Иоанн Кронштадтский - Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя"
Описание и краткое содержание "Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя" читать бесплатно онлайн.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Дневник, том IV. Душеполезные наставления. Познай самого себя.
Ничего не мысли, не желай, не говори, не предпринимай, не делай, на что нет повеления или указания в Свящершом Писании. Только оно ведет к Животу истинному. Ибо о всяком глаголе, исходящем изо уст Божиих, жив будет, сказано, человек (Мф. 4, 4; Втор. 8, 3).
Если тебе Господь дал благодать, по желанию сердца твоего, помолиться во храме всею душою, с пламенною любовию о людях Господних, о спасении душ их, то жди от диавола — -завистника пламенной молитвы жестокого нападения за этот подвиг любви, если не во время той же, то другой службы, то есть если ты молился за утреней, то он нападет на тебя во время Литургии и так сильно уязвит и расслабит тебя, сколь пламенна и сильна была твоя молитва о людях Господних. Чем же он может так сильно уязвить нас во время службы? Сегодня он запнул меня отрицанием Божественности Третьего Лица Пресвятой Троицы — Духа Божия, Духа Животворящего, — Коим мы и веруем, и молимся, и оживотворяемся, и укрепляемся в служении Богу; когда враг всеет сомнение в сердце касательно Божественности Духа Святого, тогда разрушено будет основание всякой духовной жизни, силы и крепости: и мы становимся безжизненны, стеснены, обессилены, палимы внутренним огнем. Но сомневаться в Божественности Духа Святого, особенно священнику, есть тяжкий грех, ибо священник больше других испытал на себе силу Духа Святого, как имеющий на себе благодать Священства, дивные дела совершающую руками и устами его. Священник Духом Святым совершает все Таинства, и так часто Тайны Животворящие Тела и Крови Господа, которых плоды он на себе так часто испытывал, Тайны Крещения, Миропомазания, Покаяния, Брака, Елеосвящения; Духом Святым священник укрепляется в неосужденном и непостыдном совершении святых Таинств, всех служб; Духом Святым вспомоществуется в поучении народа; Духом Святым чрез посредство крестного знамения часто прогоняет сопротивные силы из своего сердца и от других; Духом Святым укрепляется во всяком добром деле, Им осиявается, упокоевается, радуется, дышит и живет; без Него ни мгновения духовной и праведной жизни не имеет. — Итак, безумно для священника и одну минуту сомневаться в Божестве Святого Духа; и если он усумнится, по действию злого духа, то вдруг лишится всех своих душевных сокровищ и сил: веры, надежды, любви, истины, святыни, духовного утешения и отрады, — и сделается жертвою лютых сердечных мучений; исполнится лице его безчестия (Ср.: Пс. 82, 17), стыда, страха, тамо убоится страха, идеже несть страха (Ср.: Пс. 13, 5). Тут он на опыте узнает, Кто Дух Святой и как горько без Него жить и одну минуту; тут он вкусит, каковы будут муки грешников во аде, где не будет Духа Божия. Вот какие искушения бывают!
† Слава паки и паки Госпоже Царице моей Богородице, избавившей меня от насилия и мучения диавольского, снявшей бесчестие греха с лица моего и даровавшей мне силу произнести слово во славу Ее Благовещения. — 25 марта 1862 года.
Домой пришел с свободным сердцем.
† За ранней обедней враг сильно запнул и расслабил мое сердце; служил смутно, без сочувствия, торопливо, в осуждение себе, до самого Причащения. — Причастился с верою непостыдною [181] успокоился.
† Любовь к Богу и ближнему в настоящем нашем поврежденном состоянии без самопожертвования не бывает и быть не может; кто хочет исполнить заповеди о любви к Богу и ближнему, тот должен заблаговременно обречь себя на подвиги и лишения ради любимых. (Аминь.) О сем познахом любовь, яко Он (Христос) душу Свою по пас положи (1 Ин. 3, 16). Больша сея любве никтоже имать, да кто диши свою положит за дриги своя (Ин. 15, 13).
† Бог есть вечно Бодрый (Ср.: Дан. 4, 10, 20), потому молиться Ему надобно всегда бодрым и трезвенным умом и сердцем [182]: трезвитеся в молитвах (1 Пет. 4, 7), сказано, — и гнать от себя самозабвение и разленение. — Не допусти, чтоб молитва твоя испарилась и от ней остались одни сухие слова, но да дышит она теплотою Духа, как влажный и теплый хлеб, вынутый из печи.
Научить Троичности и воплощению.
† Торжественный вход Господа в Иерусалим есть предызображение торжественного входа Его с верующими в Небесный Иерусалим по конце веков. — Тогда мы восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе; победы знамения носяще [183], и тако всегда с Господем будем (1 Фес. 4, 17).
Возлюбиши ближнего твоего, якоже себе. (Ср.: Мф. 22, 39; Лев. 19, 18).
† Многие люди молятся лицемерно, и их лицемерная молитва вошла у них в привычку, так что они и сами не замечают и не хотят заметить, что молятся лицемерно, а не в духе и истине (Ср.: Ин. 4, 23, 24); и если бы кто сказал им в обличение, что они молятся лицемерно, они прогневались бы на дерзнувшего сказать такую, но их мнению, несообразность. До лицемерия человек доходит не вдруг, а постепенно. Сначала он, может быть, молился от сердца, но потом, так как молиться всегда сердцем составляет значительный труд, к коему надо всегда принуждать себя: Царствие Небесное, сказано, нудится (Мф. 11, 12), — он начинает молиться больше устами, поверхностно, а не из глубины души, ибо это гораздо легче, а потом наконец, при усиленной борьбе плоти и диавола, молится только устами, не доводя до сердца силы слов молитвенных. Таких людей очень много. Господь говорит об них: приближаются Мне людие сии усты своими и устнами чтут <Мя>: сердце же их далече отстоит от Мене (Мф. 15, 8; Ис. 29, 13).
† Что сказано о молитве, то следует сказать и о Причащении Святых, Бессмертных и Животворящих Таин. Часто сначала человек причащается с живою верою и с чувством любви и благоговения, а потом, при непрестанном противодействии плоти и диавола истине Божией, уступает им победу над собою и причащается лицемерно, не Тела и Крови, но, по его мыслям сердечным, — хлеба и вина. Сущность Таин, дух и живот (Ин. 6, 63) их, как сказал Спаситель, не вмещается в нем (Ср.: Ин. 8, 37), он внутренно окрадывается сатаною. — Сохрани, Боже, всех от такого причащения, от такой хулы на Господа. Это же бывает и с Таинством Покаяния.
Два раза враг запнул душу мою сегодня (28 марта). Один раз нетерпением и раздражительностию на жену, другой раз по входе в церковь — презрением на нищего и скупостию; но о первом грехе с усердием помолился я дома пред святыми иконами на утренней молитве, и снял с меня Господь грех мой, из тесноты вывел меня — и поставил на пространне нозе мои (Пс. 30, 9); о втором грехе я припал в храме к престолу благодати (Евр. 4, 16) и к Агнцу Божию, на нем почивающему, с покаянием и сокрушенным сердцем, сказав: Агнче Божий, вземляй грех мира (Ин. 1, 29)! Помилуй мя: согрешил пред Тобою — презрех нищего. — И Он опять снял с меня тяжкое бремя греха [184] и мирное, легкое, сладостное иго Свое (Ср.: Мф. 11, 30) возложил на меня. Слава милосердию Твоему, Агиче Божий! — Марта 28 дня 1862 года.
Упование на богатство, на пищу и питие, на одежду, жилище, на людей есть хула на Духа Святого, ибо мы Духом Святым живем, а не пищею и питием или одеждою, или домом, или человеком. Брат не избавит, избавит ли человек? (Пс. 48, 8.)
В брате, который должен тебе чем–либо, например, если он изобидел тебя чем–либо, или туне ест твою пищу и пьет питие, или взял деньги, созерцай себя самого, который ежедневно причиняет бесчисленные оскорбления Отцу Небесному и, значит, должен Ему тьмою талант (Ср.: Мф. 18, 24) и которому Премилосердый Отец ежедневно прощает множество грехов. Еще: в брате, приходящем к тебе туне хлеб есть, виждь себя, туне ядущего Хлеб Животный (Ин. 6, 35, 48) — Христа Господа. Находи в этом случае повод к радости о благости Отца Небесного и прославлению щедрот Его.
† Он (диавол) человекоубийца бе искони и во ис тине не стоит, яко несть истины в нем: егда глаголет лжу, от своих глаголет, яко ложь есть и отец лжи (Ин. 8, 44). Диавол вначале был сотворен весь ист и г ген, но не устоял в истине и лишил себя всякой истины, сделавшись ложь, то есть прямою противоположностию истины. — Дух есть истина (1 Ин. 5, 6), говорит Владыка, то есть существо Духа–Бога есть истина, потому что Дух Божий есть Сы'и (Исх. 3, 14) и от Hero все, вместе с Отцем и Сыном мир мысленный, духовный и мир чувственный, вещественный. Диавол есть ложь, то есть превратившись сам из истины в ложь, в существо мечтательное, хотя и остался с своей действительностию, то есть с бытием своим, и из себя производит все мечтательное, обольстительное, не сущее, или ложное; только от Сущего — истинное, только от Жизни — жизнь. Диавол же, сделавшись не тем, чем был (из истины — ложь), и производит из себя то, что не есть, то есть мечту, ложь, не жизнь, а смерть, ибо древо от плода своего познается (Ср.: Мф. 7, 16, 20), и никак не может произвести истины, потому что он отпал от ней совершенно и существо свое превратил в ложь, в отрицание всякой истины; а чего не имеет в себе, того не может и произвести из себя: только от Сущего и Истинного сущее и истинное. Мы, поколику стоим в истине, в Боге, — производим истинное: истинные и благие помыслы, святые чувства и добрые дела, а поколику стоим во лжи, — плодим из себя противоположное, диавольское. Господь нарицает не сущая, яко сущая (Рим. 4, 17), а диавол — сущая не сущим. — О отрицание бытия и жизни! О призрак духовный! О мечтатель! Потому он обольщает людей и делает их, если они верят его мечтам как истине, соумышленниками своими. Дух истины есть Жизнь: Дух есть, Иже оживляет, говорит Господь (Ин. 6, 60). По противоположности дух лжи — диавол есть смерть, потому что един Живот наш — Бог, а что противоположно Ему, то — смерть. Жизнь заключается только в истине, потому что истина есть Бог, Виновник всего сущего и живущего.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя"
Книги похожие на "Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иоанн Кронштадтский - Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя"
Отзывы читателей о книге "Дневник. Том IV. 1862. Душеполезные наставления. Познай самого себя", комментарии и мнения людей о произведении.