» » » » Екатерина Светова, - Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти


Авторские права

Екатерина Светова, - Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти

Здесь можно скачать бесплатно "Екатерина Светова, - Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство Типография МГУ, год 2013. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Екатерина Светова, - Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти
Рейтинг:
Название:
Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти
Издательство:
Типография МГУ
Год:
2013
ISBN:
978-5-9904184-1-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти"

Описание и краткое содержание "Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти" читать бесплатно онлайн.



В монографии исследуется положение царского двора Алексея Михайловича в контексте абсолютизирующейся царской власти. Комплексно рассматриваются персональный состав элитной части двора, его структура и связь с управленческим аппаратом государства; освещаются борьба придворных группировок, родственные связи внутри элиты; даны политические портреты наиболее значимых представителей придворной элиты; раскрываются деятельность огромного дворцового хозяйства и культурно-бытовые особенности придворной жизни. Монография основана на широком круге источников, большая часть которых извлечена из архивов и вводится в научный оборот впервые.






вилось неповторимым произведением изобразительного искусства. Ини-

циатива А.С. Матвеева по созданию рукописных, в основном переводных,

книг, конечно же, пришлась по вкусу царю Алексею Михайловичу, кото-

рому боярин всячески стремился угодить. По указу царя в мастерской па-

лате Посольского приказа была выполнена «Книга об избрании царя

Михаила Федоровича», преподнесенная царю и ставшая частью его об-

ширной библиотеки.

Среди всех произведений мастерской Посольского приказа особо

выделяется своим богатством и искусством оформления лицевая рукопись

– «Титулярник», или «Большая Государственная книга». Эту книгу можно

назвать справочником, поскольку она содержит генеалогию Рюриковичей

и первых Романовых с их портретными изображениями. Кроме того, в ней

представлены 33 «герба» русских городов, земель, княжеств, имена и

портреты зарубежных правителей (императора Священной Римской импе-

рии Леопольда I, французского короля Людовика XIV, английского короля

Карла II и др.), с которыми Россия имела дипломатические отношения,

имена и портреты православных патриархов и краткое описание важней-

ших событий правления великих киевских и московских князей и царей 433.

170 -

Особо ценным среди всех портретов является прижизненное изобра-

жение царя Алексея Михайловича, которое ему очень понравилось. По-

этому в последующих вариантах «Титулярника» оно было воспроизведено

без изменений и стало каноническим образцом изображений царя.

К оформлению «Большой Государственной книги» А.С. Матвеев

привлек лучших, наиболее талантливых художников, работавших над

портретами, и золотописцев, украшавших портреты орнаментами и

клеймами. Установлено, что художников было двое: Иван Максимов –

ученик Симона Ушакова, ставший впоследствии царским иконописцем и

написавший в 1685 г. 434 портрет царя Федора Алексеевича, а также

Дмитрий Львов.

Во главе золотописцев, оформлявших «Титулярник», стоял Г.А. Бла-

гушин – непревзойденный мастер орнаментального искусства XVII в.

Оформленные его рукой грамоты считались образцовыми, потому и работа

достойно оплачивалась. Годовой оклад мастера составлял 40 рублей 435.

Г.А. Благушин принимал участие в украшении таких книг, как «Учение о

хитрости ратного строя», «Василиологион», «Книга об избрании царя Ми-

хаила Федоровича». Работа мастеров, служивших в Посольском приказе и

трудившихся над «Титулярником», после ее окончания была вознагражде-

на: И. Максимову заплатили 15 рублей, Д. Львову – 10, Г. Благушину – 15

рублей. Получив прекрасную книгу в подарок, Алексей Михайлович оце-

нил по достоинству ее художественную красоту и решил оставить этот эк-

земпляр в приказе «для работы».

Назначение «Титулярника» было многосторонним. Он служил по-

знавательным пособием для царских наследников и русских дипломатов,

мог использоваться дьяками Посольского приказа при написании грамот,

посылаемых за рубеж, а также царедворцами, интересующимися историей.

Искусно оформленная книга производила глубокое впечатление на послов

иностранных держав, посещавших Москву. В связи с этим Алексей Ми-

хайлович заказал в Посольском приказе еще два экземпляра «Титулярни-

171 -

ка» – для самого себя и для царевича Федора 436. Все портреты к новым из-

даниям были переработаны под влиянием западной барочной иллюстра-

тивной гравюры, лица героев стали более оживленными и приобрели

драматизм 437.

Среди других богато иллюстрированных портретами рукописей сле-

дует отметить «Родословие пресветлейших и вельможнейших великих мо-

сковских князей и прочия и всея России непобедимых монархов» 1673 г.,

принадлежавшее Лаврентию Хуреличу. В 1673 г. придворный ученый им-

ператора Священной Римской империи Леопольда I, герольдмейстер Боге-

мии Лаврентий Хурелич преподнес Алексею Михайловичу

генеалогический труд, в котором доказывал родство царя с правящими

домами Европы.

Рукопись на латыни (переведена Николаем Спафарием) была богато

украшена портретами, в том числе и Алексея Михайловича, причем порт-

реты выполнены самим ученым или его художником. По всей вероятности,

труд Хурелича понравился государю как по содержанию, так и по оформ-

лению, и он приказал сделать с него два богато украшенных перевода.

Оформление переводных книг в Посольском приказе должно было быть

очень красочным, искусно выполненным, что привело к расширению шта-

та Мастерской палаты приказа. Талантливые художники трудились над

созданием все новых произведений рукописной книжности.

Такие издания, как «Титулярник» и «Родословие» Л. Хурелича, соз-

даваемые в Посольском приказе, служили прославлению династии Рома-

новых и теперь уже литературно подчеркивали абсолютизацию царской

власти. С этими книгами знакомился не только сам царь, но и придвор-

ные. Некоторые из них заказывали копии рукописей для домашних биб-

лиотек, тем самым стараясь перенять вкусы государя и угодить ему. Таким

образом, и Посольский приказ во главе с А.С. Матвеевым, и все придвор-

ные участвовали в процессе укрепления монаршей власти.

172 -

Иностранные и отечественные живописцы оформляли внутренние

интерьеры новых государевых хором в Кремле, в селах Коломенское и

Преображенское, создавая «стенное травное письмо». В Саввино-

Сторожевском монастыре мастера Оружейной палаты «травами» расписы-

вали больничные кельи. Используя западноевропейские образцы, они соз-

давали декорации к первому в России театру. Для дворцов создавалась

новая мебель с резьбой и позолотой.

В 1664 г. было решено провести реставрацию стенной росписи в

кремлевском дворце: «указал государь в своих палатах в передней комнате

и на золотом крыльце стенное травное письмо починить и где будет почи-

нить немочно, написать вновь. А к тому делу иконников и травщиков и зо-

лото и краски указал велел государь иметь из Оружейной палаты» 438.

Работы во дворце проводились под руководством С. Ушакова и Ф. Козло-

ва. Кузьма Константинов со «товарищи» поновляли стенописи в Гранови-

той палате.

В церквях «нарышкинского стиля» создавались роскошные иконо-

стасы в стиле барокко. Живописцы в Оружейной палате расписывали для

царя куриные и деревянные яйца к Пасхе «по золоту цветными красками

разными самыми добрыми травными образцы» 439, киоты, шкафы, восковые

большие свечи, печные изразцы, ларцы, кареты и прочее 440. Для детской

«потехи» мастера расписывали игрушки, в частности, для царевича Алек-

сея Алексеевича были расписаны деревянный лук, шахматные доски,

древки для флагов, для Федора Алексеевича – потешные барабаны и тоже

шахматные доски.

Неотъемлемой частью придворного быта при Алексее Михайловиче

стало строительство и украшение его загородных резиденций. Посещение

царских «усадьб» двором соответствовало веяниям западной культуры. В

Европе королевские загородные резиденции были непременным атрибутом

придворной жизни. В них из столицы нередко переезжал весь двор, при

участии короля и придворных проводились праздники, увеселения. Запад-

173 -

ная мода не могла не повлиять на устройство российского царского двора

за пределами столицы, тем более этого требовала абсолютизация власти.

Таких загородных резиденций, по обширности территории и по богатству

казны, царь мог позволить себе несколько, среди них Коломенское, Из-

майлово, Преображенское, Алексеевское. Однако по замыслу Алексея Ми-

хайловича царские подмосковные села были не только местом приятного

времяпрепровождения двора, но и центром его вотчинного хозяйства.

Парадной загородной царской резиденцией служило село Коломен-

ское. В 1667 – 1671 гг. мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайло-

вым в царской усадьбе был возведен деревянный дворец, в состав которого

входили хоромы не только для государя, царицы, царевича и царевен, но и

покои придворных. Дворец имел необыкновенное композиционное по-

строение, оригинальный декор. С первого взгляда казалось, что он выстро-

ен в традициях древнерусского зодчества, однако в его архитектуру были


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти"

Книги похожие на "Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Екатерина Светова,

Екатерина Светова, - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Екатерина Светова, - Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти"

Отзывы читателей о книге "Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.