» » » » Екатерина Светова, - Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти


Авторские права

Екатерина Светова, - Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти

Здесь можно скачать бесплатно "Екатерина Светова, - Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство Типография МГУ, год 2013. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Екатерина Светова, - Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти
Рейтинг:
Название:
Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти
Издательство:
Типография МГУ
Год:
2013
ISBN:
978-5-9904184-1-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти"

Описание и краткое содержание "Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти" читать бесплатно онлайн.



В монографии исследуется положение царского двора Алексея Михайловича в контексте абсолютизирующейся царской власти. Комплексно рассматриваются персональный состав элитной части двора, его структура и связь с управленческим аппаратом государства; освещаются борьба придворных группировок, родственные связи внутри элиты; даны политические портреты наиболее значимых представителей придворной элиты; раскрываются деятельность огромного дворцового хозяйства и культурно-бытовые особенности придворной жизни. Монография основана на широком круге источников, большая часть которых извлечена из архивов и вводится в научный оборот впервые.






кусство, дарованное немногим, и что оно должно быть приближено к

реальной жизни. Стремление к новому видению и пониманию человека за-

хватило, начиная с середины XVII в., круги иконописцев, работавших,

прежде всего, в Оружейной палате.

Новое видение мастеров во многом следовало художественным вку-

сам царя и привело к усовершенствованию живописного светского изо-

бражения – парсуны. По принятому определению, парсуна – начальный

этап развития отечественного светского портрета, явление типичное для

переходного периода от Средневековья к Новому времени. Она соединяет

в себе черты иконописной традиции и стремление овладеть законами со-

временной европейской живописи 420.

К середине XVII в. (1642 – 1643 гг.) при Оружейной палате была ор-

ганизована самостоятельная иконописная мастерская во главе с выдаю-

щимся художником-живописцем Симоном Ушаковым (1626 – 1686). С

1664 по 1686 гг. он работал «жалованным» изографом в Оружейной пала-

те. Круг работ Ушакова чрезвычайно широк. Он писал иконы, миниатюры,

парсуны, расписывал военные знамена: «знамя великого государя полко-

вое – Покров Пресвятой Богородицы в полк» 421, мебель, другие предметы

домашнего быта, чертил географические карты, работал гравером.

Его перу принадлежит теоретический трактат «Слово к люботщате-

лям иконного писания». В этой работе С. Ушаков выступил в защиту но-

вых художественных принципов: свободу личности художника, чтобы

166 -

«начертать образы» 422, его право на «фантазию». Отстаивал художник и

главный для себя принцип «живоподобия» – художник должен стать зер-

калом, «живо изображати» все увиденное. «Образы, – по словам С. Уша-

кова, – являются свидетелями прошедших времен, показывают нам то, что

находится вдали, и одновременно представляют нам то, что находится в

разных местах» 423.

Для того чтобы облегчить задачу начинающим художникам, Симон

счел необходимым составить «алфавит»: каталог, где должны быть зари-

совки человеческого тела в разных ракурсах 424. Такой подход к творчеству

соответствовал новым художественным представлениям. Вслед за евро-

пейскими традициями, С. Ушаков выступал за создание натурных произ-

ведений и обучение молодых художников письму «с живого», что было

абсолютно новым шагом в отечественной живописи. Он особо обращал

внимание на качество работы живописцев, указывал на трудность дости-

жения вершины художественного мастерства и предлагал ввести шесть

уровней овладения живописным искусством. Если нижний, шестой, со-

ставляли ученики, то высший, первый, – «знаменатели и совершение жи-

вописателие» 425, к которым бесспорно относился и сам С. Ушаков.

Его кисти принадлежат мерные иконы святых, покровительствовав-

ших царским детям. Такие иконы заказывали при рождении царевичей или

царевен, их выполняли на доске в рост новорожденного. Новая икона со-

провождала первые годы жизни царствующих особ. Им же в 1668 г. напи-

сана известная икона «Богоматерь Владимирская (Древо Московского

государства – Похвала Богоматери Владимирской)» 426 на фоне стен и ба-

шен Московского Кремля. За стенами художником был изображен великий

князь Иван Калита, сажающий дерево и митрополит Петр, поливающий

его. Слева от дерева фигура царя Алексея Михайловича, а справа – царицы

Марии Ильиничны с царевичами Алексеем и Федором.

Среди других выдающихся работ мастера «Спас Нерукотворный»,

отличающийся особой человечностью образа. У Симона Ушакова было

167 -

много учеников как в Оружейной палате, так и частных. Среди них извест-

ны Георгий Зиновьев, Иван Максимов, Михаил Милютин. Наиболее вер-

ными последователями направления Ушакова были художники

Оружейной Палаты Тихон Филатьев и Кирилл Уланов 427.

В 1643 г. в Москву, в Оружейную палату, был приглашен первый

придворный живописец, портретист немец Иоганн Детерсон, получавший

большое жалованье – 240 рублей в год 428. С его именем связывали один из

прижизненных портретов патриарха Никона. Задачей Детерсона было пи-

сать портреты государя и его вельмож, а также обучать искусству живопи-

си русских учеников, среди которых известны Исаак Абрамов и Флор

Степанов.

С 1660-х гг. в живописной мастерской Оружейной палаты работали

иностранные живописцы: грек А. Юрьев, поляк С. Лопуцкий, голландец Д.

Вухтерс и другие. Иностранцы писали портреты, миниатюры рукописных

книг, гравюры, расписывали ткани и мебель. Судя по сохранившимся ра-

ботам, это были рядовые представители своих национальных школ. Хоро-

шо владевшие ремесленной стороной профессии, они не обладали яркими

творческими индивидуальностями. На определенном этапе иностранные

мастера сыграли свою роль в деле обучения русских живописцев, но в це-

лом не повлияли на развитие национальной художественной школы.

Парсуна возникла в царских мастерских как явление сугубо при-

дворной культуры, и, естественно, первыми портретами стали изображе-

ния царя.

Новшеством были конные портреты русских царей. Такой вариант

стал наиболее распространенным изображением парадного монаршего

портрета, уже широко представленным в западноевропейском искусстве. В

иконописи существовала давняя традиция изображения святых воинов-

всадников, подобные образы были на монетах и печатях. На конном порт-

рете (1670 – 1680 гг. 429) Алексей Михайлович показан с крестом в руке.

168 -

Этим подчеркивалась его роль как православного монарха – защитника и

поборника вселенского православия.

Официальные портреты государя в парадном облачении с атрибута-

ми царской власти (лучший из примеров такого портрета сохранился в со-

брании Государственного исторического музея) стали пользоваться

большой популярностью. Наличие сохранившихся до наших дней не-

скольких портретов царя Алексея Михайловича может свидетельствовать

об их большом числе в XVII в. Последнее дает возможность сделать пред-

положение, что со времени Алексея Михайловича портрет государя стал

обязательным атрибутом официальных государственных учреждений вла-

сти – приказов. Это было внешним выражением абсолютизации царской

власти. В последующие времена такая традиция превратилась в заведен-

ный порядок. Портреты царей и императоров в коллегиях XVIII в. и мини-

стерствах XIX в. были уже обязательным атрибутом.

Царские портреты, конечно миниатюрные, нужны были и для показа

их русскими дипломатами на переговорах с иностранными правителями за

границей. Однако такие портреты только показывали, никогда не оставля-

ли при чужом дворе и не копировали «для остерегания государьского

здравия» 430.

В последней трети XVII в. появились первые портреты «с живства»

русских цариц – Н.К. Нарышкиной 431 и М.М. Апраксиной 432, что, несо-

мненно, было серьезным шагом к светскости в придворном обществе.

Кроме того, сохранились копии XVIII столетия с портретов русских цариц

XVII в. (Е.Л. Стрешневой).

Вслед за царскими парсунами в придворной среде получили распро-

странение живописные изображения, прежде всего ближайшего окружения

царя, а также представителей «второго эшелона» двора. Царские придвор-

ные, следуя новой моде, также стали заказывать для своих домов портреты

европейского типа. Известны портреты бояр А.Л. Ордина-Нащокина, Л.К.

Нарышкина, князей В.В. Голицына, И.А. Репнина и А.Б. Репнина, столь-

169 -

ников Г.П. Годунова, И.В. Власьева, В.Ф. Лютикова. На некоторых карти-

нах (И.В. Власьева, В.В. Голицына) были изображены родовые гербы. К

сожалению, портреты царицы Марии Ильиничны, бояр И.Д. Милославско-

го, А.С. Матвеева, Н.И. Одоевского, известные по документам XVII в., не

сохранились. Интересно, что патриарх Никон также заказал свой портрет в

полном облачении.

Крупнейшим центром рукописной книжности, который обслуживал

царя и его двор, стал Посольский приказ. Под руководством А.С. Матвеева

в приказе переводили и богато иллюстрировали такие иностранные книги,

как «Семь свободных учений», «Василиологион» (история ассирийских,

персидских, греческих царей) и другие. Каждое подобное издание стано-


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти"

Книги похожие на "Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Екатерина Светова,

Екатерина Светова, - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Екатерина Светова, - Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти"

Отзывы читателей о книге "Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.