Альберт Манфред (Отв. редактор) - История Франции

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История Франции"
Описание и краткое содержание "История Франции" читать бесплатно онлайн.
Обширный труд отечественных историков охватывает историю Франции, начиная с времен Древней Галии и до 70-х годов 20-го века. В книге прослеживается историческое развитие страны, роль, которую играла Франция на международной арене.
«История Франции» выходит в трех томах; каждый том соответствует определенному историческому периоду.
Первый том охватывает время от ранних государственных образований на территории древней Галлии до кризиса феодально-абсолютистского строя, нарастающего на протяжении XVIII столетия. Это — более чем тысячелетняя история французского народа, история возникновения, роста и упадка феодализма.
Второй том посвящен новой истории Франции, т. е. времени от Великой французской буржуазной революции конца XVIII в. до Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. и окончания первой мировой войны. Это — эпоха утверждения буржуазного порядка во Франции, формирования и развития французского рабочего класса, острых классовых битв, доходящих до самой высшей их формы — гражданской войны и первого в истории опыта диктатуры пролетариата в дни Парижской Коммуны 1871 г.
Последний — третий — том целиком отведен новейшей истории Франции, историческим процессам ближайшего к нам пятидесятилетия — истории Третьей республики между двумя мировыми войнами, трудным годам второй мировой войны и бурным событиям послевоенных лет — Франции четвертой и пятой республик, роли Франции в современном мире.
Эта публицистика звучит, на первый взгляд, как теория народного договора и народного суверенитета, и буржуазная наука не раз принимала ее за таковую. Но мы вправе подвергнуть сомнению такое толкование. «Народ», о котором говорят эти памфлеты, это «лучшие», «пэры», «патриции», «магнаты» — наименования, которые не оставляют никакого сомнения в том, что под «народом» эти публицисты подразумевали всегда аристократию, высшее дворянство, которые представительствуют за народ (que universalitatem populi representat). Они со страхом говорили о настоящем народе, как о «черни», которая может уничтожить дворянство. «Когда мы говорим о народе, — заявлял тот же Юний Брут, — то понимаем под этим словом не весь народ, а лишь его представителей: герцогов, принцев, оптиматов и вообще всех деятелей на государственном поприще». «Берегитесь господства черни или крайностей демократии, которая стремится к уничтожению дворянства». Каков же с точки зрения гугенотов должен быть строй государства? На этот вопрос отвечала знаменитая брошюра Отмана «Франко-Галлия»[174], которая выдержала множество изданий на латинском и французском языках и читалась одинаково с интересом и в гугенотских, и в католических дворянских кругах. Интересно отметить, что Отман, будучи гугенотом, в своем памфлете не касается религиозных различий и распрей. Его точка зрения сословно-классовая, а не религиозная. Этот замечательный памфлет важен не только потому, что он вскрывает политические идеалы южной оппозиции, но и потому, что указывает причины дворянского недовольства — централизацию и бюрократизацию управления и потерю дворянством его самоуправления и местных вольностей. Он интересен тем, что автор его для обоснования своих положений дал гугенотско-дворянскую концепцию истории Франции, попытался исторически подтвердить законность своих политических требований.
«Главная причина зол и бедствий страны», по мнению Отмана, заключается в уничтожении французскими королями — такими, как Филипп IV Красивый и, особенно, Людовик XI — «почтенных учреждений наших предков». Они уничтожили старые свободные учреждения, дворянские вольности, местное самоуправление и насадили бюрократию, создав настоящее царство адвокатов и крючкотворов (regnum rabularium). Влияние и власть этих людей низкого происхождения становится с каждым годом все больше. Более трети горожан превратились в чиновников, живут жалобами, создают процессы, плетут сеть клеветы, изводят бумагу. Судебных мест развелось бездна; мало того, что существует восемь парламентов, члены которых являются чем-то вроде сатрапов, везде появились мелкие сатрапы — местные судьи (намек на учреждение президиальных судов по бальяжам при Генрихе II), усиливающие еще больше заразу, распространяющие грабежи и вымогательства, так хор дно известные дворянству. Нет дворянина, нет аббата, нет епископа, нет купца, которые не были бы разорены. Страдает бедный народ. Надо возвратиться к старым порядкам, восстановить древнюю конституцию Меровингов и Каролингов, когда Франция (Галлия) была федерацией самоуправляющихся республик и все жители принимали участие в управлении, королей избирал народ. Достигнуть этого можно только тем путем, каким в свое время шли принцы против Людовика XI. Они создали Лигу общественного блага, собрали войско и начали войну, чтобы защищать общественное благо и показать королю, как дурно он управляет государством.
Но и Отман далек от народовластия. Монархический принцип и народовластие должны иметь «средостение» в виде благородного сословия, которое, будучи близко к королю по своему происхождению, в то же самое время близко к народу. Таков строй в Англии, и им Отман восхищается. Если государство живет вечно и не умирает, то это потому, что оно опирается на вечную преемственность мудрости и разума, хранящихся в аристократии, которая оберегает и поддерживает и государство, и свободу. В парламенте, подобном английскому, осуществляется «мудрость предков»; его права велики, его власть священна и неприкосновенна. И во Франции Генеральные Штаты должны иметь право избирать и низлагать королей, заключать мир и объявлять войну, издавать законы, создавать должности и назначать на них известных лиц. Итак, король, обуздываемый знатью, король, власть которого ограничена Штатами, федерация самоуправляющихся общин на местах — вот политический идеал Отмана.
Теории гугенотских публицистов не остались только на бумаге. Второй период гугенотских войн, как мы уже сказали, был временем создания гугенотского государства на юге Франции. Оно, конечно, не порывало связи с Францией, существовало внутри французского государства, но имело собственное устройство.
Непосредственно за Варфоломеевской ночью последовали одна за другой еще две войны (четвертая и пятая — 1572–1575, 1575). Гугеноты засели в ряде городов. Сансерр был взят королевскими войсками, но Ла-Рошель устояла, несмотря на ряд приступов. Договоры, заключенные после четвертой (ларошельской) и, особенно, после пятой войны (в Болье), были благоприятны для гугенотов.
Король согласился на все требования гугенотов. Протестантам была предоставлена свобода вероисповедания повсюду, кроме Парижа и территории королевского дворца, право организовывать свои отделения при судебных палатах, переданы восемь крепостей, кроме трех, полученных после четвертой войны, т. е. Нима, Ла-Рошели и Монтобана. Король, кроме этого, согласился признать преступлением убийства Варфоломеевской ночи, возвратить конфискованные у гугенотов имения и восстановить честь погибших гугенотских вождей. Он должен был также допустить политическую организацию гугенотов, сложившуюся после Варфоломеевской ночи.
Проект политической организации протестантской конфедерации был составлен на двух съездах в Мило в 1573 и 1574 гг. Города Ла-Рошель и Монтобан фактически превратились в две городские республики, избравшие свои правительства. Затем они объединились в федерацию. Кроме этого, было постановлено, что каждая городская община будет входить в состав генеральных штатов протестантской конфедерации. Но дворяне здесь решительно господствовали над буржуазией и деревенский замок — над городами. Все это вместе еще в 1573 г. дало возможность гугенотам вооружить несколько крепостей и выставить армию в 20 тыс. человек.
В целом внутри Франции образовалась федеративная республика с явным перевесом дворянства и аристократии. В 1575 г. на съезде в Ниме эта организация была установлена окончательно.
Третий период религиозных войн. Католики и Париж против династии
Мы подходим к третьему (и последнему) периоду религиозных войн. Он начинается с того времени, когда окончательный упадок власти и престижа династии при Генрихе III заставил самих католиков создать организацию, подобную гугенотской.
Карл IX умер 31 мая 1574 г. Правление на время снова перешло в руки Екатерины Медичи, так как наследник престола Генрих Анжуйский, будучи королем польским, находился в это время в Польше. Услыхав о смерти брата, Генрих поспешил во Францию, буквально сбежав от своих верноподданных: в ночь с 18 на 19 июня он тайно исчез из своего Краковского замка и в течение трех дней, почти не отдыхая, скакал к границе владений Габсбургов. За королем гнался дворцовый маршал Тенчинский, но королю удалось ускользнуть от «своего слуги», и 24 июня он прибыл в Вену, откуда через Венецию, Феррару и Турин — во Францию. 13 февраля 1575 г. он был коронован в Реймсе и затем совершил свой торжественный въезд в Париж.
Генрих III не был королем, способным восстановить порядок в стране, выйти с честью из чрезвычайно трудной обстановки и примирить партии. Мелочный и самовлюбленный, порочный и легкомысленный, он быстро растрачивал «последние гроши» королевского авторитета. Его первые требования были направлены к увеличению налогов для пополнения пустующей казны, но его расточительность парализовала все добрые намерения в этом направлении и окончательно подорвала престиж власти. Число недовольных росло и среди протестантов, и среди католиков.
Успехи протестантов заставили и самих католиков подумать об обеспечении своих интересов на случай полного крушения центральной власти. Заключение так называемого «мира брата короля» (paix de Monsieur) с протестантами, к которым на этот раз присоединилась часть католиков, недовольных правлением Екатерины и требовавших нейтралитета в вопросах религии (партия политиков, возглавляемых Данвилем-Монморанси), и последовавший за ним эдикт в Болье свидетельствовали о чрезвычайной неустойчивости и слабости политики Генриха III. Беспорядок в стране прогрессировал.
Католическое дворянство стало думать о союзе с протестантской знатью для того, чтобы совместно добиться ослабления центральной власти в свою пользу. Начался настоящий дележ Франции, совершаемый главарями двух партий. По мирному договору в Болье (1576) Франциск Алансонский, четвертый сын Екатерины и младший брат короля, ставший теперь на сторону гугенотов, получил Анжу, Турень, Берри, наваррский король — Гиень и Конде — Пикардию. Гизам досталось пять областей.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Франции"
Книги похожие на "История Франции" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Альберт Манфред (Отв. редактор) - История Франции"
Отзывы читателей о книге "История Франции", комментарии и мнения людей о произведении.