Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Катастрофы в Черном море"
Описание и краткое содержание "Катастрофы в Черном море" читать бесплатно онлайн.
Азово-Черноморский бассейн, на берегах которого живут, трудятся и отдыхают миллионы людей — теплый и спокойный край, но таким он бывает не всегда. Иногда это суровый, штормовой район, где свирепствуют бури, проносятся смерчи, где на протяжении многовековой истории происходили кровопролитные бои и где даже в наше время гибнут суда.
О морских катастрофах, приводящих к гибели кораблей и людей, истории мореплавания и рассказывает эта книга. В основу ее положен большой фактический материал, написана она популярно и рассчитана на-широкий круг читателей.
15
Кирлангич — небольшое парусное судно, длиной около 20 м, использовалось обычно как посыльное, так называемое «авизо».
16
Акат — парусно-гребной корабль с двумя или тремя мачтами крейсерского назначения, имеет до 20 пушек.
17
Фок — нижний прямой или косой парус на передней мачте трехмачтового судна, бизань — нижний косой парус на кормовой мачте.
18
Рангоут — надпалубные конструкции для несения парусов на парусных судах и для несения грузовых и сигнальных устройств на судах с механическими двигателями
19
Командиром «Марии Магдалины» был наемный английский офицер, капитан Тиздель, а не российский офицер.
20
Ахтерштевень — нижняя кормовая часть судна в виде жесткой рамы сложной формы.
21
По другим данным, 80
22
Линейный корабль «Императрица Мария» заложен и Николаеве, на Русской судоверфи 30 октября 1911 г., вступил в строй 6 июля 1915 г. Это был по тому времени мощный корабль с очень сильным вооружением, водоизмещением 22600 т. Длина его 167,8 м, ширина 27,3 м, осадка 8,4 м. Главные турбины обладали мощностью в 26500л. с, па линкоре было 20 котлов, он имел 4 винта, развивал максимальную скорость 21 узел, запас топлива на корабле составлял до 3000 г, что позволяло ему обеспечивать дальность плавания 2960 миль. Главный калибр линкора состоял из 12 орудий 305-миллиметрового калибра, противоминная артиллерия — из 20 орудий 130-миллиметрового калибра. Кроме того на линкоре было 8 пушек калибра 75 мм, 4 — 47 мм, 4 пулемета — все это предназначалось для противовоздушной и противокатерной обороны. По давнишним традициям на линкоре были установлены также и торпедные аппараты, их было четыре. Броня на башнях и на борту достигала 305мм. Штатный экипаж составлял 1220 человек.
23
Императрица Мария” послужила Родине и после своей гибели. Две ее башни были подняты с грунта (точнее из ила, куда они зарылись на глубину более 15 м) и установлены на знаменитой впоследствии 30-й батарее капитана Александера на Бельбеке, прославившейся при героической обороне Севастополя в 1941 —1942 гг.
24
Так в оригинале сводки. Речь идет, очевидно, о буксире. Цит. по кн.: Гражданская война на Украине. — К.: Наук. думка, 1967. — Т. 3. — С. 909.
25
Ситуация напоминает ту, которая сложилась после второй мировой войны в польском порту Гдыня, где, отступая, немцы затопили на фарватере карманный линкор «Гнейзенау». В 1951 г. он был поднят. Вес броневых плит линкора, сделанных из вольфрамовой стали, достигал 10 тысяч тонн.
26
Позже фронт был преобразован и Приморскую армию.
27
Плашкоут — несамоходное грузовое судно с упрощенными обводами.
28
Гису — гидрографическое судно.
29
Дюйм—2,54 см
30
Клюз — отверстие в верхней части форштевня, ведущее в цепной ящик. В клюз убирается якорь «по-походному». Бридель — якорь-цепь, которой крепится корабль к швартовой бочке.
31
Шпангоут—основная балка поперечного набора корпуса корабля; гюйсшток — небольшая мачта на форштевне корабля для подъема гюйса.
32
Эта история рассказана бывшим директором клуба «Эльтиген» А.Н. Шамраем. Авторы благодарят его за информацию.
33
«Каменный хаос» — беспорядочное скопление крупных камней.
34
По некоторым данным, но времена персидского царя Додиана.
35
Авторы выражают благодарность доценту Г.П. Овчинникову — виноделу НИИ виноградарства и виноделия им. В.Е. Таирова за предоставленную информацию об энотеке института.
Источники и литература
1
Киевские ведомости. — 1993. — 30 нояб.
2
Вечерний Киев. — 1993. — 3 декаб.
3
Прох Л.З. Бури волшебного края // Человек и стихия. — 1979. — С.53—56
4
Морской сборник. — 1899. — Т. 293, № 8. — С.132.
5
Цит. по кн.: Григораш З.К, Корнеева Л.А. Волны цунами, сопровождавшие Анапское замлетрясение 12 июня 1966г. // Океанология. — 1969. — Т. 9, вып. 6. — С. 988—994.
6
Кузминская Г.Р. Черное море. — Краснодар, 1988. — 96 с.
7
Григораш З.К., Корнеева Л.А. Волны цунами, сопровождавшие Анапское землетрясение 12 июля 1966 г. — С.988—994.
8
Григораш З.К., Корнеева Л.А. Мареографические данные о цунами в Черном море при турецком землетрясении в декабре 1939 г. // Океанология. — 1972. — Т.12, вып. 3. — С.417—421.
9
Военный энциклопедический словарь. — M.: Воениздат, 1983. —С.808.
10
Грушевський М. Iлюстрована iсторiя Украïни. — К.: Наук, думка, 1992. — 544 с.
11
Шепель С.А. Колебания дна Керчь-Еникальского пролива // (Декад, бюл. погоды и состояния моря по Черн. и Азов, побережью. — 1926. — № 30. — С. 11.
12
Правда. — 1989. — 6 нояб.
13
Шнюков Е.Ф. и др. Грязевой вулканизм Керченско-Таманекого региона. — К.: Наук, думка, 1992. — 200 с.
14
Зенкович Х.Х. Керчь в прошедшем и настоящем. — Керчь, 1984.
15
Шепель С.А. Указ. соч. — С.30.
16
Шнюков Е.Ф. и др. Керченский пролив. — К.: Наук, думка, 1981. — 160 с.
17
Ковалевский С.А. Геологические черты линеамента 38 меридиана в районе Черного моря // Докл. АН СССР. — I960. — 130, № 6. — С. 1306—1309.
18
Иванов М.К и др. Грязевые вулканы в глубоководной части Черного моря // Всстн. МГУ. — Сер. геол. — 1989. — № 3. — С.48—54.
19
ЦГАВМФ СССР, ф. 180, on. 1, д.788, с. 187—188.
20
Попов С.П. Грязевые вулканы // Природа. — 1928. — № 6. — С.541—554.
21
Спиридонов А. Когда взорвется Черное море // Литературная газета. — 1984. — 14 июня.
22
Виноградов М., Волков Н., Еремеев В., Соломатина Э. Бесплатный сыр // Поиск. — 1992. — 6—12 июня.
23
Борисов Б.А., Рогожин Е.А. Сейсмогенный разрыв // Природа. — 1989. — № 12. — С. 26—31.
24
Шнюков Е.Ф., Цемко В.П. Азовское море. — Киев: Знание, 1987. — 48 с.
25
Михеенков Н.Д. Азовские наводнения // Человек и стихия. — 1971. — С.51.
26
Ганичев В. Флотовождь // Роман-газета. — 1992. — № 6. — С.38.
27
Чернякова А.П. Сильные ветры Азовского моря // Сб. работ гидрометеорол. обсерватории Черного и Азовского морей. — М.: Гидрометиздат, 1964. — Вып.2. — С. 100—109.
28
Человек и стихия. — 1972. — С.53.
29
Рапорт М.П. Лазарева А.С. Меньшикову о мероприятиях, связанных с постройкой военного порта в устье р. Цемес 4.02.1839 г. // Лазарев М.П. Документы. — М.: Воениздат, 1961. — С. 46.
30
Труды Морского гидрофизического института. — 1959. — Т. 14. — С. 6.
31
Там же. — С. 8.
32
«Бора» в Новороссийске, выдержанная судами практической эскадры Черного моря 3 и 4 октября 1896 г. // Морск. сб. — 1899. — Т.293, № 8. — С. 103—141.
33
Там же.
34
Коростелев И.А. Новороссийская бора // Зап. Имп. АН СПБ. — 1904. — Т. 15. — С. 58.
35
Труды Морского гидрофизического института. — 1959. — Т. 14. — С. 9.
36
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Катастрофы в Черном море"
Книги похожие на "Катастрофы в Черном море" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Шнюков - Катастрофы в Черном море"
Отзывы читателей о книге "Катастрофы в Черном море", комментарии и мнения людей о произведении.