Альберт Манфред (Отв. редактор) - История Франции

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История Франции"
Описание и краткое содержание "История Франции" читать бесплатно онлайн.
Обширный труд отечественных историков охватывает историю Франции, начиная с времен Древней Галии и до 70-х годов 20-го века. В книге прослеживается историческое развитие страны, роль, которую играла Франция на международной арене.
«История Франции» выходит в трех томах; каждый том соответствует определенному историческому периоду.
Первый том охватывает время от ранних государственных образований на территории древней Галлии до кризиса феодально-абсолютистского строя, нарастающего на протяжении XVIII столетия. Это — более чем тысячелетняя история французского народа, история возникновения, роста и упадка феодализма.
Второй том посвящен новой истории Франции, т. е. времени от Великой французской буржуазной революции конца XVIII в. до Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. и окончания первой мировой войны. Это — эпоха утверждения буржуазного порядка во Франции, формирования и развития французского рабочего класса, острых классовых битв, доходящих до самой высшей их формы — гражданской войны и первого в истории опыта диктатуры пролетариата в дни Парижской Коммуны 1871 г.
Последний — третий — том целиком отведен новейшей истории Франции, историческим процессам ближайшего к нам пятидесятилетия — истории Третьей республики между двумя мировыми войнами, трудным годам второй мировой войны и бурным событиям послевоенных лет — Франции четвертой и пятой республик, роли Франции в современном мире.
Католическое дворянство стало думать о союзе с протестантской знатью для того, чтобы совместно добиться ослабления центральной власти в свою пользу. Начался настоящий дележ Франции, совершаемый главарями двух партий. По мирному договору в Болье (1576) Франциск Алансонский, четвертый сын Екатерины и младший брат короля, ставший теперь на сторону гугенотов, получил Анжу, Турень, Берри, наваррский король — Гиень и Конде — Пикардию. Гизам досталось пять областей.
Организация протестанюв и их успехи объяснялись их сплоченностью. Надежд на сильную королевскую власть, которая могла бы разрешить спор в пользу большинства, т. е. католиков, тоже не было. Католики решили организоваться. Так возникла Католическая лига (1576). Ее зачатки относятся еще в 1563 г., когда была создана Тулузская лига из представителей духовенства, дворянства и третьего сословия «для охраны славы господа и его католической и римской церкви». В 60-е годы таких местных лиг создалось несколько. Число их резко увеличилось после мирного договора в Болье.
Так же, как и протестантская конфедерация, католические лиги включали в себя низы и верхи. Низы — буржуазия и даже ремесленники, особенно в Париже, были явно настроены роялистски и даже больше того: они были прямыми сторонниками королевского абсолютизма. Наоборот, верхи — крупные сеньоры, дворянство — мало отличались от гугенотских верхов, от сеньоров, мечтавших о феодальных вольностях в духе тех, которые проповедовал автор «Франко-Галлии». Недаром этот памфлет пользовался широким распространением и среди католиков.
Мало-помалу эти разрозненные организации объединились. Возвращение по эдикту в Болье Пикардии одному из вождей гугенотов — Конде, стало толчком к образованию новой католической лиги как раз в этой провинции. Центром ее сделался городок Перонн, отданный принцу Конде в качестве крепости. Весьма вероятно, что эта лига имела бы не больший успех, чем все предыдущие, но в дело ее организации вмешались Генрих Гиз, герой последней кампании против гугенотов, и даже сам король. Вследствие этого лига скоро превратилась в организацию, пытавшуюся раскинуть свои сети по всей Франции.
Генрих Гиз распространил воззвание, в котором он обращался ко всей Франции. Оно может рассматриваться как учредительный манифест новой ассоциации. Во имя святой троицы организация католических принцев, сеньоров и дворян предлагала восстановить полностью божьи законы, возобновить и сохранить впредь богослужение по обрядам и обычаям святой церкви (католической, апостольской и римской); обеспечить королю Генриху III весь блеск и авторитет его власти, службу и повиновение его подданных. При этом было прибавлено, что король обязан будет воздерживаться от всего того, что могло бы нанести ущерб постановлениям Генеральных Штатов. В заключение декларация требовала: «Возвращение французским провинциям тех прав, преимуществ и старинных вольностей, какими они пользовались при короле Хлодвиге, и даже еще более полезных».
Принадлежность к лиге была объявлена обязательной для всех католиков, «которые будут получать от местных правительств тайные приглашения вступать в ассоциацию, доставлять ей оружие и солдат». Все сеньоры должны были действовать единодушно и помогать друг другу, чтобы отомстить своим оскорбителям или посредством судебного преследования, или с помощью оружия, незвирая на лица. Наконец, члены ассоциации должны были повиноваться своему начальнику, т. е. герцогу Гизу, и обязывались отдать за него жизнь. Как и в гугенотской организации, в католической лиге восторжествовали в конце концов аристократические элементы, а с ними и феодальная реакция[175].
Но в лиге были и элементы, настроенные против аристократии. Многие города шли в лигу весьма неохотно; некоторые же вовсе отказались. Они скоро поняли, что аристократическая верхушка лиги — такие же «гугеноты», как и сами гугеноты. Поскольку лига была направлена против протестантов, как федералистов, они были готовы стать под ее знамена, но поддерживать ее собственные дворянско-федералистские стремления они не были намерены.
Внутри самой лиги завязалась борьба за единство и католицизм против католицизма плюс феодальные вольности. Католицизм, как лозунг единства против расчленения, откуда бы последнее ни шло, стал знаменем парижской буржуазии. Ее героем стал Генрих Гиз, который казался ей лучшим кандидатом на престол вместо окончательно «сгнивших» Валуа. Гиз, таким образом, стал одновременно и главой аристократической лиги, и олицетворением чаяний парижской буржуазии.
Лига отправила в Рим своего представителя — адвоката парижского Парламента Давида. Последний на обратной дороге был убит, и в его бумагах была найдена записка, которая давала формулировку всем этим чаяниям. Гиз — этот истинный, будто бы, потомок Карла Великого — должен был довершить истребление протестантов и свергнуть с престола Генриха III — жалкого потомка Капетингов, которые, получив на время власть от Каролингов, не унаследовали апостольского благословения, пребывающего только в роде Карла Великого. Гугеноты опубликовали эту записку с добавлениями, возможно даже, что она была сочинена ими с начала до конца в целях скомпрометировать Гиза и поссорить его с королем. Впрочем, сам Гиз не далек был от подобного рода планов.
В декабре 1576 г. собрались штаты в Блуа, и это дало возможность лигистам провозгласить свою программу. Самый состав штатов свидетельствует об успехах объединенных лигой католиков. Съехалось 329 депутатов: 104 — от духовенства, 75 — от дворянства и 150 — от третьего сословия. Гугеноты не попали в число депутатов. Духовенство и дворянство заявили королю, что он обещал истребить еретиков. Третье сословие не было единодушным в вопросах религии. Против оратора лиги, парижского депутата Пьера Ле-Турнера, требовавшего решительных мер против гугенотов, выступил знаменитый государствовед Жан Боден, который настаивал на созыве национального собора для решения религиозной распри. К собору, впрочем, буржуазия до поры до времени относилась очень настороженно. Авторитет королевской власти сам по себе был слишком велик и пока охранял даже самого ничтожного ее представителя. Но буржуазия понимала, что слишком категоричное требование религиозного единства означало бы войну. Поэтому она просила короля восстановить это единство «самыми мягкими и святыми» средствами. Против этой резолюции не протестовал даже Боден. Но король, устрашенный популярностью Генриха Гиза, полагал, что возглавить лигу и стать большим католиком, чем сам Гиз, было бы наилучшим средством для того, чтобы обезвредить растущую популярность этого человека, претендовавшего на то, чтобы называться потомком Карла Великого. 1 января 1577 г. король объявил, что он не признает никакой религии, кроме католической. Это была отмена эдикта в Болье.
Протестанты поднялись еще раз. Еще в феврале 1576 г. бежал из Лувра Генрих Бурбон, где он находился под неусыпным надзором Екатерины Медичи. Он стал во главе гугенотов. Протестанты организовали в Ла-Рошели унию, в которую вошли гугеноты, шведский король, датский король, английская королева и немецкие князья. Конде заявил в своем манифесте, что гугеноты вынуждены взяться за оружие для освобождения французов от постыдного рабства. Религиозные разногласия отступали совсем на задний план. Оба предводителя — Генрих Бурбон и Генрих Гиз — только выставляли напоказ свои религиозные верования; они находили в этом удобное средство увлекать вслед за собой сторонников своих партий, но оба не интересовались религиозными вопросами.
Началась война, сопровождавшаяся не столько столкновениями враждебных армий, сколько грабежом и разорением населения. Даже ларошельцы — и те отказывались впустить к себе банды Конде, так как гугеноты беспощадно грабили окрестное население. Разнузданная солдатчина, жаждавшая добычи, не разбирала ни своих, ни чужих.
Бержеракский мир 17 сентября и последовавший за ним эдикт в Пуатье снова восстановили в несколько суженном виде условия договора в Болье. Мир был восстановлен на три года. Король хвастался, что этот мир — исключительно дело его рук. Католические лиги не принимали, по его мнению, в этом никакого участия. Он, поэтому, поспешил распустить их. 56-й параграф эдикта в Пуатье объявлял ликвидированными все организации как новой, так и католической религии.
В лице Генриха III королевский абсолютизм, казалось, соединил все свои отрицательные стороны. Через руки короля проходили и неизвестно куда исчезали колоссальные суммы. Огромные налоги, займы, которые не оплачивались, финансовые операции сомнительного свойства, откупа косвенных налогов считались прочной системой финансового управления. Талья и другие прямые налоги, достигавшие уже в 1576 г. 7 220 тыс. ливров, быстро повышались и к 1588 г. равнялись 18 млн. ливров. Соляной налог, особенно ненавистный массам населения, с 1 млн. поднялся до 3,5 млн. ливров. Около всех этих операций грели руки откупщики и государственные кредиторы, «финансисты» — шайка воров, набившая себе карманы на народной нужде. С ними были связаны самые высокие аристократические фамилии, придворные и многочисленные королевские любимцы, которые за покровительство и высокое имя вносились в приходно-расходные книги этих акул, как крупные кредиторы, и получали огромные проценты за суммы, которые они никогда не давали взаймы. Особенно процветали приближенные Екатерины — итальянцы. Об одном из них, по фамилии Сардини, сложили песенку: «Маленькая сардинка превратилась теперь в кита, вот как жиреют итальянские рыбки во Франции».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Франции"
Книги похожие на "История Франции" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Альберт Манфред (Отв. редактор) - История Франции"
Отзывы читателей о книге "История Франции", комментарии и мнения людей о произведении.