Галина Смирнова - Опыт ливийской революции

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Опыт ливийской революции"
Описание и краткое содержание "Опыт ливийской революции" читать бесплатно онлайн.
В монографии исследуется социально-экономическое развитие современного ливийскоrо общества: освещаются реформы, осуществленные после ликвидации монархического режима,_изменения в экономической и политической структуре, реализация некоторых положений концепции ливийской революции, изложенных М. Каддафи в "Зеленой книге".
ция запрещается. Процветание в отличие от коммунистов, которые
“приносят в жертву индивидуальное ради коллективного” 12, по¬
нимается как предоставление всем членам общества индивидуальных
и равных возможностей осуществить свои мечты и желания.
Конституционная декларация определяла общественную собст¬
венность как базис для создания производства, которое удовлет¬
ворило бы потребности всего общества. Достижение этой цели
предусматривалось на основе введения систем планирования. “Го¬
сударство разработаю постановление о всенародном национальном
планировании в экономической, социальной и культурной областях.
Сотрудничество (кооперирование) между общественным и частным
секторами будет поставлено под контроль государства для дости¬
жения общего подъема экономики, - отмечалось в ст.9 Конститу¬
ционной декларации 12.
54
Подобное стремление решить проблему соотношения частной и
общественной собственности с помощью регулирующей роли государ¬
ства свойственно многим идеологам “третьего мира”. Например, нидям* деятель национально-освободительного движения Сукарно, идеолог мархаэнизма, призывал к созданию смешанной экономики, гарыоничвскощу сочетанию основанной на труде личной, коопера¬
тивной и государственной собственности при ведущей роли госу¬
дарственного сектор». В государственном регулировании он видел
важнейшее средство установления социальной справедливости, ко¬
торая согласно его взглядам означала “не только политическое
равенство… но н осуществление равноправия в экономической об¬
ласти, т.е. всеобщее благоденствие”
В начале 70-х годов появились первые упоминания о “третьей
всемирной теории” Каддафи. Эта теория противопоставлялась “всем
существующим ныне в мире политическим системам” *5. Идейно-тео¬
ретические основы “третьей всемирной теории” наложены в “Зеле¬
ной книге”, вышедшей в 1976-1979 гг. Основные положения этой
теории предусматривают: уничтожение всякой эксплуатации чело¬
века человеком; устранение классовой борьбы в обществе мирны¬
ми средствами; предоставление равных возможностей всем членам
общества и ликвидацию слаборазвитости; построение в Ливии “но¬
вого социалистического общества” в форме государства прямого
народовластия (джамахирии).
Свое истолкование зкономических основ “нового социалисти¬
ческого общества” лидер ливийской революции излагает во второй
части “Зеленой книги”. Из его представлений следует, что нет
принципиальных различий между капиталистической и коммунисти¬
ческой сиотемами. Каддафи считает, что главная экономическая
проблема, заключающаяся в существовании категорий “работники”
и “работодатели”, в “коммунистической системе” не решена. “Уси¬
лия решить ее в офере отношений собственности не разрешили
проблем производителей, которые по-прежнему являются наемными
работниками, несмотря на то что саше консервативные Форш
собственности сменились самими прогрессивными при существовании
промежуточных форы”, - говорится в “Зеленой книге” . Под про¬
грессивными формами, очевидно, имеется в виду обобществление
частной собственности.
Природа эксплуатации, по его мнению, заключена в наемном
труде, а отнюдь не в частной собственности на~средства произ¬
водства, так как наемный рабочий получает меньшую часть резуль¬
татов своего труда. По тению Каддафи, лица, продающие свой труд
4-4 449 55
и получающие заработную плату, остаются разновидностью рабов, не¬
зависимо от того, на кого они трудятся - на государство или на
частного владельца. Изменение форм собственности, замена частной
собственности общественной не изменили положения наежых работни¬
ков, не ликвидировали эксплуатацию трудящихся, так как наежый
труд сохраняется ив том, и в другом случае. То, что рабочие полу¬
чают на государственном предприятии в форме заработной платы или в
виде отчисления от прибылей,а также от государства из фондов со¬
циального обеспечения, не отличается от заработной штаты на
частном предприятии.
Главной причиной столь несправедливого положения Каддафи
считает существование заработной штаты, ирадикалъное решение
экономических проблем он видит в ее отмене, в “освобождении
человека от ее оков”, в возвращении “к естественным правилам, определявшим эти отношения (т.е. отношения с собственниками
или производственными предприятиями. - Г.С.) до появления клас¬
сов, равных форм правления и законодательства, созданного че¬
ловеком” Почему трудящиеся получают заработную плату? -
спрашивает он. - Да погощу, что они осуществляют производствен¬
ный процесс в интересах других, - тех, кто их нанял для изго¬
товления продукции. Следовательно, они не потребляют произво¬
дима ими продукт, а вынуждены уступать его в обмен на зара¬
ботную плату. Правильным же является принцип: “Кто производит, тот и потребляет” 18. Ливийский руководитель считает, что “те
изменения, в результате которых собственность переходила из
рук в руки, не решали вопроса о праве работниха на производи¬
ма непосредственно им продукт - ни через посредство общества, ни в виде заработной платы, поскольку производители, несмотря
на изменение форм собственности, по-прежнему остаются наемни-
В то же время Каддафи приэнает, что существуют определен¬
ные рвалжчжя между социалистической ж капиталистической систе¬
мами. Так, в “Зеленой книге” говорится, что в капиталистиче¬
ском обществе существует небольшая группа собственников, кото¬
рые не работают, а эксплуатируют труд других людей, вынужден¬
ных производить, чтобы выжить. Упоминается в вей и о разнице
между государственной собственностью, при которой прибыль полу¬
чает государство, и частным предприятием или корпорацией, в ко¬
торых прибыль достается частным владельцам. Каддафи утверждает
естественное право трудящегося распоряжаться произведенным им
продуктом не через заработную плату, а непосредственно. Осуще¬
56
ствлению этого принципа препятствует господство систеш зара¬
ботной платы, порождавшей “жестокость, несправедливость и экс¬
плуатацию человека человеком”. Вот почему коренное решение эко¬
номической проблемы, т.е. создание “нового социалистического
общества”, сформулировано им в виде лозунгов: “Не наемные ра¬
ботники, а партнеры”
Автор “третьей всемирной теории” сосредоточивает основное
внимание на распределении богатств, в то время как непосредст¬
венный процесс производства лежит на периферии его интересов.
В “Зеленой книге” выделяются следующие составные элементы про¬
изводства: предметы труда, орудия производства и производитель.
Согласно естественному закону равенства между ними, каждый эле¬
мент получает свою долю в результате производства. Поскольку
каждый из них необходим и обязателен, т.е. все они - равнознач¬
ные элементы производственного процесса, каждый из них имеет
право на произведшей продукт, и предпочтение одного другому
противоречит естественному правилу равенства и является пося¬
гательством на права другого. “Каждому элементу производства
принадлежит своя доля”, - пишет М.Каддафи Суть экономичес¬
кой проблемы с его точки зрения заключена в вопросе распреде¬
ления произведенного продукта, равная доля которого принадле¬
жит трем элементам производства.
Как справедливо отмечали Л.Р.Полонская и А.I.Вафа, эконо¬
мическая проблема сводится у Каддафи к распределению произве¬
денного продукта. “С этой точки зрения важно не то, в чьих ру¬
ках находятся средства производства, а важно, чтобы непосред¬
ственный производитель не получал заработной платы и произво¬
дил не больше того, что отвечает его потребностям. Тогда будто
бы исчезнет необходимость в заработной плате и деньгах” 22.
Автор “Зеленой книги” критикует все общественно-экономичес¬
кие формации, за исключением первобытнообщинного строя, и соз¬
дает овою собственную модель бесклассового общества. Он призы¬
вает к уничтожению систеш наемного труда. Переход от общества
лиц наемного труда к обществу участников в труде выдвигается
им в качестве экономической оснош “нового социалистического
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Опыт ливийской революции"
Книги похожие на "Опыт ливийской революции" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Галина Смирнова - Опыт ливийской революции"
Отзывы читателей о книге "Опыт ливийской революции", комментарии и мнения людей о произведении.