимира Высоцкого из театра за полное отсутствие чувства юмора». Можно было, конечно, упросить Полякова. И я думаю, что он бы Володю оставил. Мы с Сашей Кузнецовым, во всяком случае, ему это предлагали. Но Володя сказал (это я хорошо помню): «Не надо, ребята...»
Теперь я понимаю, что «...Просто время приспело — из-за синей горы навалили другие дела...». /15/
Материалы, использованные в публикации:
1. Высоцкий В. Выступление в г. Калининграде Московской области. 16 июля 1980 года.
2. Из воспоминаний народного артиста СССР, народного артиста Абхазской АССР, актера и режиссера Отара Леонтьевича Ко-беридзе, подготовленных для данной повести. 20 ноября 1987 года.
3. Из интервью Б. Акимова с актером и режиссером Игорем Борисовичем Пушкаревым. Москва, б февраля 1988 года.
4. Высоцкий В. Интервью итальянскому телевидению. Москва, весна 1979 года.
5. Из интервью Инны Александровны Кочарян журналисту В. Перевозчикову. Москва, май 1987 года.
6. Из интервью Б. Акимова с кинорежиссером Михаилом Иосифовичем Туманишвили. Москва, 20 января 1988 года.
7. В ы с о ц к а я И. Мой брат Владимир Высоцкий.— «Лесная промышленность», 13 июня 1987 года.
8. Из воспоминаний кинорежиссера Григория Георгиевича Никулина, написанных для данной повести. Саратовская область, киноэкспедиция,6 июля 1987 года.
9. Из воспоминаний Н. М. Высоцкой, написанных для журнала «Студенческий меридиан».
10. Высоцкий В. Выступление в Центральном доме культуры. Усть-Каменогорск, 14 октября 1970 года.
11. Высоцкий Б. Выступление в строительно-дорожном институте. Усть-Каменогорск, октябрь 1970 года.
12. Из интервью Б. Акимова с актрисой Московского театра имени Станиславского Тамарой Алексеевной Витченко. Москва, 30 января 1988 года.
13. Из воспоминаний заслуженного артиста РСФСР, кинорежиссера и актера Николая Петровича Бурляева, написанных специально для данной повести,
14. Антонова Т. «Эрмитаж» в Каретном ряду. — «Московская правда», 9 января 1988 года.
15. Из интервью Б. Акимова с заслуженным артистом РСФСР Зиновием Моисеевичем Высоковским, актером Московского театра сатиры. Москва, 8 декабря 1987 года.
16. Швыдкой М. Пятая сторона смеха. — «Театр», 1986, №11.
17. Из интервью Б. Акимова с Владимиром Леонидовичем Треща-довым, актером театра «Сфера». Москва, 26 февраля 1988 года.
18. Объявление в газете «Вечерний Свердловск» 30 января 1962 года.
19. Там же, 17 февраля 1962 года.
От авторов. В редакцию приходят письма по поводу отсутствия подписей к некоторым снимкам, иллюстрирующим повесть. По техническим причинам опубликовать их своевременно не удалось. Поясним сейчас: в № 2 на стр. 58 опубликован групповой снимок выпускного курса Школы-студии МХАТ, сделанный после вручения дипломов 20 июня 1960 года. В первом ряду крайний слева - В. Высоцкий. На стр. 61 — фотография В. Высоцкого в роли Сигги в спектакле «Золотой мальчик». Снимок сделан весной 1960 года. В № 4 на стр. 54 опубликован снимок, сделанный весной 1956 года,— В. Высоцкий в спектакле «Из записок вспыльчивого человека» на сцене Дома учителя; на стр. 55 приведен фрагмент рукописи В. Высоцкого с посвящениями преподавателям Школы-студии МХАТ (предположительно — осень 1959 года).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Владимир Высоцкий: Эпизоды творческой судьбы"
Книги похожие на "Владимир Высоцкий: Эпизоды творческой судьбы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Олег Терентьев - Владимир Высоцкий: Эпизоды творческой судьбы"
Отзывы читателей о книге "Владимир Высоцкий: Эпизоды творческой судьбы", комментарии и мнения людей о произведении.