Иоанн Кронштадтский - Дневник. Том V. 1863–1864. Все и во всем Бог. Возлюби ближнего твоего, как самого себя

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Дневник. Том V. 1863–1864. Все и во всем Бог. Возлюби ближнего твоего, как самого себя"
Описание и краткое содержание "Дневник. Том V. 1863–1864. Все и во всем Бог. Возлюби ближнего твоего, как самого себя" читать бесплатно онлайн.
ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ. ДНЕВНИК, том V. 1863-1864. Все и во всем Бог. Возлюби ближнего твоего, как самого себя.
Какой я мерзавец, если благодать Божия меня оставит хоть на час! Я преисполнен бываю скверных, лукавых и хульных помыслов [182], и в сердце — я блудник, мужеложник, злой, гордый, презритель завистливый, скупой, жадный, сребролюбивый, вор, унылый, нетерпеливый, раздражительный, маловер, вольнодумец! Боже! Не покинь создание Твое — очисти и спаси меня!
Когда позовут тебя давать молитву родильнице и младенцу или крестить его, или причащать, или соборовать больного в очень низкую, грязную и душную избу и душа твоя, привыкшая к просторному, чистому, светлому и сухому жилищу, возгнушается этой избою: тогда 1) припомни, что Сам Христос родился и положен был в яслях (См.: Лк. 2, 7); 2) грязи не чуждайся, припомнив, что ты сам образован из грязи и в грязь обратишься и что душа твоя очень, очень нечиста пред Богом, — и вот этой‑то, душевной нечистоты и надо чуждаться и бояться, а не этой, вещественной; 3) воздуху сырого и нечистого, душного не бойся: если в тебе Бог, и с нами Бог, то Он и вредный воздух претворит в здоровый; 4) помяни, что в богатых жилищах живет большею частию маловерие, холодность к Богу, высокомерие, изнеженность, жестокосердие, сребролюбие, скупость, част о леность, а в бедных — вера, усердие к Богу, терпение, смирение, простота, щедрость, труд, — и, значит, бедные жилища несравненно драгоценнее и выше в очах Божиих, чем богатые. — Бог зрит на сердце, а человек на лице (1 Цар. 16, 7), на чин, на знаки отличий, на одежду, да на стены, да на деньги, на мебель, да на внешний лоск светского образования. — Не отказывайся крестить в бедных хижинах ты, живущий в городе и привыкший к великолепию палат и к своему просторному, прекрасному, чистому и удобному жилищу. Не пренебрегай низким лицом и смиренным жилищем его, но смирись пред ним и будь как равный ему, и не презри убогого жилища его — да не прогневаешь Бога своею гордостию.
Дары Божией благости общи для всех нас, чад Божииху: потому, когда подашь милостыню бедному, не пожалей ему своей милостыни и не раскайся в ней, ибо он имеет такое же право на щедроты Господни, как и ты, да, может быть, еще и больше как более достойный тебя, хотя и лишен их для душевной пользы своей и, может быть, твоей. Люби всякого нищего, как себя самогоу: тебе приятно получать дары или награду за труды, хотя ты и не нуждаешься ни в чем, хотя ты и имеешь избытки от насущного продовольствия — и сколько бы много ни имел, все рад бываешь, когда получишь прибыль. Так сорадуйся нищему, подавая ему скудную или щедрую милостыню, радуйся его довольству, как своему, а не жалей, что подал ему будто бы тогда, когда он не нуждается: если б не нуждался, то он не стал бы протягивать руки.
Пресвятая Владычица Богородица после Сына Своего и Бога или купно всей Святой Троицы есть Избавительница наша Пребыстрая от всех зол, особенно от грехов, страстей, напастей, болезней, скорбей, душевной хладности, бессилия, многообразных козней вражиих, малодушия, страха, уныния и отчаяния — и Подательница всех благ [183], всех даров благодатных — всякой добродетели и совершенства и даров телесных — здравия, благопоспешества в делах. Неисчетно велика Пресвятая Дева Богородица и как Матерь Божия, и как Пребыстрая Заступница и Спасительница рода христианского [184] от всех зол и Подательница после Бога всех сил Божественных к святой христианской жизни. О, какое величайшее зло в роде человеческом — разные искушения, грехи, страсти, беды, напасти, болезни, скорби многоразличные: они отравляют жизнь нашу в самом ее источнике — в сердце; они теснят, обессиливают, подавляют, омрачают, лишают покоя, радости и довольства нашу душу, отравляют и без того кратковременную земную жизнь и делают сильное препятствие спасению души. Пресвятая Богородица во всех этих бедах оказывает верующим и призывающим Ее христианам явно и тайно неисчислимые благодеяния, которые ощущают на себе все, призывающие Ее в простоте детской веры. — За это буди Она, Владычица, благословенна и препрославленна от всех родов христианских ныне и всегда и во веки веков.
Есть ли у тебя смиренномудрие и любовь? — Спрашивай себя чаще.
Пресвятая Владычице моя Богородице, Мати моя Пречистая, ближняя моя, единокровная моя (по Крови Сына Твоего, мною приемлемой, и по происхождению от одного Адама), — спаси меня! (Апреля 5 дня 1864 года.)
Господи! Сотвори, чтобы смирение всегда было в основании всех моих мыслей, сердечных движений, всех слов, намерений и поступков. — Господи! Сотвори, чтоб я всегда считал и чувствовал себя ниже всех и честию творил других выше (Ср.: Рим. 12, 10) себя.
Где бы вам обращать щедрые дары Моей благости в повод любви взаимной, а вы — что делаете? — Вы обращаете их в повод к вражде и ненависти друг к другу, к жадности и скупости, к обиде и притеснению ближнего! Вот Я вам! Вы произвольно сделались злыми тварями, столько от Меня облагодетельствованные! — Я обещал вам небо и все блага его, и вечное общение со Мною, с Пречистою Богородицею и с Ангелами Моими, но вы сами себя делаете недостойными вечной жизни и вечного сожития со Мною! Итак, Я отошлю вас в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (Мф. 25, 41), коим вы усердно служили.
Все — Божие — не твое, ты крошки своей не имеешь, и не стоишь ты даров Божиих, а всякого наказания и муки [185]. Потому предоставляй пользоваться другим дарами Божиими, данными тебе: тебе очень немного надо. Обращай их в жертву любви; оставляй долги должником. (Ср.: Мф. 6, 12).
Вскрытие морей, озер и рек — образ разрешения души нашей от тела. И в природе сила связи между разрешением от льда морей, озер и рек и между разрешением души от тела: больные часто умирают пред вскрытием или тотчас по вскрытии их. Воды, разрешившись от льда, становятся лицом к лицу с воздухом, который начинает их колыхать, и с солнцем, которое начинает купаться в их водах: так чистые души, разрешившись от тела, бывают лицом к лицу со Христом, прохлаждаются Им и осияваются Им. Воды, пока на них находится оболочка ледяная, находятся как бы в темнице, в оковах, не имеют непосредственного сообщения с воздухом и с светом солнечным: так и души наши, пока живут в оболочке телесной, они не имеют непосредственного сообщения с Богом и со святыми, а только чрез посредство своей оболочки, отчасти; а когда спадет оболочка телесная, тогда узрим нашего Господа лицом к лицу (1 Кор. 13, 12), — как воды, по вскрытии от льда, бывают непосредственно обращены к солнцу и вступают в непосредственное соприкосновение с воздухом.
Все, что Церковь влагает нам в уста и в слух, есть истина, дыхание или научение Духа Святаго. Благоговей пред каждою мыслию, каждым словом Церкви. Помни, что область мысли и слова — Божие достояние, как и весь мир видимый и невидимый. Ничего ты своего не имеешь, даже — ни мысли, ни слова. ВСЕ ОТЕЦ НАШ, все Бог. — Сливайся в общий строй, как сливается золото в известные формы или как природа сложена в одно стройное целое. Не живи себялюбивою, отдельною жизнию.
Воздержание и пост есть практическая христианская мудрость. Смирение — тоже, почему оно и называется смиренномудрие. Незлобие — тоже.
Душа наша — образ Троицы: мысль — образ Отца; сердце, или желательная способность — образ Сына; воля, или деятельная способность — образ Духа Святого. Потому когда молишься, то не только думай о том, о чем молишься, но и желай того, и старайся делом исполнять то, о чем просишь. — Также когда читаешь или слушаешь Слово Божие, то не только размышляй о читаемом, но и желай исполнить на деле заповеди Христовы, и делом исполняй их. — Не слышатели закона праведны пред Богом, но творцы закона, — они оправдятся (Рим. 2, 13).
Смирение. Считай себя за ничто и ничего своего не имеющим и потому охотно, в простоте сердца, без заботы, размышления и печали делись хлебом–солью, чаем–сахаром с ближними, особенно своими; будь убежден глубоко, что все — земля и вода; что мы — одно телоу, что о всех промышляет Господь; что надо любить всякого, как себяу. — Считай других выше себя и смиряйся пред всеми.
Ни на кого не обижайся ни за что; всегда себя осуждай и признавай себя достойным всякого наказания, мучения, лишения; если случится какая потеря, говори: Бог дал, Бог и взял; наг я вышел из чрева матери своей — наг и отойду в землю (Ср.: Иов. 1, 21). — Только душу свою крепко береги и в любви сохраняй ее. — Сами себя в любви Божией соблюдайте (Иуд. 1, 21).
Человеколюбие и Долготерпеливе Господи! Благодарю Тебя, что Ты быстро услышал меня, воззвавшего к Тебе о помощи, когда воды злобы дошли до души моей [186] и буря зол одержала меня [187], или — буря гордыни, злобы и презорства к брату моему, часто ко мне приходящему. Когда злоба гордыни потопляла меня, я возвел к Тебе око сердца моего и сказал Тебе: Господи! Тяжко согрешаю пред Тобою; хочу избавиться от злобы моей, но без Тебе не могу творить ничесоже (Ср.: Ин. 15, 5); помоги мне! — и Ты избавил меня от вод злобы; в душе моей водворились мир и тишина; мне стало легко и радостно. А я было думал, что я уже опять совершенно развратился сердцем моим и что далече от меня спасение мое (Ср.: Нс. 21, 2). Так отчаяние начинало было уже одолевать мною при виде великой гордости и злобы моей; но Ты только показал мне, только дал мне почувствовать, как я без Тебя немощен, сколь многими слабостями и страстями исполнен, что все благое, всякую добродетель во мне составляешь Ты Сам, деиствуяй вся во всех (1 Кор. 12, 6), — да больше в Тебя верую, на Тебя уповаю и Тебя люблю паче всего, на себя же да не полагаюсь нимало и о себе да не мню нимало, как будто бы я нечто значил или что‑либо доброе мог сделать без Тебя, собственными моими силами.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дневник. Том V. 1863–1864. Все и во всем Бог. Возлюби ближнего твоего, как самого себя"
Книги похожие на "Дневник. Том V. 1863–1864. Все и во всем Бог. Возлюби ближнего твоего, как самого себя" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иоанн Кронштадтский - Дневник. Том V. 1863–1864. Все и во всем Бог. Возлюби ближнего твоего, как самого себя"
Отзывы читателей о книге "Дневник. Том V. 1863–1864. Все и во всем Бог. Возлюби ближнего твоего, как самого себя", комментарии и мнения людей о произведении.