Галина Смирнова - Опыт ливийской революции

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Опыт ливийской революции"
Описание и краткое содержание "Опыт ливийской революции" читать бесплатно онлайн.
В монографии исследуется социально-экономическое развитие современного ливийскоrо общества: освещаются реформы, осуществленные после ликвидации монархического режима,_изменения в экономической и политической структуре, реализация некоторых положений концепции ливийской революции, изложенных М. Каддафи в "Зеленой книге".
ного социалистического строя на оонове принципов ислама и араб¬
ского национализма; в области анемией политики - борьбу против
империализма, сионизма и расизма, за позитивный нейтралитет, ориентация на прогрессивные арабские режиш и братское сотруд¬
ничество с ними, арабское единство на основе оплочения прогрес¬
сивных арабских режимов *. Идеалами сентябрьской революции были
объявлены Свобода, Социализм, Ехинотво.
Основные положения соцжально-економической политики были
изложены Советом ревоялционного командования в програшшом до¬
кументе револщин - Конституционной декларации, которая была
опубликована в декабре 1969 г. Она определяла оуцность нового
государственно-политического строя, его экономические основы, методы ревенкя социальных проблем. Главной целью провозглаша¬
лось “построение социализма путем установления социальной спра¬
ведливости, т.е. запрещение любых форм эксплуатации… дости¬
жение через установление социалистических отношений в обществе
самостоятельности производителя в процессе производства и спра¬
ведливости в распределении, устранение мирными средствами про¬
тиворечий, существукцих между классами, и создание на базе этих
принципов общества всеобщего благосостояния, вдохновленного ис¬
ламским и арабским наследием, его культурными ценностями и спе¬
цифическими особенностями ливийского общества”
4-2 449 51
Ливийские руководители считали, что социализм, провозгла¬
шенный сентябрьской револщней, проистекает ив Корана и продик¬
тован потребностями народа. Они полагали, что социализм, бази¬
рующийся на исламских принципах, болъве подходит для ливийского
общества, чем кошунизы или научный социализм. Согласно взгля¬
дам М.Каддафи, социализм не является, идеей, возникшей в новое
время; идея социализма возникла еще в древности. “Социализм не
был изобретением Сентябрьской револщии, он существовал вместе
с исламом и основан на исламских принципах справедливости и
честности. Коран проклинает эксплуатацию и бедность, выступая
против феодализма. Социализм, внтекащий из Корана, обеспечит
справедливость и счастье для всех. Он осуждает эксплуатацию и
господство одного класса над другим, что происходит и при ка¬
питализме, и при коммунизме. Существуют большие различия нейду
зтими системами и социализмом, провозглашенным Сентябрьской
револщней”, - заявлял К. Каддафи 3. Наивнсним социальным идеа¬
лом для мусульман являетоя, по его мнению, основанная пророком
Нухамюдом мусульман пеня община, в которой отсутствовали зхсп-
луататорские отношения. Впоследствии, однако, ндеальннй порядок
был нарушен коррупцией разбогатевшей верхушки. Ликвидация со¬
циального неравенотва и зкеплуатации означает, таким образом, возврат к изначальным мусульманским ценностям, “скромному пури¬
танскому образу жизни мусульман” *.
В втих взглядах Каддафи прослеживается свивь с идеалами, проповедовавшимися в свое время Мухаммедом бен Али ас-Сенуон, который выступал за возвращение к основанным на социальной
справедливости традиционным исламоким нормам, к вере и обра¬
зу жизни ранних дней ислама. Подобное обращение к национальной
истории, деятелям прошлого, подчёркивание духовннх и моральных
ценностей ислама характерно и для других идеологов арабского
национально-освободительного дмияи и прогрешннх документов
развивающихся стран, особенно тех, где получили развитие попу¬
листские идея. “В активном и строгом исламе, - говорилось в
Национальной хартии АВДР, - благодаря присущему ему чувству
справедливости и равенства алжирский народ находил прибежище в
саше тяжелые времена колониального господства… Ислам принес
в мир возвышенную концепцию человеческого достоинства, которая
осуждает расизм, вовинизм, зкоплуатацию человека человеком.
Его глубокий эгалитаризм может найти свое выражение примени¬
тельно к каждой эпохе”
52
7 алжирских руководителе! построение социализма такие ото¬
ждествляется с “расцветом мусульманских ценностей, которые яв¬
ляются основополагающей составной частью самобытности алжирско¬
го народа” ®. На воззрения алжирских лидеров, как и на взгляды
Каддафи, несомненно, оказали влияние идеи одного из крупнейших
идеологов популизма, - Ф.Фанона. Некоторые из них получили от¬
ражение в Трошолийакой прогрямме и последующих програшннх до¬
кументах Алжира.
Можно провести параллель и с популистскими теориями в дру¬
гих развивающихся от родах, например с обращением U.K.Ганди к
древнеиндийской цивилизации, с его проповедью уравнительности, идеализацией института общины. Известный бирманский политиче¬
ский деятель 7 Ну активно проповедовал “буддийский социализм”, истоки которого он относил и далекому прошлому, эре “дерева Па-
дейтн”, когда все люди кили счастливо, “пока не настал вех алч-
ноотн и частной инициативы” 7. Лозунги равенства, братства н
свободы выдвигались и Сунь Ят-сеном 8.
Ливийский руководитель проповедует “естественный” социа¬
лизм. “Естественные правила, лежащие в основе естественного со¬
циализма, основанного на равенстве элементов экономического
производства, - пилет М.Каддафи, - обусловили приблизительно
равное потребление продуктов природы людьми. Эксплуатация че¬
ловека человеком, стремление человека присвоить себе больше, чем ему необходимо, является отходом от естественных правил, началом деградации ■ отступления от здоровых норм жизни чело¬
веческого общества в началом зарождения эксплуататорского об¬
щества” 9.
На определение социализма, разработанное ливийским руково¬
дителем и его сторонниками, сильное влияние оказали такие идеи
египетской революции, в частности концепция арабокого социализ¬
ма, выдвинутая Гемалем Абдель Насером. Имеется много общего
медду дефинициями социализма, прнвсдишши в «илидявАят ладе-
ре ливийской револпден и содержащимися в египетской Хартии на¬
циональных действий. “Социализм - это построение общества дос¬
татка и справедливости, общества труда и равенства возможнос¬
тей, общества производства продукции и общества услуг. В таком
понимании демократия и социализм являются единым продолжением
революционной деятельности. Демократия - это политическая сво¬
бода, социализм - социальная свобода. Обе они представляют две
стороны истинной свободы… Социальную свободу можно осущест¬
вить только при равных для каждого гражданина возможностях на
4-3 449 53
справедливую долю в национальном богатстве” ДияиЛоюгй ли¬
дер также рассматривал социализм как коллективное участие в
производстве и справедливом распределении продукции.
Во взглядах на классовую борьбу также заметно влияние идей
египетской револхции. Например, Насер говорил о классовой гар¬
монии и устранении противоречий в обществе мирными средствами.
Для ливийского руководителя также характерно отрицание классов
и классовой борьбы. Совершив революцию, Совет революционного
командования приступил к формированию новой политической над¬
стройки и строительству нового общества путем “изменения соци¬
ально-экономической структуры, унаследованной от королевского
режима, на основе общественной собственности, сотрудничества
между общественным и частным секторами в экономике, разрешения
противоречий в ливийском обществе мирными средствами, на осно¬
ве сотрудничества между всеми его классами и слоями”
Близка к идеям Насера и концепция эксплуататорского и не¬
эксплуататорского капитализма, а также возможности использова¬
ния последнего в общенациональных интересах. М.Каддафо, как и
Насер, признает частную собственность и рассматривает ее как
неотъемлемое право человека. Он считает ео естественным побу¬
дительным стимулом, заставляющим человека упорнее трудиться.
Подобно египетскому лидеру, он считает, что частная собствен¬
ность не должна быть эксплуататорской; но всем членам общест¬
ва, вовлеченным в производство, разрешается стать “партнерши
во воех доходах, создаваемых их собственным трудом”. Таким об¬
разом, право на частную собственность сохраняется, эксплуата¬
ция запрещается. Процветание в отличие от коммунистов, которые
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Опыт ливийской революции"
Книги похожие на "Опыт ливийской революции" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Галина Смирнова - Опыт ливийской революции"
Отзывы читателей о книге "Опыт ливийской революции", комментарии и мнения людей о произведении.