» » » Александр Широкорад - Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками».


Авторские права

Александр Широкорад - Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками».

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Широкорад - Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками»." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Военная история, издательство Яуза, Эксмо, год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Широкорад - Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками».
Рейтинг:
Название:
Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками».
Издательство:
Яуза, Эксмо
Год:
2006
ISBN:
5-699-17392-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками»."

Описание и краткое содержание "Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками»." читать бесплатно онлайн.



В 70–80-е годы минувшего века благодаря мемуарам и потрясающему художественному фильму в СССР сложился настоящий культ летчиков-торпедоносцев, согласно которому эта воинская профессия во время Отечественной войны была едва ли не самой опасной — бытовало мнение, что советские торпедоносцы в среднем жили всего по три-четыре боевых вылета, что фактически они были «смертниками», русскими камикадзе, и — главное! — что ценой этих страшных потерь торпедоносцы наносили противнику огромный, невосполнимый урон.

Данная книга — первая попытка разобраться (скрупулезно и беспристрастно, основываясь не на эмоциональных рассказах, а на документах), что в этом культе было правдой, а что — лишь красивой легендой, какова на самом деле была боевая эффективность советской торпедоносной авиации и подлинная цена ее побед.






На следующий день, 2 ноября, три торпедоносца А-20Ж и один Ил-4, действуя поодиночке, с 7 ч. 37 м. до 16 ч. 06 м. летали для крейсерства на коммуникациях противника в Балтийском море и западной части Финского залива. А-20Ж, пилотируемый капитаном Константюком, в 10ч. 05 м. в 18 милях северо-западнее о. Эзель потопил транспорт в 10 000 т, шедший курсом 25º. Экипаж самолета наблюдал взрыв торпеды в кормовой части судна и резкий крен на правый борт. Подтверждения этому нет.

Другой А-20Ж в 14 ч. 40 м. в районе Палдиски обнаружил и безуспешно атаковал торпедой транспорт, шедший курсом 25º.

Третий А-20Ж в 17 ч. 30 м. из-за потери ориентировки произвел вынужденную посадку на аэродроме Будогощь.

Самолет Ил-4 из-за плохой погоды возвратился на свой аэродром с торпедой.

Затем наступила полоса плохой погоды, самолеты-торпедоносцы почти ежедневно вылетали на крейсерство, но безуспешно. Характерный пример: 16 ноября три Ил-4 и два А-20Ж, действуя поодиночке, с 5 ч. 25 м. летали для крейсерства на коммуникациях противника в Балтийском море. Ил-4, вылетевший в 5 ч. 25 м., из полета не вернулся, и принятые меры для его поиска результатов не дали. Два других Ил-4, вылетевших в 5 ч. 45 м. и 11 ч. 27 м., и один А-20Ж, вылетевший в 10 ч. 14 м., из-за тумана и дождя к 12 ч. 42 м. вернулись на свой аэродром с торпедами. Последний А-20Ж, летавший с 10 ч. 30 м. до 16 ч. 20 м., кораблей противника не обнаружил и в 9 милях к северо-востоку от банки Неугрунд сбросил торпеду в воду и возвратился на свой аэродром.

Исчезнувший Ил-4 пилотировал старший лейтенант А.И. Разгонин. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 г. ему посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. Позже выяснилось, что его самолет потерпел аварию, а летчик попал в плен.

Лишь 17 ноября три торпедоносца, действуя поодиночке, с 7 ч. 05 м. до 12 ч. 53 м. летали для крейсерства на коммуникациях противника в Балтийском море. Один А-20Ж, пилотируемый капитаном Стрелецким, в 20 милях северо-западнее Либавы в 10 ч. 40 м. успешно атаковал торпедой и потопил транспорт в 4000 т, шедший курсом 170º в охранении двух сторожевых кораблей и двух истребителей Me-109. На самом деле торпеда прошла мимо. Наш торпедоносец был безуспешно обстрелян огнем зенитной артиллерии с кораблей противника и атакован самолетами прикрытия.

Другой А-20Ж, вылетевший в 7 ч. 05 м., из-за дождя и сильного ветра вернулся на свой аэродром. Торпеду он сбросил в районе о. Малый Тютерс.

Третий торпедоносец, вылетевший в 7 ч. 26 м., также из-за плохой погоды возвратился и сел на свой аэродром с торпедой.

Новых успехов до конца года нашим торпедоносцам достичь не удалось. Приведу типичный пример. 27 ноября три торпедоносца А-20Ж и один Ил-4 летали для крейсерства в Балтийском море и Финском заливе. Один А-20Ж из полета не возвратился, и поиски самолета успехом не увенчались. Другой самолет А-20Ж возвратился из района Кронштадта из-за неисправности матчасти и сел на свой аэродром с торпедой. Третий торпедоносец А-20Ж крейсировал в западной части Финского залива, но вражеских судов не обнаружил и в районе о. Даго сбросил 20 тысяч листовок, после чего сел с торпедой на своем аэродроме. Торпедоносец Ил-4 пролетел по маршруту Лавенсаари — Хельсинки — о. Прангли — Нарвская губа, но противника не обнаружил и сел на своем аэродроме с торпедой. В районе Хельсинки самолет сбросил 30 тысяч листовок.

Всего в 1943 г. летчики 1-го гвардейского мтап произвели 229 вылетов с торпедами, 99 из которых закончились атаками и сбросом торпед. Летчики доложили о потоплении 46 вражеских кораблей и транспортов{27}. За личную отвагу, боевые успехи и нанесение врагу большого урона многие летчики были награждены орденами и медалями, несколько человек удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них Г.Д. Васильев, А.И. Разгонин, А.П. Чернышев и другие.

В 1943 г. авиация Балтийского флота была единственной силой, способной действовать на вражеских коммуникациях, поскольку ни одной подводной лодке не удалось прорваться через минные и сетевые заграждения противника в Финском заливе.

Несмотря на это, командование Балтийского флота по-прежнему практиковало нецелевое использование торпедоносцев, что могло иметь хоть какое-то оправдание в 1941 г., но было совершенно недопустимо в 1943 г. По-прежнему торпедоносцы не отправлялись к кромке шведских территориальных вод, где шел основной поток транспортов, перевозивших войска, оружие и железную руду.


Глава 3.

ПЕРЕЛОМ

Новый 1944 г. 1-й гвардейский минно-торпедный авиаполк встретил на аэродроме Каменка под Ленинградом. К этому времени в составе полка имелось девять самолетов Ил-4 (ДБ-3Ф), три самолета ДБ-3 и тринадцать «Бостонов» А-20Ж, из них три «Бостона» были неисправны.

22 октября 1943 г. приказом наркома ВМФ был сформирован еще один минно-торпедный авиаполк, получивший №51. Боевую подготовку полк проходил на аэродроме Новая Ладога. 20 декабря 1943 г. 51-й мтап был включен в 8-ю минно-торпедную дивизию Балтийского флота.

К 1 января 1944 г. на аэродроме Приютино дислоцировались два самолета 51-го мтап — Ил-4 и А-20Ж. Первым командиром 51-го мтап стал майор В.М. Кузнецов.

9 и 11 января 1944 г. самолет А-20Ж 1-го гмтап летал на крейсерскую операцию в Балтийское море, но из-за неблагоприятных метеоусловий возвратился на аэродром с торпедой.

15 января два самолета Ил-4 1-го гмтап летали на крейсерство в Балтийский залив. У одного самолета в районе Кронштадта заглох мотор, и он был вынужден вернуться, второй же самолет из-за высокой облачности и отсутствия истребительного прикрытия возвратился из района о. Гогланд. Самолеты сели на своем аэродроме с торпедами.

Выполняя директиву наркома ВМФ об активизации действий подводных лодок и авиации на коммуникациях противника в Балтийском море, минно-торпедная авиация флота с 15 февраля 1944 г. возобновила и активизировала крейсерские операции самолетов-торпедоносцев.

Четыре торпедоносца А-20Ж 1-го гмтап 15 февраля с 10 ч. 07 м. до 16 ч. 45 м. поодиночке производили крейсерские полеты в Балтийском море и в Финском заливе. Один из них, пилотируемый капитаном Стрелецким, в 11 ч. 40 м. в точке с координатами ш. = 59º32'; д = 23º57' с дистанции 600 м атаковал транспорт противника водоизмещением в 3000 т, шедший курсом 110º со скоростью 6–8 узлов. Торпеда взорвалась в кормовой части транспорта, который в течение 10 минут затонул. По «Справочнику потерь…», водоизмещение транспорта 2000 т, но подтверждения потопления в иностранных источниках нет.

Второй А-20Ж в 14 ч. 48 м. в точке с координатами ш. = 59º33'; д. = 27º00' пытался атаковать неприятельский тральщик, однако истребители противника вынудили наш самолет прекратить атаки и уйти в облачность, в 16 ч. 22 м. торпедоносец с торпедой вернулся на свой аэродром.

Третий А-20Ж в 14 ч. 50 м. в районе о. Прангли (ш. = 59º38'; д. = 25º09') атаковал транспорт водоизмещением в 3000 т, шедший в охранении двух сторожевых кораблей, но торпеда прошла мимо. Четвертый торпедоносец также безрезультатно выпустил торпеду по стоявшему на месте (ш. = 59º41'; д. = 26º28') транспорту в 3000 т, торпеда прошла в 20 м от кормы транспорта.

17 февраля два торпедоносца А-20Ж 1-го гмтап производили крейсерские полеты в западной части Финского залива, но из-за неблагоприятных метеоусловий поиск кораблей противника прекратили и возвратились с торпедами на свой аэродром. На следующий день, 18 февраля, в 9 ч. 02 м. в крейсерство вылетел торпедоносец А-20Ж. Пролетев по маршруту о. Лавенсаари — мыс Ристна — район порта Либава — Ирбенский проход — о. Найссаар — Кургальский полуостров, экипаж кораблей противника не обнаружил и в 12 ч. 00 м. принял решение сбросить торпеду 45–36АН на маяк Колкасрагс, однако взрыва торпеды экипаж не видел, ив 14ч. 12м. самолет вернулся на аэродром.

Второй А-20Ж в 9 ч. 50 м. вылетел по маршруту о. Гогланд — о. Найссаар — полуостров Сворбе — Ирбенский проход — мыс Колкасрагс — Рига — южное побережье Финского залива — Кургальский полуостров и также не обнаружил неприятельских кораблей. Тогда в 13 ч. 00 м. в Рижском заливе в точке с координатами ш. = 58º01'; д. = 24º03' экипаж сбросил торпеду в воду, но взрыва не наблюдал.

Третий торпедоносец Ил-4 в 12 ч. 32 м. в 16 милях западнее о. Осмусаар безрезультатно атаковал вражеский транспорт водоизмещением 3000 т. Торпеда, пройдя 100 м по направлению к цели, выскочила из воды и затем потонула.

Четвертый самолет А-20Ж в 14 ч. 25 м примерно в 11 милях западнее о. Найссаар с дистанции 800 м атаковал транспорт противника в 3000 т, шедший курсом 190º со скоростью 4–5 узлов. В этот момент транспорт отвернул вправо, экипаж самолета следа торпеды не наблюдал.

Пятый А-20Ж в 14 ч. 55 м. примерно в том же районе безрезультатно атаковал транспорт противника в 3000 т, но следа торпеды экипаж не видел.

19 февраля три торпедоносца 1-го гмтап (один Ил-4 и два А-20Ж) с 8 ч. 30 м. до 11 ч. 32 м крейсировали в западной части Финского залива. Ил-4 в 10 ч. 10 м. у о. Прангли с дистанции 600 м безрезультатно атаковал транспорт противника в 3000 т. Торпеда, пройдя 300 м, резко отвернула влево на 15–20 и прошла в 10–15 м за кормой транспорта. В это же время Ил-4 обнаружил еще один транспорт в 5000 т. А два торпедоносца А-20Ж из-за неблагоприятных метеоусловий возвратились из районов Сескара и Котлина на свой аэродром.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками»."

Книги похожие на "Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками»." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Широкорад

Александр Широкорад - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Широкорад - Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками»."

Отзывы читателей о книге "Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками».", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.