» » » » Екатерина Светова, - Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти


Авторские права

Екатерина Светова, - Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти

Здесь можно скачать бесплатно "Екатерина Светова, - Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство Типография МГУ, год 2013. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Екатерина Светова, - Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти
Рейтинг:
Название:
Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти
Издательство:
Типография МГУ
Год:
2013
ISBN:
978-5-9904184-1-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти"

Описание и краткое содержание "Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти" читать бесплатно онлайн.



В монографии исследуется положение царского двора Алексея Михайловича в контексте абсолютизирующейся царской власти. Комплексно рассматриваются персональный состав элитной части двора, его структура и связь с управленческим аппаратом государства; освещаются борьба придворных группировок, родственные связи внутри элиты; даны политические портреты наиболее значимых представителей придворной элиты; раскрываются деятельность огромного дворцового хозяйства и культурно-бытовые особенности придворной жизни. Монография основана на широком круге источников, большая часть которых извлечена из архивов и вводится в научный оборот впервые.






О себе же Полоцкий напоминает «Приношу слово в царскую ти па-

лату» 407. Безусловно, такое «слово», прославляющее новую царскую рези-

денцию, ставшую любимым местом пребывания царя, не могло не

понравиться Алексею Михайловичу. Прославлял Полоцкий и своих царст-

венных учеников – царевичей. В «Приветстве» к Федору, Иоанну и Петру

он обращался с наставлениями. «Благословенный из царских чресел плоде,

/ Светло порфирный и багряный роде, / Царя великая, пресветлая чада, /

Всех санов света любы и отрада».

Ты Федоре, дар еси от Бога…

При тебе Господь с нами будет.

Ты Иоанне, благодать нам еси…

Пресветлый Петре, ты нам камень,

Камень предрагий, камень нам нелестный.

О нем же царство сильно укрепится 408.

Одним из наиболее масштабных сочинений в этом цикле является «К

государю приветство по новое браце» с царицею Натальей Кирилловной.

Оно же содержит приветствия к царице, царевичам, царевнам и царскому

двору. В обращении к молодой царице Полоцкий всячески подчеркивал ее

достоинства, правильность выбора государя и желал долгих лет жизни в

супружестве. «Тако доброта твоя царю возлюбися, / Выше всех дщерей

русских ты Бога явися. / Не токмо лицем плоти, но паче душою, / За что

царская душа спряжеся с твоею. / Союзом любви святым да живет с тобою,

/ Тебе царь православный отселе есть глава. / Ты же ему будеши венечная

слава». Под текстом имеется приписка, сделанная рукой самого Полоцко-

го: «Пети многа лета». Обращаясь к придворным, поэт призывал радовать-

162 -

ся «новой хозяйке» царского терема: «Вси любящи Рабы Государя, / Кня-

зи, боляре, пресветлый синклите, / Храбрии вои веселите, / Яко даде Бог

царю помощницу, / Нам же рабам их пресветлу царицу» 409.

Вероятно, стихотворные «подношения» быстро прижились во двор-

це, и знатные придворные, покровительствовавшие Полоцкому, также за-

казывали ему «приветства». Например, в «Рифмологионе» есть стихи

«Федору Юрьевичу Ромадановскому с хлебом ко государю царю прихо-

дящему в день ангела его», «На новое лето здравствование Боярину Богда-

ну Матвеевичу Хитрово».

Можно предположить, что при дворе Алексея Михайловича практи-

ковались специальные камерные действа. Выше было сказано о «Рифмоло-

гионе» С. Полоцкого – сборнике разнообразных стихотворных жанров, в

который вошли вирши, посвященные важнейшим церковным и светским

праздникам. Свои стихи Полоцкий писал, конечно, не для того, чтобы по-

ложить в стол, а с целью довести их до своих слушателей. Их могли читать

сам поэт, царские дети, заучивая их, в том числе и из Букваря, а возможно,

и другие представители элиты. Имеются указания самого Полоцкого на то,

что чтение стихов дополняется пением хора. Все это позволяет высказать

предположение о внедрении в придворную жизнь литературных или лите-

ратурно-музыкальных «вечеров», возникновении жанра придворно-

церемониальной поэзии.

Симеона Полоцкого можно смело назвать первым придворным по-

этом, ни одно важное событие придворной жизни не обходилось без его

внимания, при этом труд поэта достойно вознаграждался. Пожалуй, нико-

гда в последующие времена поздравительные стихи, связанные с придвор-

ной жизнью и повинующиеся эстетике придворного церемониала, не

имели такого распространения, как в годы царствования Алексея Михай-

ловича. «Симеон Полоцкий стал первым российским литератором, позво-

лившим себе поучать власть и российское общество. Вслед за ним явились

другие учителя: Г.Р. Державин, А.Н. Радищев, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоев-

163 -

ский, Л.Н. Толстой» 410. Многие литературные явления второй половины

XVII столетия связаны с деятельностью царского двора, который был

крупнейшим заказчиком общегосударственного масштаба 411.

Формирующаяся придворная культура XVII в. была довольно вос-

приимчива как к различным новым веяниям, так и к идеям просвещенных

людей, способных послужить и царю и двору. Новые литературные жанры

– стихосложение (вирши), драматургия, барочное красноречие пришлись

по вкусу придворному обществу.

Возникновение первого в России театра было бы невозможным без

желания самого царя, который стремился сделать придворную жизнь более

разнообразной и развлечь молодую супругу. Идея театра возникла задолго

до его официального появления в 1672 г. В донесениях российских дипло-

матов, побывавших в Европе, встречаются сведения о представлениях при

королевских дворах. Русские, посетившие в 1659 г. Флоренцию, составили

детальное описание представления, которое их необычайно поразило.

«Князь приказал играть комидию... и того было шесть перемен, да в тех же

палатах объявилося море колеблемо волнами, а в море рыбы… в иной пе-

ремене объявилося человек 50 в латах и почали саблями рубитися… и

многие предивные молодцы и девицы выходят из занавеса в золоте и тан-

цуют, и многие диковинки делали» 412. Подобная информация упоминается

и в «Вестях–Курантах» 413.

Подготовку по созданию придворного театра Алексей Михайлович

поручил своему единомышленнику А.С. Матвееву, который, в свою оче-

редь, отправил полковника Николая фон Штадена в Курляндию для поиска

и найма иностранных комедиантов 414. Одновременно с этим пастору немцу

Иоганну Готфриду Грегори было поручено написать комедию для еще не

существующего театра. Помимо Грегори, в «сценическую группу» также

из Немецкой слободы, вошли его помощники Л. Рингубер и И. Пельцер,

голландский живописец «перспективного дела» П. Иглис, переводчик По-

164 -

сольского приказа Ю. Гибнер, переводивший на русский язык иностран-

ные пьесы, а также музыканты из собственного оркестра А.С. Матвеева.

Первым спектаклем, поставленным силами учеников пастора Грего-

ри 17 октября 1672 г., было «Артаксерксово действо». Пьесу выбрал сам

Алексей Михайлович, поскольку ее сюжет во многом был схож с собы-

тиями придворной жизни, а именно браком царя с Н.К. Нарышкиной. В

сюжете пьесы повествуется о выборе царем Артаксерксом новой жены

среди множества невест своего царства. С новой царицей Есфирью царь

был счастлив.

Премьера, которую Алексей Михайлович смотрел в течение 10 ча-

сов, произвела на него глубокое впечатление. Однако он не спешил выра-

зить свой восторг и только через три месяца пожаловал Грегори за его

труды соболями на 108 рублей 415. Среди других спектаклей Грегори была

«Юдифь». До своей кончины в 1675 г. он поставил 9 представлений.

Другому «режиссеру и сценаристу» Юрию Гибнеру было поручено

поставить спектакль «Темир-Аксаково действо» (или «Баязет и Тамер-

лан»). Для нового «действа» были сшиты костюмы и изготовлен реквизит:

«Темир-Аксаку и Баязету по однорядке с кружевами; жене Баязету юбку с

кружевами, прочим лицам 24 однорядки, 15 кафтанов, 27 шляп,… 4 овчи-

ны на парики и на бороды,… 8 бумажных позолоченных щитов» 416.

В репертуаре придворного театра были пьесы о «Давиде и Голиафе»,

о «Бахусе и Венусе». В честь царя Алексея Михайловича со сцены читался

диалог в его честь «Алексей – человек Божий» (сохранилась даже теат-

ральная программа пьесы) 417. Помимо театральных постановок, царя при-

влекли и танцы под музыку. В 1673 г. он приказал поставить «какую-

нибудь французскую пляску», отдаленно напоминавшую балет. Первым

балетом был «Орфей», в котором танцы сочетались с пением куплетов.

Театр оказался достаточно важной частью придворной культуры,

создавая мир, в котором оживали история и искусство. Он не был забавой

или «потехой» – придворные созывались на спектакли в обязательном по-

165 -

рядке, а за некоторыми посылали даже специальных гонцов. Театр был од-

ним из средств влияния на менталитет придворного общества 418.

Обмирщение культуры в XVII в. сопровождалось интересом к более

реальному изображению образа в живописи. По замечанию Ю.М. Лотмана,

XVII в. стал временем кризиса старой концепции человека и формирова-

нием новой; временем «взрыва» в культуре, эпохой переоценки ценностей

и, прежде всего человека, открытого всем веяниям и страстям 419. В изобра-

зительном искусстве появилось понимание, что «живописание» – это ис-


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти"

Книги похожие на "Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Екатерина Светова,

Екатерина Светова, - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Екатерина Светова, - Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти"

Отзывы читателей о книге "Двор Алексея Михайловича в контексте абсолютизации царской власти", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.